Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современная профессиональная деятельность требует владения не только узкоспециальными знаниями, но и «мягкими» навыками (soft skills) - качествами, необходимыми для определенных видов деятельности. Сегодня на рынке труда «мягкие» навыки играют ключевую роль и в профессиональной деятельности, и в построении отношений в рабочем коллективе, поскольку повышают уровень специалиста и способствуют успешному карьерному росту. Следовательно, задачей высшего образования является воспитание профессионала, способного реализовать себя в условиях высокой конкуренции, что требует внедрения технологий, формирующих «мягкие» навыки у обучающихся. В статье обосновывается выбор наиболее значимых личностных и профессиональных качеств, необходимых для формирования «мягких» навыков в процессе обучения. На основе анализа психолого-педагогической теории раскрывается важность развития самоорганизации у обучающихся и формирования личности в коллективе. Актуальность самоорганизации и коллективного взаимодействия подтверждается с помощью анализа рейтингов «мягких» навыков российских и западных работодателей, который показал, что «мягкие» навыки, основанные на самоорганизации и работе в команде, входят в топ-10 и занимают лидирующие места. Это позволяет сделать вывод об их востребованности на современном рынке труда. В связи с этим следующим этапом данного исследования будет разработка и апробация технологии оценивания, позволяющей формировать «мягкие» навыки у будущих специалистов.

Об авторах

Мария Марковна Малова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Email: mkapotkina@mail.ru
старший преподаватель кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация». Российская Федерация, 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1

