Ретроспективный анализ теорий одаренности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследовательский интерес к такому феномену, как одаренность, уже более ста лет проявляется в дискуссиях по нескольким направлениям: антропологическом — о природе человека, педагогическом — о связи между воспитанием, образованием и обучением талантливого ребенка, социальном — об условиях выявления особых способностей детей, психологическом — о сущности, классификации и причинах одаренности. На основе теоретико-эмпирических методов научного исследования (теоретического анализа философской, педагогической, психологической, методической, исторической литературы; контент-анализа нормативно-методических документов, методов сравнения и классификации) получены следующие результаты ретроспективного анализа теорий одаренности. Выделены этапы в развитии понятия «одаренность» и его основополагающие отличительные дефиниции, определены методические принципы теорий одаренности, обоснована необходимость разработки методологических основ процесса непрерывного развития одаренных обучающихся. Ретроспективный анализ эволюционного развития теорий одаренности показал, что их концептуальные различия основаны на разных научных теоретических и методологических подходах, детерминированы динамикой общественно-политических, экономических и социокультурных процессов. С другой стороны, разнообразие концепций является следствием многогранности и сложности природы одаренности, невозможности выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Одаренность рассматривается нами как постепенно развивающаяся компетентность, выступающая в качестве основы эффективной деятельности талантливой личности. Изучение, анализ и обобщение основных элементов теорий одаренности, изложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых, составляет научную платформу для поиска и разработки научно-практических методов развития одаренности, нацеленных на выявление и развитие потенциальных и скрытых возможностей обучающихся, индивидуальное сопровождение их образовательных траекторий, формирование социальной мотивации.

Об авторах

Данил Александрович Ежов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: dan_ezhov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4209-7608

аспирант, кафедра «Теория и методика профессионального образования»; заместитель директора. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Российская Федерация

Россия, Самара

Наталья Владимировна Суханкина

Самарский региональный центр для одаренных детей

Email: sukhankina@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-3816-3801

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Управление человеческими ресурсами». Самарский региональный центр для одаренных детей, Самара, Российская Федерация

Россия, Самара

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Психология образования: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 213 с. – ISBN: 978-5-534-09289-94.
  2. Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2008. – № 2. – С. 154–168 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive/vestnik_2008-2.pdf (дата обращения: 23.01.2021).
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. и др. Программа «Одаренный ребенок» (Основ. положения) / Исслед. центр семьи и детства РАО, Дет. центр Венгера. – М.: Новая школа, 1995. – 64 c. – ISBN 5-7301-0108-2.
  4. Гильбух Ю.З., Гарнец О. Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 147–155 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/904/904147.htm#a22 (дата обращения: 13.01.2021).
  5. Глузман Н.А. Концептуальные основы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с одаренными детьми // Научный результат. Сер. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 3–9.
  6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29–33 [Электронный ресурс]. – URL: http://voppsy.ru/issues/1989/896/896029.htm (дата обращения: 13.12.2020).
  7. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 30–43.
  8. Панов В.И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход: монография. – М.: РУДН, 2005. – 300 с. – ISBN 5-209-00920-3.
  9. Савенков А.И. Психология детской одаренности: Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 440 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.biblio-online.ru/book/AD671AED-84D4-42AF-B55F-12F6FEEF89CE (дата обращения: 13.12.2020). – ISBN 978-5-534-00282-9:
  10. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. – 2002. – № 3. – С.113-146. URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/133.html (дата обращения: 13.12.2020).
  11. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 464 с. – ISBN 9785927002184.
  12. Ушаков Д.В., Шепелева Е.А. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом // Сибирский психологический журнал. – 2014. – № 54. – С. 5–17 [Электронный ресурс]. – URL: http://journals.tsu.ru/psychology/&journal_page=archive&id=1124&articleid=18268 (дата обращения: 13.12.2020).
  13. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2019. – 334 с. – ISBN 978-5-534-07365-2 [Электронный ресурс]. – URL: https://urait.ru/bcode/422937 (дата обращения: 18.12.2020).
  14. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 5. – С. 69–78 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16777861 (дата обращения: 18.12.2020).
  15. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М.: Знание, 1990. – 80 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=18323. – ISBN 5-07-001554-0 (дата обращения: 18.12.2020).
  16. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. – М.: Логос, 1996. – 320 с. – ISBN 5-88439-015-7.
  17. Шумакова Н.Б. К вопросу профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Т. 17. – № 2. – С. 97–105.
  18. Шумакова Н.Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики // Социальные науки и детство. – 2020. – Т. 1. – № 1. – С. 34–46.
  19. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 368 с. – ISBN 5-89502-542-0.
  20. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. – М.: Тайдекс Ко, 2002. – 376 с. – ISBN 5-94702-004-1.
  21. Яковлева Е.Л., Фельдштейн Д.И. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 1997. – 224 с. – ISBN 5-89502-004-6.
  22. Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. N.Y.: Bearly Limited, 1986. 139 р. ISBN 0943456150.
  23. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: сб. переводов / под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Прогресс, 1955. – С. 435–456.
  24. Cattell R.B. The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 1990. V. 26. Pр. 48–57.
  25. Renzulli J.S. A practical system for identifying gifted and talented students. Early Childhood Development, 1990. V. 63. Pр. 9–18.
  26. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: a developmental model for creative productivity. Conceptions of Giftedness. R.J. Sternberg & J.E. Davidson (Eds.). – New York: Cambridge University Press, 1986.
  27. Стернберг Р. Практический интеллект (Practical Intelligence in Everyday Life). – СПб: Питер, 2002. – 272 с. – ISBN: 5-318-00013-4.
  28. Tannenbaum A.J. Gifted Children: Psychological and Educational Perspectives. New York: Macmillan, 1983.
  29. Torrance E.P. The Torrance Tests of Creative Thinking: Norms-Technical Manual. Princeton, NJ: Personal Press, 1974.
  30. Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия: пер. с англ. – СПб: [Б. и.], 1875. – 299 с.
  31. Weigand G. Geschichte und Herleitung eines pädagogischen Begabungsbegriffs. Werte schulischer Begabtenförderung. Begabungsbegriff und Werteorientierung. Frankfurt, M.: Karg-Stiftung, 2011. S. 48–54.
  32. Sternberg R.J. The concept of “giftedness”: A pentagonal implicit theory. The Origins and development of high ability. [edited by] Gregory R. Bock, Kate Ackrill. United Kingdom: CIBA Foundation, 1993. Рp. 5–21. ISBN 0-471-93945-5.
  33. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Изд. Академии наук РСФСР, 1961. – С. 9–20.
  34. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. – 1988. – № 4. – С. 98–107 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/884/884098.htm (дата обращения: 16.12.2020).
  35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. – ISBN 5-09-003428-1.
  36. Begabung und Gesellschaft. Sozialwissenschaftliche Perspektiven auf Begabung und Begabtenförderung. Herausgeber A. Böker, K. Horvath. Springer, 2018. ISBN 978-3-658-21760-0. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-658-21761-7 (accessed December 20, 2020).
  37. Stumpf E. Förderung bei Hochbegabung. Stuttgart: Kohlhammer, 2012. ISBN 978-3-17-021562-7.
  38. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. – 2004. – № 2. – С. 46–68 [Электронный ресурс]. – URL: https://vo.hse.ru/2004-2/26555811.html (дата обращения: 12.12.2020).
  39. Ридецкая О.Г. Психология одаренности: Учеб.-практ. пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с. – ISBN: 978-5-374-00459.
  40. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827 [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 12.12.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ежов Д.А., Суханкина Н.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».