Процесс формирования экономической культуры курсантов в высших военных учебных заведениях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье приведено исследование процесса формирования и привития экономической культуры курсантам высших военных и технических учебных заведений РФ в условиях неопределенности. Обоснована актуальность проведения научных исследований в данном направлении, подтвержденная результатами опросов, а также изысканиями в процессе реализации учебных программ по дисциплине «Экономика». Выявлены противоречия, обосновывающие необходимость применения новых подходов в формировании экономической культуры, значимой составляющей культуры личности. Произведен анализ научных источников по данной тематике, позволивший охарактеризовать основные структурные элементы экономической культуры личности, сформировать понятийный аппарат, исследовав толкование основной терминологии в зарубежной и отечественной литературе. Предложено применение инновационных методик в области преподавания дисциплины, таких как персонифицированный подход, который может быть использован совместно с базовыми образовательными технологиями в процессе обучения в военном учебном заведении. Изложено вариативное разрешение проблем и противоречий методического и организационного характера. Применение предложенных вариантов позволит создать кластерную модель поэтапного формирования экономической культуры. Представлены педагогические условия успешной реализации разработанной модели привития экономической культуры курсантам высших военных учебных заведений, позволяющие учитывать степень подготовленности различных групп обучающихся, направляющие на усвоение мотивационных установок саморазвития и самореализации. Рассмотрены аспекты использования персонифицированного подхода в процессе формирования экономической культуры курсантов специального факультета. Отображены результаты применения данного подхода, при обеспечении образовательного процесса на специальном факультете Михайловской военной артиллерийской академии, г. Санкт-Петербург (далее МВАА). Предложены возможные направления и пути решения выявленных проблем, что позволит поднять на более высокий уровень содержательный аспект учебных программ и как следствие уровень владения знаниями, умениями, навыками и компетенциями данного направления, а также процесс формирования экономической культуры.

Об авторах

Александра Ивановна Щербакова

Михайловская военная артиллерийская академия МО РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: alex.shcher0104@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9186-8646

преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Тироль Ж. Экономика для общего блага. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. – 696 с.
  2. Родрик Д. Экономика решает: сила и слабость «мрачной науки». – М.: Издательство Института Гайдара, 2017. – 256 с.
  3. Annamaria Lusardi. Financial literacy and the need for financial education: evidence and implications // Swiss Journal of Economics and Statistics. – 2019. 155:1. https://doi.org/10.1186/s41937-019-0027-5
  4. Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификации как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. – 2003. – № 3. – С. 317–330.
  5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya.
  6. Кальней В.А., Шишов С.Е. Государственные образовательные стандарты: соотношение интересов государства, общества и личности: методические рекомендации для преподавателей. – М.: НЦСиМО, 2008. – 36 с.
  7. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12 (218). – С. 85–91.
  8. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономические составляющие компетенций ФГОС ВО неэкономических направлений подготовки // Экономические науки. – 2016. – № 2(135). – С. 23–26.
  9. Ефремов А.Ю. и др. Военная педагогика. – СПб.: Питер, 2016. – 640 с.
  10. Лукашкова И.Л. Модель деонтологической подготовки курсантов учреждения высшего образования министерства внутренних дел // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 12 (190). – С. 121–126.
  11. Альмагамбетова Л.С. Мониторинг трудностей педагогов в понимании содержания, методов, форм организации учебного процесса в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан // Образовательный процесс. – 2017. – № 2. –С. 12–17.
  12. Волгушева А.А. Формирование культуры личности. https://center-yf.ru/data/stat/formirovanie-kultury-lichnosti.php (дата обращения: 15.05.2021)
  13. Хамула Л.А., Левандовская Н.В. Персонифицированный подход к обучению иностранному языку курсантов военного вуза // Воздушно-космические силы. Теория и практика. – 2020. – № 15. – С. 305–313.
  14. Предеина М.Ю. Философия экономики. – Челябинск: Издательский центр ЮурГУ, 2013. – 178 с.
  15. Маклаков А.К. Общая психология. – СПб.: Питер, 2019. – 583 с.
  16. Тюнин А.И. Методика преподавания экономики (настольные экономические игры). – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 167 с.
  17. Бегельсдейк Ш., Маселанд Р. Культура в экономической науке: история, методологические рекомендации и области практического применения. – СПб.: Изд-во Иститута Гайдара, 2016. – 464 с.
  18. Аузан А.А., Никишина Е.Н. Социокультурная экономика: как культура влияет на экономику, а экономика — на культуру: курс лекций. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2021. – 200 с.
  19. Редько А.Н, Лебедева И.С. Комплексный подход в оценке экономических знаний и финансовой грамотности студентов Кубанского государственного медицинского университета при освоении общекультурных компетенций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4–1. – С. 220–224.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Щербакова А.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».