Формирование творческого потенциала студентов вуза культуры


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуализируется проблема формирования творческого потенциала студентов вуза культуры как будущих специалистов социокультурной сферы. В связи с этим проведено уточнение основных понятий рассматриваемой проблемы. Авторы анализируют методические основы формирования творческого потенциала, так как современный мир требует от выпускников вузов культуры готовности креативно и продуктивно решать возникающие профессиональные задачи. Гипотеза исследования состоит с том, что использование таких методов, как творческий проект, ролевые игры, тренинги в процессе обучения, способно максимально содействовать развитию способностей студентов и формированию их творческого потенциала. Организация такого обучения позволяет разнообразить профессиональное обучение студентов. Основная проблематика данной статьи связана с тем, что несмотря на имеющиеся методы формирования творческого потенциала уровень его сформированности остается крайне низким; далеко не все современные методы в обучении служат потребностям учащегося. В работе представлен один из возможных вариантов решения этой проблемы на примере методики проведения занятий по разработанному курсу по дисциплине «История искусств: история кино» со студентами вуза культуры направления подготовки 51.03.03«Социально-культурная деятельность». Представлены особенности организации занятий, выполнения практических заданий студентами, разнообразие использованных форм, методов и средств обучения, способствующих формированию творческого потенциала студентов. Подведены итоги проведенной работы и показаны результаты, полученные в конце обучения по дисциплине «История искусств: история кино». Авторы определили основные подходы при организации занятий (системный, личностно-ориентированный, компетентностный, междисциплинарный). В работе подчеркивается важность создания условий для творческой деятельности.

Об авторах

Вера Алексеевна Курина

Самарский государственный институт культуры

Email: kurina@smrgaki.ru
доктор педагогических наук, профессор, директор факультета культурологии и социально-культурных технологий. Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167

Елена Геннадьевна Проценко

Самарский государственный институт культуры

Email: kardamne@mail.ru
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурных технологий. Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. - 1974. - Вып. 2.
  2. Багрова Е.О. Теоретические и методические основы преподавания сценической речи в вузах культуры и искусств: дис. … канд. пед. наук: / Е.О. Багрова. - М., 2005. - 218 с.
  3. Байгильдина З.Ф. Творческий потенциал личности // Вестник Башкирского университета. - Т. 13. - 2008. - № 3. - С. 693-696.
  4. Гуткевич А.Е. Методология междисциплинарного экзамена / А.Е. Гуткевич, А.Е. Леонтьева, С.Л. Еремина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - № 1. - С. 122-126.
  5. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. - СПб., 2005. - 293 с.
  6. Дульзон А.А. Опыт обучения управлению проектами // Высшее образование в России. - 2013. - № 10. - С. 83-90.
  7. Кайтукова З.Х. Структура и факторы развития творческого потенциала студентов педагогического вуза // Вестник ЯрГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2017. - № 2 (40). - С. 110-113.
  8. Колесникова Н.Н. Развитие творческого потенциала студентов колледжа в процессе самостоятельной и исследовательской деятельности / Н.Н. Колесникова, Н.В. Шумакова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-1. - С. 73-77.
  9. Комарова М.Ю. Развитие творческого потенциала студентов вуза во внеаудиторной деятельности [Электронный ресурс] // Психология. - 01.03.2017. - Режим доступа: https://lib.kreatiffchik.ru/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-vuza-vo-vneauditornoy- deyatelnosti.html
  10. Кондаков Н.И. Логический словарь. - М.: Наука, 1991. - С. 402.
  11. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. - 84 с.
  12. Овчинников В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. - Л., 1984. - С. 6.
  13. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. - М.: Наука, 1998. - С. 182.
  14. Пастухова Д.А. Развитие творческих способностей как условие профессионального становления специалистов сервиса // Технологии бизнеса и сервиса. - 2017. - Т 3. Вып. 4. - С. 60-72.
  15. Robina Shaheen. Creativity and Education // Creative Education. - 2010. - Vol. 1, №. 3. - Р. 166-169.
  16. Робинсон К. Образование против таланта. - М.: Манн, Иванов и Фербер. Экспо, 2013. - 313 с.
  17. Сартаков В.В. Понятие деятельности в философской науке. - Томск, 1998. - С. 105.
  18. Словарь иностранных слов. - М.: Политиздат, 1984. - С. 395.
  19. Тузова Н.Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - № 25. - С. 316-319. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/ 159/44865/ (дата обращения: 23.09.2018).
  20. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. - 2013.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт ВО: Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2017 г. № 1179 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность».

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Курина В.А., Проценко Е.Г., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».