Метод введения трудных профессиональных ситуаций для развития иноязычной коммуникативной компетенции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается актуальная педагогическая проблема в сфере преподавания иностранного языка — развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Цель исследования — разработать кейсы на иностранном языке для решения трудных профессиональных ситуаций, выполнение которых будет способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции. В исследовании применяются следующие методы: анализ современной научной и методической литературы по проблеме исследования; тестирование; наблюдение за эффективностью работы обучающихся при использовании разработанного комплекса коммуникативных кейсов; статистическая обработка данных. Разработаны и апробированы четыре кейса, объединенные темой «Трудные профессиональные ситуации». Содержание каждого кейса отражает развитие как продуктивных, так и рецептивных видов речевой деятельности. Апробация осуществлялась на базе Челябинского государственного университета в рамках дисциплины «Иностранный язык» направления подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» направленности «Информационно-управленческие технологии» и проводилась для обучающихся первого курса. Один из кейсов представлен в данной статье в качестве иллюстративного материала. Особое внимание уделено изучению влияния трудных ситуаций на поведение человека и его ответную реакцию. Статья содержит описание этапов работы над кейсом, критерии наполненности кейсов, анализ формируемых умений и навыков, а также рекомендации по работе с кейсами. Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрываемый потенциал применения кейсов может быть использован в педагогической деятельности для усовершенствования процесса обучения иностранному языку.

 

Об авторах

Елена Александровна Юхмина

Челябинский государственный университет

Email: yelena.yukhmina@csu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0358-2646
SPIN-код: 7201-6122

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Деловой иностранный язык»

Россия, Челябинск

Дарья Витальевна Шлыкова

Челябинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: shlykova.d@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-9883-3750

магистрант факультета лингвистики и перевода

Россия, Челябинск

Список литературы

  1. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 156–163.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – С. 42.
  3. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004. – 236 с.
  4. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
  5. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 292 c.
  6. Рягузова Е.В. Социальная психология личностных репрезентаций взаимодействия «Я и Другого». – Саратов: Научная книга, 2011. – 304 c.
  7. Тихонова Я.Г. Психологические особенности экстремальных ситуаций: учеб.-метод. пособие. – 2-е изд. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 107 с.
  8. Овчинникова М.Б. Типы трудных ситуаций в профессиональной деятельности руководителей – государственных служащих // Инновационные образовательные технологии. – 2017. – № 1 (49). – С. 35–39.
  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 465 с.
  10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. – М.: Аркти, 2000. – C. 38–39.
  11. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. – 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 125 с.
  12. Renard L. How to become a reflective teacher. The complete guide for reflection in teaching. Book Widgets. Interactive Learning. 2019. https://www.bookwidgets.com/blog/2019/02/how-to-become-a-reflective-teacher-thecomplete-guide-for-reflection-in-te (accessed March 27, 2021).
  13. Basta Y. Role of case studies in teaching English for business and economics. The Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2017. Vol. 5. No. 3. Pp. 553–566.
  14. Hurynovich T. Case study method in teaching foreign languages. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/164847/1/Hurynovich_T.%20CASE%20STUDY%20METHOD%20IN%20TEACHING%20FOREIGN%20LANGUAGES.PDF (accessed March 27, 2021).
  15. Niculina Nae. Teaching English with the case method -a tentative approach. 2019. https://www.researchgate.net/publication/332144980_TEACHING_ENGLISH_WITH_THE_CASE_METHOD_-A_TENTATIVE_APPROACH (accessed March 27, 2021).
  16. Tsaliki E. Teaching English as an additional language: a case study approach. Journal for Multiculural Education. 2020. https://doi.org/10.1108/JME-02-2020-0005 (accessed March 27, 2021).
  17. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989. - 278 с.
  18. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. – URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/17192/%D0%A1%D0%98%D0%A2%D0%A3%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF_%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%94%D0%9D%D0%90%D0%AF (дата обращения: 28.03.2021).
  19. Плотников М.В., Чернявская О.С., Кузнецова Ю.В. Технология case-study: учеб.-метод. пособие. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2014. – 270 с.
  20. Поведение человека в трудных ситуациях / М.К. Кадырова, Д.Э. Абдувахобова, О.Э. Эшмурадов [и др.]. // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 17–20.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Комплекс кейсов для проработки трудных профессиональных ситуаций

Скачать (122KB)
3. Рис. 2. Фрагмент презентации о промышленных объектах, подготовленный студентами для встречи делегации из Китая Источник фото: https://www.chemk.ru/

Скачать (184KB)

© Юхмина Е.А., Шлыкова Д.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».