Особенности изучения коммуникативного дискурса в рамках компетентностного подхода


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена необходимости включения в учебно-методические пособия заданий, направленных на комплексный анализ экстралингвистических факторов ситуации общения. Понимание внешнего контекста позволит сформировать условия для эффективного принятия решений на основе использования социокультурного опыта. Автор демонстрирует, что внедрение контекстуального анализа с акцентом на социо-психологическое содержание позволит сделать процесс обучения иностранным языкам практико-ориентированным и будет способствовать формированию необходимых для иноязычного общения компетенций. Особый акцент предлагается сделать на жанровом наполнении речи, поскольку жанры общения есть речевое отражение видов социального взаимодействия людей. Речевой жанр - это норма, необходимая для реализации коммуникативной цели в рамках выбранного формата сообщения. Специфика общения обусловлена неповторимой комбинацией социально-психологических элементов, определяющих характер взаимоотношений внутри нее. В статье описывается и анализируется тематическое и жанровое наполнение с учетом психоэмоциональных характеристик речи в рамках профессионального общения начальника (доктора Кадди) с подчиненным (доктором Хаусом). В исследовании использовались методы контекстуального, жанрового, когнитивно-семантического и сравнительного анализа. Автор демонстрирует, что контекстуальный анализ является эффективным способом формирования и реализации ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной и информационной компетенций, поскольку знание и понимание роли экстралингвистических факторов в процессе общения во многом предопределяют успешность коммуникации и степень эффективности использования различных языковых средств и речевых тактик и стратегий. Включение в учебно-методические комплексы по обучению иностранному языку заданий, направленных на анализ внешнего контекста, приближенного к реальному, будет способствовать реализации новых подходов к обучению иностранным языкам в высшей школе, дальнейшему внедрению новых федеральных государственных стандартов, способствовать достижению главной цели обучения иностранным языкам - формированию вторичной языковой личности, готовой к иноязычному общению в поликультурном мире.

Об авторах

Елена Валентиновна Максимюк

Сибирский государственный автодорожный университет

Email: Grechko_EV@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки». Российская Федерация, 644080, г. Омск, пр. Мира, 5

