Культура духовной безопасности подростка: определение и характеристика критериальных признаков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена вопросам воспитания подростка как субъекта духовной культуры. Цель данной работы — изучить феномен «культуры духовной безопасности подростка», выявить критерии и их признаки. Поскольку описанное в данной статье носит более теоретический характер и только готовит нас к практической части, использованы следующие методы: анализ, сравнение, сопоставление, изучение методического опыта, обобщение. Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи: 1) рассмотреть явление культуры в представлении отечественной педагогики; 2) проанализировать смежные с предметом исследования понятия: «духовность», «безопасность», «безопасность личности», «духовная безопасность»; 3) на основе изучения характеристик духовной личности выявить критерии культуры духовной безопасности подростка и обозначить основные характеристики данных критериев. Большое внимание в данной статье уделяется традиционной культуре. Духовная безопасность подростка определяется как система условий, обеспечивающая сохранность важных культурных параметров в рамках сложившихся традиционных норм. Определены критерии культуры духовной безопасности подростка. К ним относятся: нравственный, познавательный, аксиологический, информационный. Каждый из критериев имеет показатели, отражающие уровень сформированности у подростка определенных характеристик. Зрелость человека проявляется на различных уровнях — на уровне социально-гражданском и индивидуально-личностном. Данные уровни отражают качества личности, совершенство развития которых мы видим в культуре духовной безопасности. В целом овладение культурой духовной безопасности в подростковом возрасте призвано способствовать развитию созидающей личности. Результаты вносят вклад в теоретическую педагогику и нацелены на дальнейшую разработку методических рекомендаций, создание процессной модели и применение ее на практике.

Об авторах

Евгений Викторович Кротов

Оренбургская духовная семинария

Автор, ответственный за переписку.
Email: geo_pedagog@mail.ru

магистр педагогических наук, заведующий Центром дополнительного об-разования, преподаватель кафедры «Библеистика и богословие» Оренбургской духовной семинарии

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Федеральный закон № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 12.12.2020).
  2. Олейников Ю.В. Концепт новой мировоззренческой парадигмы и мегатренды эволюции социоприродного универсума. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. – 214 с.
  3. Олейников Ю.В. Инфантильный социум? (аналитическое эссе). – М.: Изд-во РГСУ, 2007. – 172 с.
  4. Инновационные процессы в образовании: учеб. пособие / М.В. Бояркина [и др.]. – Чита: Изд-во ЗабГУ, 2019. – 114 с.
  5. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1996. – 152 с.
  6. Культура // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://slovar.cc/enc/bse/2009793.html (дата обращения: 01.03.2021).
  7. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 22.01.2021).
  8. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 22.01.2021).
  9. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 22.01.2021).
  10. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 22.01.2021).
  11. Ремизов В.А. Культура личности как ресурс развития общества: к постановке проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 5 (43). – С. 13–18.
  12. Нестеров А.В. И.А. Ильин о духовном смысле человеческой свободы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. – 2011. – № 3 (23). – С. 84–88.
  13. Рыбаков С.Ю. Проблемы обеспечения духовной безопасности в системе образования России: монография. – Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2011. – 304 с.
  14. Колкунова К.А., Малевич Т.В. Понятие «духовность» в современной российской литературе // Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. – 2014. – Вып. 6 (56). – С. 72–88.
  15. О`Коллинс Джеральд, Фарруджа Эдвард. Краткий богословский словарь / Пер. с англ. (Сер. Современное богословие). – М.: Изд-во ББИ, 2018. – 400 с.
  16. Зверева М.А. Критерии безопасности образовательной среды // Инновационная наука. – 2017. – № 4–2. – С. 172–173.
  17. Коневских Л.А. Духовность как предмет философско-культурологического анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. – Екатеринбург, 2008. – 21 с.
  18. Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М.: Этерна, 2012. – 752 с.
  19. Лифинцева С.Н. Духовность современной личности и пути ее формирования // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2014. – № 2 (2). – С. 64–68.
  20. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Матрица духовности. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. – 188 с.
  21. Динейкина Е.В. Духовно-нравственное становление личности в условиях трансформации современного российского общества: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. – Ставрополь, 2020. – 22 с.
  22. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  23. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (дата обращения: 17.02.2021).
  24. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 22.01.2021).
  25. Вершилов С.А. От безопасности XX века к культуре безопасности XXI столетия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия, психология, педагогика. – 2008. – Т. 8, № 2. – С. 3–7.
  26. Зырянова О.Б. Культура безопасности и безопасность культуры – операционализация понятий // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы: Материалы международного научно-методического семинара (Екатеринбург, 15 марта 2017 г.). – Екатеринбург: УрФУ, 2017. – С. 160–163.
  27. Попов И. Духовная безопасность России (актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности): науч.-метод. пособие / Архиепископ Иоанн (Попов), А.А. Возьмитель, А.И. Хвыля-Олинтер. – М., 2005. – 109 с.
  28. Баишева М.И. Духовно-нравственная приоритетность образования в условиях ментального терроризма // Педагогические науки. Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4. – С. 146–152.
  29. Розенова М.И. Педагогическая психология: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook658/01/part-012.htm (дата обращения: 01.03.2021).
  30. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  31. Рындак В.Г. Педагогика счастья: как учить и учиться быть счастливым. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020. – 180 с.
  32. Статистика самоубийств среди подростков в России. Справка (обновлено 29.02.2020) [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20120220/570313334.html (дата обращения: 28.02.2021).
  33. Тонконогов А.В. Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-философский анализ): автореф. дис. ... докт. филос. наук: 09.00.11. – М., 2011. – 44 с.
  34. Радаев В.А. Вклад русской православной церкви в духовную безопасность страны [Электронный ресурс]. – URL: http://www.perspektivy.info/rus/desk/vklad_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_v_duhovnuju_bezopasnost_strany_2007-01-31.htm (дата обращения: 01.03.2021).
  35. Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 3–8.
  36. Щеткин Ю.Ю. Критерии духовности личности // Концепт. – 2013. – Т. 3. – С. 596–600.
  37. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 1999. – 560 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кротов Е.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».