Процесс формирования экономической культуры курсантов в высших военных учебных заведениях
- Авторы: Щербакова А.И.1
-
Учреждения:
- Михайловская военная артиллерийская академия МО РФ
- Выпуск: Том 19, № 2 (2022)
- Страницы: 45-58
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/71792
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.2.4
- ID: 71792
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приведено исследование процесса формирования и привития экономической культуры курсантам высших военных и технических учебных заведений РФ в условиях неопределенности. Обоснована актуальность проведения научных исследований в данном направлении, подтвержденная результатами опросов, а также изысканиями в процессе реализации учебных программ по дисциплине «Экономика». Выявлены противоречия, обосновывающие необходимость применения новых подходов в формировании экономической культуры, значимой составляющей культуры личности. Произведен анализ научных источников по данной тематике, позволивший охарактеризовать основные структурные элементы экономической культуры личности, сформировать понятийный аппарат, исследовав толкование основной терминологии в зарубежной и отечественной литературе. Предложено применение инновационных методик в области преподавания дисциплины, таких как персонифицированный подход, который может быть использован совместно с базовыми образовательными технологиями в процессе обучения в военном учебном заведении. Изложено вариативное разрешение проблем и противоречий методического и организационного характера. Применение предложенных вариантов позволит создать кластерную модель поэтапного формирования экономической культуры. Представлены педагогические условия успешной реализации разработанной модели привития экономической культуры курсантам высших военных учебных заведений, позволяющие учитывать степень подготовленности различных групп обучающихся, направляющие на усвоение мотивационных установок саморазвития и самореализации. Рассмотрены аспекты использования персонифицированного подхода в процессе формирования экономической культуры курсантов специального факультета. Отображены результаты применения данного подхода, при обеспечении образовательного процесса на специальном факультете Михайловской военной артиллерийской академии, г. Санкт-Петербург (далее МВАА). Предложены возможные направления и пути решения выявленных проблем, что позволит поднять на более высокий уровень содержательный аспект учебных программ и как следствие уровень владения знаниями, умениями, навыками и компетенциями данного направления, а также процесс формирования экономической культуры.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александра Ивановна Щербакова
Михайловская военная артиллерийская академия МО РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: alex.shcher0104@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9186-8646
преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Тироль Ж. Экономика для общего блага. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. – 696 с.
- Родрик Д. Экономика решает: сила и слабость «мрачной науки». – М.: Издательство Института Гайдара, 2017. – 256 с.
- Annamaria Lusardi. Financial literacy and the need for financial education: evidence and implications // Swiss Journal of Economics and Statistics. – 2019. 155:1. https://doi.org/10.1186/s41937-019-0027-5
- Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификации как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. – 2003. – № 3. – С. 317–330.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya.
- Кальней В.А., Шишов С.Е. Государственные образовательные стандарты: соотношение интересов государства, общества и личности: методические рекомендации для преподавателей. – М.: НЦСиМО, 2008. – 36 с.
- Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12 (218). – С. 85–91.
- Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономические составляющие компетенций ФГОС ВО неэкономических направлений подготовки // Экономические науки. – 2016. – № 2(135). – С. 23–26.
- Ефремов А.Ю. и др. Военная педагогика. – СПб.: Питер, 2016. – 640 с.
- Лукашкова И.Л. Модель деонтологической подготовки курсантов учреждения высшего образования министерства внутренних дел // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 12 (190). – С. 121–126.
- Альмагамбетова Л.С. Мониторинг трудностей педагогов в понимании содержания, методов, форм организации учебного процесса в условиях обновления содержания образования Республики Казахстан // Образовательный процесс. – 2017. – № 2. –С. 12–17.
- Волгушева А.А. Формирование культуры личности. https://center-yf.ru/data/stat/formirovanie-kultury-lichnosti.php (дата обращения: 15.05.2021)
- Хамула Л.А., Левандовская Н.В. Персонифицированный подход к обучению иностранному языку курсантов военного вуза // Воздушно-космические силы. Теория и практика. – 2020. – № 15. – С. 305–313.
- Предеина М.Ю. Философия экономики. – Челябинск: Издательский центр ЮурГУ, 2013. – 178 с.
- Маклаков А.К. Общая психология. – СПб.: Питер, 2019. – 583 с.
- Тюнин А.И. Методика преподавания экономики (настольные экономические игры). – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 167 с.
- Бегельсдейк Ш., Маселанд Р. Культура в экономической науке: история, методологические рекомендации и области практического применения. – СПб.: Изд-во Иститута Гайдара, 2016. – 464 с.
- Аузан А.А., Никишина Е.Н. Социокультурная экономика: как культура влияет на экономику, а экономика — на культуру: курс лекций. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2021. – 200 с.
- Редько А.Н, Лебедева И.С. Комплексный подход в оценке экономических знаний и финансовой грамотности студентов Кубанского государственного медицинского университета при освоении общекультурных компетенций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4–1. – С. 220–224.
Дополнительные файлы
