Эмоциональный интеллект и педагогическая интуиция


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях педагог все чаще сталкивается с необходимостью действовать быстро. В частности, из-за повсеместного экстренного перехода на дистанционные формы обучения. Ключевым качеством для педагога становится мобильность и умение быстро принимать профессиональные решения, связанные с развитием педагогической интуиции. Большинство ученых, изучавших феномен интуиции, в частности А.С. Кармин и Е.С. Хайкин, рассматривают интуицию как опыт эмоционального восприятия образов. Поэтому в данной статье выдвинуто предположение о том, что развитие интуиции должно быть непосредственно связано с развитием эмоционального интеллекта. Проведено пилотажное исследование на студентах выпускных курсов Набережночелнинского государственного педагогического университета. Выборка составила 50 юношей и девушек, которые были продиагностированы по трем методикам: «Эмоциональный интеллект» Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо; «Интуиция вструктуре саморегуляции деятельности» И.В. Васильевой; «Представления о собственной интуиции» П.Е. Григорьева, И.В. Васильевой. В результате исследования получены статистически значимые результаты по двум шкалам указанных методик.

Об авторах

Юлия Мазитовна Гарипова

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: ulyaamirova@mail.ru
аспирант кафедры «Педагогика» им. З.Т. Шарафутдинова Российская Федерация, 423806, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 28

Список литературы

  1. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 83-95.
  2. Бергсон А. Творческая революция. - СПб., 1914.
  3. Букалов А.В. Соционика, типологии Юнга и Майерс-Бриггс: сходства и различия // Соционика, ментология и психология личности. - 1998. - № 4. - С. 24-32.
  4. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. - М.: Лик Пресс, 1998. - 160 с.
  5. Васильева И.В., Григорьев П.Е. Теоретические и экспериментальные проблемы профессиональной интуиции сотрудников МВД: учеб. пособие / Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2017. - 206 c.
  6. Гильбух Ю.З. Измерение интеллекта детей. - Киев, 1992.
  7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2018. - 535 с.
  8. Гурская С.М. Развитие педагогической интуиции в процессе подготовки студентов- психологов // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. - 2018. - С. 74-76.
  9. Камышникова Л.Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций: дисс.. канд. псх. наук: 19.00.01 / Камышникова Любовь Дмитриевна. М., Ин-т психологии РАН, 2012. - 144 с.
  10. Кармин А.С. Интуиция. Философские концепции и научное исследование. - Спб.: Наука, 2011. - 901 с. (Серия «Психология сознания»).
  11. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2008. - 344 с.
  12. Корнилова Л.А. Развитие перцептивных педагогических способностей в процессе профессионально-педагогической подготовки в технологическом университете: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Корнилова Людмила Аркадьевна. - Краснодар, 2002. - 198 с.
  13. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: дисс.. канд. псх. наук: 19.00.13 / Михайлова Яна Ивановна. - СПб, 2001. - 242 с.
  14. Подобреева Е.А., Подобреева А.А. Интуиция и ее роль в познании [Электронный ресурс]. - URL: http://uran.donntu.org/~masters/2009/eltf/podobreeva_ann/library/tez1.htm (дата обращения 14.05.2020).
  15. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2008. - 713 с.
  17. Степанов И.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 88. - С. 110-115.
  18. Чеснокова О.Б. Анализ феномена хитрости как формы социального интеллекта в детском возрасте // Психолог в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 21-46.
  19. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - 6-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 432 с.
  20. Энеева Л.А., Жерносенко И.А., Валицкая А.П. Инновационные школы регионов России: культуротворческая модель. - Барнаул: Изд-во Жерносенко С.С., 2013. - 134 c.
  21. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality. 1990. Vol. 9.
  22. Землякова С.А. Формирование умений педагогической импровизации у преподавателя высшей школы. - М., 2003. - 135 с.
  23. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. - М.: Магистр, 1992. - 159 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гарипова Ю.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».