Структурные компоненты готовности студентов неязыковых факультетов к осуществлению межкультурного общения


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема готовности студентов неязыковых специальностей к осуществлению межкультурного общения в будущей профессиональной деятельности. Речь идет о конкурентоспособности выпускников неязыковых вузов в условиях современного отечественного и зарубежного рынка труда. С опорой на тот факт, что понятие «готовность личности к деятельности» определяется автором не как временное состояние, а как устойчивое свойство личности, действующее постоянно, выделяются три структурных компонента готовности студентов неязыковых факультетов к осуществлению межкультурного общения - когнитивный (знания о реальной картине мира, о языковой и культурной картине мира), технологический (умение осуществлять общение в соответствии с культурными особенностями носителей языка) и рефлексивно-оценочный (умение оценивать и анализировать достигнутый результат при реализации межкультурного общения, знания о ценностях, которые являются мотивами, побуждающими студентов к реализации межкультурного общения). Для того чтобы сформировать эти структурные компоненты готовности, выявляются три блока подготовки студентов: содержательный, технологический и результативный. К содержательному блоку подготовки студентов неязыковых факультетов к реализации межкультурного общения автор относит знания о соответствиях и различиях культурологических и лингвострановедческих фактов и явлений, традиций, нравов, обычаев в родной культуре и в культуре страны изучаемого языка. Технологический блок подготовки включает в себя формы и методы обучения студентов неязыковых факультетов реализации межкультурного общения. Результативный блок содержит оценку знаний и умений студентов преподавателем. Сформированность когнитивного компонента готовности студентов (знания межкультурного характера) определялась автором с помощью анкетирования. Сформированность технологического и рефлексивно-оценочного компонентов готовности студентов неязыковых факультетов к реализации межкультурного общения определялась с помощью оценки проявляемости у студентов умений при выполнении заданий межкультурного характера.

Об авторах

Любовь Геннадьевна Морозкина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Email: l_morozkina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация» Россия, 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1

Список литературы

  1. 1. Бездухов В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников: Учеб. пособие по спецкурсу. - Куйбышев: СамГПИ, 1990. - 84 с.
  2. 2. Белякова И.Г. Значимость языкового компонента межкультурной коммуникации для формирования межкультурной компетентности в условиях диалога культур // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар: Наука и образование, 2015. - № 11. - Т. 3. - С. 17-19.
  3. 3. Быхтина Н.В. Актуальность проблемы межкультурной коммуникативной компетенции в современной педагогике высшей школы и в методике обучения иностранным языкам // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2016. -- № 2(24). - С. 103-107.
  4. 4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности человека к деятельности. - Минск: Высш. шк., 1976. - 176 с.
  5. 5. Жданова Г.А., Кокорина И.Н., Альмяшова Л.В. Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта преподавания иностранного языка в техническом вузе)// Молодой ученый. - 2016. - № 26. - С. 656-657 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/130/36109/ (дата обращения: 25.06.2019).
  6. 6. Кондранова А.М., Куимова М.В. О межкультурном подходе в обучении иностранным языкам // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 1097-1099 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/89/18445/ (дата обращения: 25.06.2019).
  7. 7. Копелева Г.В. Обучение межкультурной коммуникации во франкоязычной деловой среде // Культура и деловой иностранный язык: сб. ст. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2014 (Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 202). - С. 22-27.
  8. 8. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
  9. 9. Латыпова Э.Р. Формирование межкультурной компетенции бакалавров неязыковых специальностей в целях совершенствования их профессиональной подготовки // Наука и школа. - 2018. - № 5. - С. 138-142.
  10. 10. Малова М.М. Система оценивания иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов как педагогическая проблема // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 2(26). - С. 122-131.
  11. 11. Морозкина Л.Г. Формирование готовности будущего учителя к построению межпредметного содержания дисциплин лингвистического цикла: дис.. канд. пед. наук / Л.Г. Морозкина. - Самара, 2009. - 229 с.
  12. 12. Морозова А.Л. Педагогические условия развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2019. - № 1(41). - С. 93-110.
  13. 13. Супрунов С.Е. Изучение иностранных языков в неязыковом вузе // Педагогика сегодня: проблемы и решения: мат-лы II Междунар. науч. конф. (Казань, сентябрь 2017 г.). - Казань: Молодой ученый, 2017. - С. 71-73 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12888/ (дата обращения: 25.06.2019).
  14. 14. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. - М.: Слово/Slovo, 2000. - 264 с.
  15. 15. Щербаков А.А., Унда С.И. Особенности межкультурной коммуникации в современном мире // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5. - С. 95-96 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/27923/ (дата обращения: 25.06.2019).
  16. 16. Abdallah-Pretceille M., Porcher L. Йducation et communication interculturelle. Paris: Presses Universitaires de France, 1996. 192 p.
  17. 17. Agbobli C. La communication internationale: йtat des lieux et perspectives de recherche pour le XXIe siиcle. Communiquer, 2015. No. 15. Pp. 65-84.
  18. 18. Arasaratnam L.A. Research in Intercultural Communication: Reviewing the Past Decade. Journal of International and Intercultural Communication, 2015. No. 8(4). Pp. 290-310.
  19. 19. Bartel-Radic A. La compйtence interculturelle: йtat de l’art et perspectives. Management international, 2009. Vol. 13. No. 4. Pp. 11-26.
  20. 20. Blanchet, P. L’approche interculturelle en didactique du FLE. Cours d’UED de Didactique du Franзais Langue de 3e annйe de Licences Universitй Rennes 2. Haute Bretagne, 2005. 34 p.
  21. 21. Blanchet P., Coste D. Regards critiques sur la notion d’interculturalitй. L’Harmattan, 2010. 196 p.
  22. 22. Cohen-Emerique M. L’approche interculturelle dans le processus d’aide. Santй mentale au Quйbec, 1993. Vol. 18. No. 1. Pp. 71-92.
  23. 23. Gudykunst W., Lee C., Nishida T. et Ogawa N. Theorizing About Intercultural Communication: an Introduction, dans W.B. Gudykunst (dir.), Theorizing About Intercultural Communication, 2005. Pp. 3-31.
  24. 24. Porto M., Byram M. New perspectives on intercultural language research and teaching;exploring learners’ understandings of texts from other cultures. 1st Edition. Routledge. March,2016. 172 p.
  25. 25. Presbitero A., Attar H. Intercultural communication effectiveness, cultural intelligence and knowledge sharing: Extending anxiety-uncertainty management theory // International Journal of Intercultural Relations Volume 67, November 2018. Pp. 35-43.
  26. 26. Schoeffel V., Thompson Ph. Communication interculturelle, volume 1, edition Cinfo, Bienne,2007. 20 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Морозкина Л.Г., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».