Список литературы

  1. COBUILD Advanced English Dictionary. HarperCollins Publishers. 2019. https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/soft-skills (дата обращения: 10.10.2019).
  2. Суховейко О. На Гайдаровском форуме обозначили направления развития управленческих кадров России в сфере государственной службы // Гайдаровский форум. 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://gaidarforum.ru/news/na- gaydarovskom-forume-oboznachili-napravleniya-razvitiya-upravlencheskikh-kadrov- rossii-v-sfere-gos/?sphrase_id=4621 (дата обращения: 10.07.2019).
  3. Баландина А. На ГФ обсудили вызовы образовательных программ для подготовки лидеров цифрового мира // Гайдаровский форум. 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://gaidarforum.ru/news/na-gf-obsudili-vyzovy-obrazovatelnykh- programm-dlya-podgotovki-liderov-tsifrovogo-mira/?sphrase_id=4621 (дата обращения: 10.07.2019)
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 июля 2017 г. № 671 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия». Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2017 г. Рег. № 47644 [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/71735936/
  5. Даль В.И. Толковый словарь // Академик. 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/254486 (дата обращения: 02.07.2019).
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
  7. Чепиков В.Т. Педагогика: краткий учебный курс. - М.: Новое знание, 2003. - 172 с.
  8. Личные качества человека: положительные и отрицательные // Сайт о психологии. 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://ourmind.ru/lichnye- kachestva-cheloveka-polozhitelnye-i-otricatelnye (дата обращения: 03.07.2019).
  9. Dweck C.S. From needs to goals and representations: foundations for a unified theory of motivation, personality, and development. Psychological Review, 2017, 124 (6). Рр. 689-719.
  10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1998. - С. 255.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.
  12. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.
  13. Князькова О.Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 428-432.
  14. Юдин С.А. Исследование темпоральных характеристик личности студентов с различными показателями самоорганизации учебной деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2017. - Т. 10, № 4. - С. 99-106.
  15. Левченко В.В., Соколова Е.А. Специфика профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - № 7 (88). - С. 151.
  16. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - С. 3-9.
  17. Яруллина А.Ш., Никишина С.Р. Формирование профессионально значимых качеств при становлении студента как субъекта профессиональной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 11. - С. 226-236.
  18. Kenton W., Abbott B. Soft skills. Investopedia. 2019. http://www.investopedia.com/terms/s/soft-skills.asp (дата обращения: 03.07.2019).
  19. Cross-country survey on soft skills mostly required by companies to medium/high skilled migrants. Methodological approach for a common framework of So Skills at work. Torino, 2015. Рр. 8-9.
  20. Greenberg A.D., Nilssen A.H. The role of education in building soft skills. Putting into perspective the priorities and opportunities for teaching collaboration and other soft skills in education. Wainhouse Research, 2015. P. 5.
  21. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития // Корпоративный менеджмент. - 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cfin.ru/ management/ people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 22.08.2017).
  22. Алиев B.Г. Навыки и умения, необходимые для успешной деловой карьеры // Элитариум. Центр дополнительного образования. - 2019 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.elitarium.ru/delovaja-karera-navyki-umenie-samorazvitie- uspeh-motivacija-liderstvo/ (дата обращения: 10.07.2019).
  23. Гаврилов А. Без каких навыков не построить карьеру в digital // Uplab. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.uplab.ru/blog/without-any-skills-to- build-a-career-in-digital/ (дата обращения: 17.07.2019).
  24. Клевец А. Топ-5 soft skills, наиболее востребованных в 2017 году // Финассессмент. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://finassessment.ru/blog/article/top-5-soft-skills-naibolee-vostrebovannykh-v-2017-godu (дата обращения: 17.07.2019).
  25. Давыдова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать // Теория и практика. - 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 04.07.2019).
  26. Lorenz K. Top 10 soft skills for job hunters. Aol. 2009. https://www.aol.com/2009/01/26/top-10-soft-skills-for-job-hunters/ (дата обращения: 12.03.2017).
  27. Maloney S. Top soft skills needed in business valuation. AICPA. 2019. https://www.aicpa.org/interestareas/forensicandvaluation/newsandpublications/top-soft-skills-needed-in-business-valuation.html (дата обращения: 15.08.2019).
  28. Gaskell A. What are the top 10 soft skills for the future of work? Forbes. 2019. https://www.forbes.com/sites/adigaskell/2019/02/22/what-are-the-top-10-soft-skills- for-the future-of-work/#2ed9a4ab7f1f (дата обращения: 02.07.2019).
  29. Kerr M. Top 10 soft skills employers love: 90+ examples. Resume Genious, 2019. https://resumegenius.com/blog/resume-help/soft-skills (дата обращения: 02.07.2019).
  30. Robles M.M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today’s work- place. Business Communication Quaterly. 2012. № 75(4). P. 456. https://pdfs.semanticscholar.org/c4ea/87774fa6597d9a14946394289826f266e363.pdf (дата обращения: 5.06.2019).
  31. What are soft skills? WikiJob, 2019. https://www.wikijob.co.uk/content/interview-advice/competencies/soft-skills (дата обращения: 20.08.2019).
  32. Emma Charlton. These are the 10 most in-demand skills of 2019, according to LinkedIn. World Economic Forum. 2019. https://www.weforum.org/ agenda/2019/01/the-hard-and-soft-skills-to-futureproof-your-career-according-to-linkedin/ (дата обращения: 03.07.2019).
  33. Top 5 soft skills employers are looking for in 2019. Champlain College Online, 2019. https://www.champlain.edu/online/blog/top-soft-skills-employers-are-looking-for- 2019 (дата обращения: 20.08.2019).
  34. Alison Doyle. Top soft skills employers value with examples. The Balance Careers, 2019. https://www.thebalancecareers.com/list-of-soft-skills-2063770 (дата обращения: 03.07.2019).
  35. 10 interpersonal skills to land you that dream job. OpenColleges, 2019. https://www.opencolleges.edu.au/careers/top-10-interpersonal- skills#.XVVU8F1MTIU (дата обращения: 20.08.2019).
  36. Andrews M. What do employers want? Inside Higher Ed. 2015. https://www.insidehighered.com/blogs/stratedgy/what-do-employers-want (дата обращения: 20.08.2019).
  37. Alison Doyle. Important soft skills for workplace success. The Balance Careers, 2019. https://www.thebalancecareers.com/top-soft-skills-2063721 (дата обращения: 11.07.2019).
  38. Bortz D. Soft skills to help your career hit the big time. Monster, 2019. https://www.monster.com/career-advice/article/soft-skills-you-need (дата обращения: 14.07.2019).
  39. Mohmand S. Top 10 CV personal qualities and skills. CV Plaza, 2018. https://www.cvplaza.com/cv-personal-profile/top-10-personal-qualities-on-a-cv/ (дата обращения: 15.08.2019).
  40. Soffel J. What are the 21st-century skills every student needs? World Economic Forum, 2016. https://www.weforum.org/agenda/2016/03/21st-century-skills-future-jobs- students/?utm_content=buffer5e21c&utm_medium=social&utm_ source=facebook.com&utm_campaign=buffer (дата обращения: 5.06.2019).
  41. Best Practices in Soft Skills Assessment. Hanover Research, 2014. Р. 5.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Малова М.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».