Герменевтический подход как методологическая основа развития гибких навыков студента технического вуза


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Повышение требований работодателей заставило исследователей обратить внимание на недостаточность при поиске работы академических знаний и профессиональных компетенций, так называемых hard skills - жестких навыков. Многозадачность стала определяющим направлением во всех профессиональных сферах, что сталкивает специалистов с проблемами, не имеющими алгоритма решения. Нужны особые механизмы адаптации личности работников к постоянным изменениям и дополнительные знания и умения, функцию которых выполняют soft skills - гибкие навыки. В данной статье уделено внимание развитию креативного и критического мышления как одной из категорий гибких навыков, поскольку именно стиль мышления определяет уровень успешности в профессиональной сфере.В настоящее время, с развитием информационного общества, все большее значение приобретает проблема осмысления большого количества информации, ее правильной интерпретации обучающимися и дальнейшей адаптации для применения в профессиональной области. Взаимодействие в сфере науки и техники реализуется посредством дискурса, что обусловливает необходимость развития креативного мышления будущих выпускников на основе работы с научно-техническим дискурсом посредством формирования умения экспликации предметно-смыслового содержания, декодирования и девербализации в процессе восприятия, понимания и интерпретации профессионально значимой информации. Работу с дискурсом обеспечивает дисциплина «Иностранный язык» посредством чтения как инструмента получения информации в результате сравнения, сопоставления данных, анализа полученной информации, выделения главной и второстепенной информации, установления причинно-следственных связей, проведения оценки, анализа выполняемых действий. Герменевтический подход к развитию гибких навыков обеспечивает реализацию необходимых условий для активизации мыслительных операций, отвечающих за эффективное восприятие и дальнейшую адаптацию в профессиональных целях полученной информации. Практическая реализация поставленных задач заключается в составлении комплекса заданий для работы с текстовым материалом, которые обеспечат понимание и интерпретацию представленной информации посредством определенных стратегий чтения, использование которых активизирует мыслительные операции.

Об авторах

Полина Глебовна Лабзина

Самарский государственный технический университет

Email: labzinapg@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки». Российская Федерация, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Светлана Григорьевна Меньшенина

Самарский государственный технический университет

Email: menshenina.mail@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки». Российская Федерация, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Габидулин Т.К. Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов колледжа // Молодой ученый. - 2017. - № 21.1. - С. 20-22 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/155/43970/ (дата обращения: 15.11.2019).
  2. Агеенко Н.В., Елизарова Е.А., Лабзина П.Г. [и др.]. Формирование профессиональных качеств студента в процессе изучения иностранного языка: монография. - Самара: Самар. гос. тех. ун-т, 2016. - 202 с.
  3. Heckman J.J., Kaut T. Hard evidence on soft skills. Labour economics, 2012. 19 (4). Pp. 451-464. doi: 10.1016/j.labeco.2012.05.014
  4. Баринова О.В. Понятие и сущность компетенции [Электронный ресурс]. - URL: http://novainfo.ru/article/1935
  5. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Том 2. - № 4. - С. 222-234.
  6. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R. [et al.]. Workforce connections: key “soft skills” that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015. 56 р.
  7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 275 с.
  8. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 1981. - 73 с.
  9. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: сб. статей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 135 с.
  10. Романова Е.C. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.
  11. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2003. - 320 с.
  12. Краткий психологический словарь / Под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  13. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.
  14. Познавательные психические процессы / Сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2001. - 48 с.
  15. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: на материале обществоведческого курса: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Минкина Фания Фатыховна. - Казань, 2000. - 25 с.
  16. Козырева М.П. Формирование готовности к профессиональному межличностному общению специалистов по сервису и туризму: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Козырева Мария Павловна. - Самара, 2009. - 216 с.
  17. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
  18. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
  19. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. 3- е изд., стер. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 383 с.
  20. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та: Флинта, 2003. - 153 с.
  21. Глазков Х.Н. Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 11-13 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13795/ (дата обращения: 01.12.2019).
  22. Мокиенко О.П. Герменевтический подход в обучении // Вестник науки ТГУ. - 2011. - № 3 (6). - С. 204-206.
  23. Klaus P. Communication breakdown. California Job Journal, 2010, № 28. Pр. 1-9.
  24. Cinque M. "Lost in Translation". Soft Skills Development in European Countries. Tuning Journal for Higher Education. May 2016, Vol. 3, N. 2. Pp. 389-427.
  25. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М. [и др.]. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4. - С. 198-207 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm
  26. Learning’s Role in Employee Engagement: Executive Summary [Электронный ресурс]. - URL: http://store.astd.org/Default.aspx?tabid=167&ProductId=21134
  27. Лабзина П.Г. Познавательная задача как средство развития креативного мышления студента технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Лабзина Полина Глебовна. - Оренбург, 2014. - 23 с.
  28. Гарунов М.Г. О сущности и структуре научного и технического творчества студентов // Формы и методы активизации творческой деятельности в процессе обучения: межвуз. сб. - Петрозаводск, 1988. - С. 11.
  29. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во Моск. гуманитар.-техн. академии, 2001. - 301 с.
  30. Закирова А.Ф. Теория и научно-образовательная практика педагогической герменевтики // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 3. - С. 15-24.
  31. Герменевтический подход [Электронный ресурс]. - URL: https://scicenter.online/ kniga-sravnitelnoe-pravo-scicenter/germenevticheskiy-podhod-84355.html
  32. Кудаев М.Р., Богус М.Б., Кятова М.К. Система учебных и познавательных задач при изучении гуманитарного предмета // Вестник Адыгейского университета. - 2006. - № 1. - С. 167-169.
  33. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
  34. Саморуков А.А. Формирование дискурсивной компетентности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Саморуков Анатолий Александрович. - Оренбург, 2008. - 25 с.
  35. Племенюк М.Г. Проблема понимания в педагогической науке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 17-28. С. 19.
  36. Серова Т.С. Управление процессом формирования речевых умений профессионально-ориентированного иноязычного чтения // Управление профессионально- ориентированным обучением иностранному языку в вузе: межвуз. сб. научн. тр. - Пермь, 1992. - С. 3-14.
  37. Меньшенина С.Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшенина Светлана Григорьевна. - Самара, 2016. - 25 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лабзина П.Г., Меньшенина С.Г., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».