Список литературы

  1. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. - М.: Минобрнауки РФ, 2003.
  2. Болотов А.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 37-42.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004.- № 5. - С. 3-12.
  4. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М.: Перемена, 1992. - 329 с.
  5. Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1988. - Вып. 23. - 320 с.
  6. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1988. - Вып. 23. - 320 с.
  7. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
  8. Леонтьев А.А. Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности: автореф. дис. … докт. филол. наук / Леонтьев Алексей Алексеевич - М.: Институт языкознания АН СССР, 1968. - 31 с.
  9. Максимюк Е.В. Функциональная жанровая динамика языкового мышления. Роль языка в формировании когнитивных структур. - Омск: СибАДИ, 2014. - 112 с.
  10. Седов К.Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент»,«колкость» // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 188-195.
  11. Matthiessen C.M.I.M. An introduction to functional grammar [Web Page]. Oxon & New York: Routledge, 2014. 667 p.
  12. Watanabe H. Expression detecting system, expression detecting method and a program [Web Page]. US Patent 7, 546, 310, 2009. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 297753524_Genre_analysis_of_writing_tasks
  13. Martin J.R., White P.R. The language of evaluation [Web Page] (Vol. 2). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2005. 278 p.
  14. Thomson E., de Silva Joyce H., Sano M. Mapping genres, mapping culture: Japanese texts in context. Amsterdam: John Benjamin’s Publishing Company. Tsou W., & Lin V. 2017. R. 1-27 [Web Page]. URL: https://doi.org/10.1075/pbns.281
  15. Halliday M.A.K. Learning how to mean: Explorations in the development of language [Learning how to mean: Explorations in the development of language]. Oxford: Oxford University Press, 1975. 164 p.
  16. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990. - 494 с.
  17. Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 12-23.
  18. Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая организация. - Пермь, 1986. - С. 22-29.
  19. Федосюк М.Ю. Семантика существительных речевой деятельности и теория жанров речи // Русское слово в языке, тексте и культурной среде. - Екатеринбург: Арго, 1997. - С. 60-73.
  20. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 88-99.
  21. Swales J. Genre analysis: English in academic and research settings [Web Page]. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 288 p.
  22. Fakhruddin W.F.W.W., Hassan H. A review of genre approaches within linguistic traditions. LSP International Journal. 2015. 2(2). Pр. 53-68 [Web Page]. URL: https://doi.org/10.11113/ lspi.v2n2.28
  23. Martin J.R., White P.R. The language of evaluation [Web Page] (Vol. 2). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2005. 278 p.
  24. Cornelius S., Cotsworth B. Genre analysis and genre-based approaches to EFL writing: A critical analysis [Genre analysis and genre-based approaches to EFL writing: A critical analysis]. Kansai University Foreign Languages Pedagogy Forum, 14(3), April 22, 2019. Рр. 15-21.
  25. Shi L.S. Chinese EFL teachers’ cognition about the potential of SFL genre-based pedagogy for teaching [Web Page]. College English writing: A case study at a university in China (Doctoral dissertation), Faculty of Social Sciences. University of Wollongong, 2015. 378 p.
  26. Watanabe H. Genre analysis of writing tasks in Japanese university entrance examinations [Web Page]. Language Testing in Asia, 2016. 6(1). P. 4 [Web Page]. URL: https://www.researchgate.net/publication/297753524_Genre_analysis_of_writing_tasks_
  27. Тарасова И.А. Жанр в когнитивной перспективе // Жанры речи. - Саратов, 2018. - № 2 (18). - С. 88-95.
  28. Дементьев В.В. «Актуализатор» и «актуализаторство» в парадигме когнитивной генристики // Жанры речи. - Саратов; М.: Лабиринт, 2012. - Вып. 8. - С. 60-99.
  29. Слышкин Г.Г. Речевой жанр: перспективы концептологического анализа // Жанры речи.- Саратов: Колледж, 2005. - Вып. 4. - С. 34-50.
  30. Тырыгина В.А. К интегративной концепции жанра // Вестник Самарского гос. ун-та. - 2005. - № 4 (38). - С. 116-126.
  31. Баранов А.Г. Когниотипичность текста. К проблеме уровней абстракции текстовой деятельности // Жанры речи: сб. ст. / под ред. В.Е. Гольдина. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 4-12.
  32. Зырянов О.В. Жанровая архитекстуальность лирики как инструмент практической поэтики // Жанр как инструмент прочтения. - Ростов н/Д: Инновационные гуманитарные проекты, 2012. - С. 131-150.
  33. Уфимцева Н.В. Динамика и вариативность языкового сознания: Автореф. дисс.. докт. психол. наук / Уфимцева Наталья Владимировна. - М.: Наука, 1994. - 31 с.
  34. Седов К.Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи-2. - Саратов: Колледж, 1999. - С. 13-26.
  35. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  36. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
  37. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. - М., 2003. - 317 с.
  38. Зимняя И.А. Психолингвистическая схема смыслового восприятия // Смысловое восприятие речевого сообщения. - М.: Наука, 1976. - 263 с.
  39. Новиков А.И. Знания в системах общения // Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. - М., 1989. - С. 58-103.
  40. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. - 163 с.
  41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - С. 297.
  42. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество: избранные труды. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
  43. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.
  44. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 237-280.
  45. Дементьев В.В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компетенции и типология речевых жанров // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 34-44.
  46. Lakoff J. Cognitive Semantics. Meaning and Mental Representations. Bloomington, 1988. Pр. 78-106.
  47. Lakoff George & Mark Johnson. Metaphors We Live by [Web Page]. Chicago: University of Chicago Press, 1980. 191 p.
  48. Ван Дейк Т.А. Междисциплинарное исследование глобальных структур дискурса, взаимодействия и познания. - Нальдвийг, 1980. - С. 65-67.
  49. Падучева Е.В., Виноградов В.В. Наука о языке художественной прозы // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 1995. - Т. 54. - № 3. - С. 39-48.
  50. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. - Саратов: Колледж, 1998. - 123 с.
  51. Захарова Е.П. Коммуникативная норма и речевые жанры // Жанры речи: сборник науч. статей. - Саратов: Колледж, 1999. - 300 с.
  52. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. - 448 с.
  53. Азарова Л.А., Сятковский В.А. Психология девиантного поведения. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.
  54. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. - М.: Наука, 2009. - 304 с.
  55. Фромм Э. Душа человека, ее способность к добру и злу. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 256 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Максимюк Е.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».