Деревянная азбука жестового языка как способ взаимодействия и обучения детей


Цитировать

Полный текст

Аннотация

На сегодняшний день инклюзивное образование активно внедряется в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из принципов инклюзивного образования является право человека на общение, право быть уникальным, которые отражают возможность ускорить социализацию посредством жестового языка. В статье рассматривается инклюзивное образование в странах Европы и России. Даны определения инклюзивного образования, жестового языка и азбуки. Был проведен исторический обзор обучения детей с ОВЗ по слуху в разных странах Европы и России. Также в данной статье освещены результаты исследований в области инклюзии, которыми занимались различные научные исследователи и педагоги. Опираясь на исследования ученых, авторы предлагают модель деревянной жестовой азбуки как наглядного дидактического пособия, используемого в ходе практической деятельности для лучшего запоминания как письменного, так и жестового алфавита детьми с ОВЗ. Целью разработки данного проекта является достижение плавного перехода от жестового языка к письменному алфавиту.

Об авторах

Ольга Валерьевна Каукина

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Email: olya.kaukina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Художе- ственная обработка материалов». Российская Федерация, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38

Гелена Андреевна Лавриченко

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Email: gelena.kitten@mail.ru
студент бакалавриата кафедры «Художественная обра- ботка материалов». Российская Федерация, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38

Список литературы

  1. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, Астрель, 2003. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev (дата обращения: 17.11.2019).
  2. Близнюк О.А. Инклюзивное образование: исторические аспекты развития // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. - 2017. -№ 3-2 (3). - С. 44-50.
  3. Инклюзивное образование: информационно-аналитический журнал. URL: https://akvobr.ru/inklyuzivnoe_obrazovanie_ehto.html (дата обращения: 17.11.2019).
  4. Мошкова Л.В. Азбука-восьмилистка XVII в.: история и проблемы изучения // Вестник славянских культур. - 2012. - № 1(23). - С. 62-67.
  5. Харламенков А.Е. Язык и менталитет: влияние жестового языка на менталитет глухих // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. - Электросталь, 2015. - № 5 (5). - С. 191-218.
  6. Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 20.03.1952, с изменениями и дополнениями от 11.05.1994). URL: http://docs.cntd.ru/document/901867999 (дата обращения: 17.11.2019).
  7. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2000. - № 1. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/ (дата обращения: 17.11.2019).
  8. Семья французского жестового языка // Новосибирский государственный технический университет. - 2019. URL: http://rsl.nstu.ru/site/signlang (дата обращения: 17.11.2019).
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: https://base.garant.ru/71164864/ (дата обращения: 12.02.2020).
  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.02.2020).
  11. Движение «Абилимпикс» в Российской Федерации для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями. - 2020. URL: https://abilympicspro.ru/konkurs/ (дата обращения: 12.02.2020).
  12. Тараско С.С. Теоретический анализ зарубежного опыта инклюзивного образования // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - № 2. - С. 36-41.
  13. Соколова М.В. Европейский опыт подготовки учителей к инклюзивному образованию // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6. - С. 70-73.
  14. Близнюк О.А. Формирование понятия «Инклюзивное образование» в зарубежной педагогике в контексте развития инклюзии // Педагогика. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 4 (4). - С. 20-24.
  15. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности - равные права - общее жизненное пространство. - М.: Сфера, 2009. - 144 с.
  16. Камнева В.П., Афанасьева О.О., Харламенков А.Е. Учебное пособие для обучения переводчиков русского жестового языка в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. - 2016. URL: https://rgsu.net/netcat_files/1237/2929/Uch.pos._dlya_perevodchikov_ RZhYa.pdf (дата обращения: 19.11.2019).
  17. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976.
  18. Сигал Н.Г. Инклюзия сегодня: за и против: монография. - Казань: Отечество, 2017. - 200 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Каукина О.В., Лавриченко Г.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».