Становление понятийного аппарата проблемы формирования коммуникативной рефлексии будущих специалистов


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена вопросу становления понятийного аппарата проблемы формирования коммуникативной рефлексии будущих специалистов через призму исторического аспекта. Проблема рефлексии - одна из самых древних и вместе с тем актуальных проблем, привлекающих внимание специалистов из самых различных областей знания. Это позволило нам изучить накопленный опыт решения данной проблемы, выделить сложившиеся к настоящему времени социально-исторические предпосылки, обосновать своевременность и актуальность выбранного нами исследовательского направления. Автор рассматривает появление категории «рефлексия» начиная с античных времен, опираясь на труды Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина. Краткое описание идей рефлексии в Средние века основано на учениях Августина и Фомы Аквинского. Следующим историческим периодом развития категории «рефлексия» в нашей работе является философия Нового времени, с опорой на труды Локка, Лейбница, Гегеля. ХХ век положил начало исследованию рефлексии с точки зрения деятельности, психологии мышления, закономерности организации коммуникативных процессов, рассмотрению ее как средства организации учебной деятельности, результата осмысления своей жизнедеятельности. В работе рассматривается рефлексия в аспекте коммуникативной деятельности, проводится объективный анализ различных подходов к вопросу о сущности коммуникативной рефлексии. Коммуникативный аспект рефлексии представлен работами С.Л. Рубинштейна, В.С. Библера, М.М. Бахтина, И.С. Кона и др. Проблему развития коммуникативной рефлексии автор освещает с точки зрения исследований второй половины ХХ века. Дефиниция «специалист» определяется в статье дискурсом компетентностного подхода. Автор делает акцент на повышенном требовании к специалисту, его умении использовать коммуникативные стратегии и личностную рефлексию в профессиональной деятельности.

Об авторах

Светлана Владимировна Санникова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: svetlana_chspu@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки». Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69

Список литературы

  1. 1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2002. - № 2. - С. 85-102.
  2. 2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 79.
  3. 3. Бахтин М.М. 1961 год. Заметки. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 1996. - Т. 5. - 351 с.
  4. 4. Берлянд И.Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения // Методологические проблемы личности: Сб. ст. - М., 1981. - С. 134-144.
  5. 5. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.
  6. 6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. - 272 с.
  7. 7. Специалист (квалификация) // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82_(%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F) (дата обращения:15.08.2019).
  8. 8. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. - 145 с.
  9. 9. Выготский Л.С. Педология подростка. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
  10. 10. Гусаковский М.А. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / М.А. Гусаковский [и др.]; Под ред. М.А. Гусаковского. - Мн.: БГУ, 2004. - 279 с. (Universitas).
  11. 11. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987. - С. 84-94.
  12. 12. Дударева В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5. - № 1. - С. 101-120.
  13. 13. Евгеньева А.П. Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 736 с.
  14. 14. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. - М.: Астрель, 2005. - 1168 с.
  15. 15. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. - СПб., 2007.
  16. 16. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5(24). - С. 45-57.
  17. 17. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 6. - С. 18-28.
  18. 18. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
  19. 19. Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в межличностном конфликте (на материале шахматной деятельности) // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 2. - С. 54-61.
  20. 20. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологическое исследование интеллектуальной деятельности. - М., 1979.
  21. 21. Лефевр В.А. Рефлексия. - М.: Когито-Центр, 2003. - 496 с.
  22. 22. Мухаметшина О.В. Формирование коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / О.В. Мухаметшина. - 2015. - 26 с.
  23. 23. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, 2018. - 736 с.
  24. 24. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969. - 660 с.
  25. 25. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб., 2003.
  26. 26. Платон. Собр. соч.: в 4 т. - М., 1990. - Т. 1. - С. 92.
  27. 27. Плотин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studopedia.ru/6_5523_plotin- ponyatie-o-refleksii.html (дата обращения: 15.08.2019).
  28. 28. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.karavella.nios.ru/DswMedia/nacionalnayadoktrinaobrazovaniyavrf.pdf (дата обращения: 15.08.2019).
  29. 29. Романенко Ю.М. Понятия «рефлексии» и «спекуляции» в античной философии // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 3-12.
  30. 30. Российская социологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://voluntary.ru/termin/specialist.html (дата обращения: 15.08.2019).
  31. 31. Рубинштейн С.Л. Человек и мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.psyoffice.ru/1957-8-psichology-book_o073_1.html (дата обращения:15.08.2019).
  32. 32. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 328 с.
  33. 33. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Наука, 1958.
  34. 34. Рубинштейн С.Л. Проблема личности. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.
  35. 35. Санникова С.В., Сафронова Н.А. К вопросу о коммуникативной рефлексии на уроках английского языка: понятие, сущность, особенности проявления // Science, Technology and Life - 2014: Proceedings of the international scientific conference / Editors V.A. Ilyukhina, V.I. Zhukovskii, N.P. Ketova, A.M. Gazaliev, G.S. Mal’. - Karlovy Vary: Skleněný Můstek, 2015. - С. 843-847.
  36. 36. Санникова С.В., Сафронова Н.А. Рефлексивный самоконтроль в процессе обучения иностранному языку // Педагогический журнал. - 2017. - Т. 7. - № 3А. - С. 72-80.
  37. 37. Семенов И.Н. Вехи и логика развития рефлексивной психологии творчества на рубеже ХХ-ХХI веков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 2. - С. 7-34.
  38. 38. Сорокина Н.И. Развитие коммуникативной рефлексии будущего учителя в образовательном процессе вуза средствами педагогического артистизма: дис.. канд. пед. наук:13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / Н.И. Сорокина. - Благовещенск, 2008. - 176 с.
  39. 39. Соколовская Е.А., Сухобская Г.С., Шадрина Т.В. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы: Учеб. пособие. - СПб., 2006. - С. 35-40.
  40. 40. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка.- М.: Глосса-Пресс, 2004. - 336 с.
  41. 41. Степин В.С. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Науч.-ред. совет: В.С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2000-2001.
  42. 42. Сухобская Г.С. Психология в управлении. - СПб.: СПбГУПМ, ИОВ РАО, 1999.
  43. 43. Тюков А.А. Исследования психологических механизмов рефлексивных процессов // Рефлексия в науке и обучении: тез. докл. и сообщения. - Новосибирск: НГУ, 1984. - С. 29-37.
  44. 44. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Альта-Принт, 2005. - 1216 с.
  45. 45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2019 г. (включает все изменения до 6 марта 2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.08.2019).
  46. 46. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. - М., 1931.
  47. 47. Щедровицкий Г.П. Философия, наука, методология. - М., 1997. - 641 с.
  48. 48. Щедровицкий Г.П. Интеллект и коммуникация. Статья первая. Множественность и разнородность интеллектуальных процессов / Подгот. к публ. Г. Давыдовой // Вопросы философии. - 2004. - № 3. - С. 170-183.
  49. 49. Ясперс К. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://terme.ru/termin/kommunikacija.html (дата обращения: 15.08.2019).
  50. 50. Calderhead J., Gates P. Conceptualizing reflection in teacher development. - London: Falmer Press, 1993.
  51. 51. Gore J.M. Reflecting on reflective teaching // Journal of Teacher Education. - 1987. - Vol. 38. - No. 2.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Санникова С.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».