Сравнительный и корреляционный анализ опытно-экспериментальной работы по формированию готовности преподавателя вуза к управлению знаниями


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема несоответствия традиционного образовательного процесса высшей школы изменениям социально-экономической среды на современном этапе развития общества. Условия, которые необходимы сегодня для подготовки обучающихся, обладающих междисциплинарным мышлением, обязывают преподавателя выполнять функции консультанта, коуча, наставника и менеджера-организатора образовательного процесса, что стало в настоящее время идентичным процессу менеджмента знаний. Изменение роли профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования актуализирует задачу формирования готовности преподавателя вуза к управлению знаниями.В статье представлены результаты сравнительного и корреляционного анализов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности преподавателя вуза к управлению знаниями, рассматриваемой как интегративное свойство личности, которое объединяет в своей структуре ценностно-мотивационный, инструментально-цифровой, научно-исследовательский, оценочно-аналитический, интерактивно-коммуникационный и академическо-предпринимательский компоненты. Автором предложены показатели выделенных компонентов в структуре готовности, описано их развитие и определены доминирующие показатели каждого компонента в результате проведения констатирующего и формирующего экспериментов.Представленные в статье материалы опытно-экспериментальной работы направлены на выявление и усиление взаимосвязей как между компонентами готовности, так и между доминирующими показателями структурных элементов. Полученные результаты свидетельствуют о развитии всех компонентов в структуре готовности средствами дополнительных профессиональных образовательных программ. Проведенный анализ позволяет говорить о возможности формирования компонентов готовности преподавателя вуза к управлению знаниями за счет компенсаторных свойств показателей элементов ее структуры.

Об авторах

Диана Александровна Калмыкова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Email: kalmikova.da@ssau.ru
ассистент кафедры «Управление человеческими ресурсами», аспирант кафедры «Теория и методика профессионального образования». Российская Федерация, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: монография. - Великий Новгород: Изд-во Новгород. гос. ун-та им. Ярослава Мудрого, 2008. - 280 с.
  2. Соловова Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: монография / под ред. Т.И. Рудневой. - Самара: Самарский университет, 2012.- 548 с. ISBN 978-5-86465-522-1.
  3. Wiig K. Knowledge Management Foundations: How People and Organizations Create, Represent and Use Knowledge. Schema Press, Arlington, TX, USA, 1993, 158 p.
  4. Wiig K., de Hoog R., van der Spek R. Supporting knowledge management: A selection of methods and techniques. Expert Systems with Applications, 1997, 13(1), pp. 15-27.
  5. Davenport T.H., Prusak L. Working Knowledge: How organizations manage what they know. Harvard Business School Press, 2000, 240 p.
  6. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford University Press, USA, 1995, 304 p.
  7. Белый Е.М., Беспалова М.П., Романова И.Б. Концепция конкурентоспособности вуза на основе теории заинтересованных сторон // ИТС. - 2011.- № 1. - С. 9-12.
  8. Заика М.М. Оценка уровня развития компетенций персонала в корпоративной системе управления знаниями: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Заика Мария Михайловна. - Новосибирск, 2012. 230 с.
  9. Данилова Е.В. Управление знаниями как фактор развития персонала организации: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Данилова Екатерина Викторовна. - М., 2009. - 172 с.
  10. Дремова Ю.Г. Профессиональное развитие личности в организациях на основе технологий управления знаниями: дис. … канд. соц. наук: 22.00.08 / Дремова Юлия Геннадиевна. - М., 2008. - 176 с.
  11. Ahmad K., Madhoushi Z., Yusof M.M. Dominant success factors for Knowledge Management in academic institution. Journal of Theoretical and Applied Information Technology, 2011, 32(2), pp. 152-159.
  12. Shabir A.G., Sumaira J., Asifa A. Knowledge Management in Academic Institutions: An overview. Knowledge Generation, Discovery, Sharing and Networking in 21st Century, 2019, pp. 56-67.
  13. Калмыкова Д.А., Соловова Н.В. Готовность преподавателя вуза к управлению знаниями // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - Т. 25.- № 2.- С. 76-83. doi: 10.18287/2542-0445-2019-25-2-76-83.
  14. Коростелкин Б.Г. Применение методов корреляционного и факторного анализа в психолого-педагогических исследованиях // Вестник Челябинского государственного университета. - 2001.- № 1.- С. 46-55.
  15. Дмитриев Д.С., Соловова Н.В. Готовность преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности: монография / под ред. Т.И. Рудневой.- Самара: Инсома-Пресс, 2017.- 212 с. ISBN 978-5- 4317-0262-4.
  16. Хегай Е.В., Бабак Л.Н., Филаткина М.Д. [и др.]. Управление знаниями в вузе как фактор развития академического предпринимательства // Креативная экономика. - 2017. - № 1. - С. 45-60. doi: 10.18334/ce.11.1.37267.
  17. De Silva M. Academic entrepreneurship and traditional academic duties: Synergy or rivalry? // Studies in higher education, 2015. pp. 1-17. doi: 10.1080/03075079.2015.1029901.
  18. Киреева Н.С., Слепенкова Е.В., Шипунова Т.С. [и др.]. Повышение конкуренто-способности вузов: международный опыт академического предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2017.- № 20. - С. 29092922.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Калмыкова Д.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».