Формирование транспрофессиональных компетенций в ряду новых задач методики преподавания иностранных языков


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования транспрофессиональных компетенций в системе профессионального образования средствами дисциплины «Иностранный язык». Актуальность темы определяется, во-первых, растущим спросом на работников-транспрофессионалов во всех сферах трудовой деятельности, а во-вторых, неудовлетворительным уровнем изученности рассматриваемой проблемы (как в психолого-педагогическом, так и в методическом аспекте). Транспрофессиональные компетенции рассматриваются в статье как компетенции, обеспечивающие способность работника выходить за рамки полученной им профессии, пользоваться достижениями и технологиями других сфер деятельности, оперативно осваивать новые навыки и умения и находить нестандартные решения на основе трансдисциплинарного синтеза и межпрофессиональных коммуникаций. Авторы статьи анализируют потенциальные возможности дисциплины «Иностранный язык», которые в случае их более полной реализации могли бы способствовать качественному формированию транспрофессиональных компетенций у обучающихся, а также определяют компетенции преподавателя, необходимые для более эффективной (с точки зрения развития транспрофессионализма) организации обучения иностранному языку. В статье представлены результаты проведенного авторами опроса среди преподавателей СамГТУ, направленного на диагностику вероятного уровня эффективности формирования транспрофессиональных компетенций у студентов в процессе обучения иностранному языку. Опираясь на полученные результаты, авторы констатируют, что на текущий момент учебный процесс организуется преподавателями большей частью с опорой на не совсем актуальные представления о профессиональных потребностях работника технической сферы, и формулируют наиболее актуальные с точки зрения формирования транспрофессионализма задачи, решение которых (в частности, в рамках разработанного курса повышения квалификации) позволило бы увеличить результативность обучения иностранному языку, повысив эффективность развития у студентов транспрофессиональных компетенций.

Об авторах

Наталья Александровна Гриднева

Самарский государственный технический университет

Email: n.gavrilina83@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Лингвистика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный». Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Ксения Сергеевна Опарина

Самарский государственный технический университет

Email: ks.oparina@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Лингвистика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный». Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. 1. Ковальчук М.В. Наука и жизнь: моя конвергенция. - М.: Академ-книга, 2011. - Т. 1. - 222 с.
  2. 2. Малиновский В.П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Российское экспертное обозрение. - 2007. - № 3 (21). - С. 21-24.
  3. 3. Ронжина Н.В. Транспрофессионализм и (или) закон универсальности труда // Акмеология профессионального образования: Мат-лы 14-й Всеросс. науч.-практ. конф. 14-15 марта 2018 г., Екатеринбург. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. - С. 139-143.
  4. 4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 8. - С. 9-28.
  5. 5. Вахидова Л.В., Габитова Э.М. Структура транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена // Педагогические науки. - 2016. - Вып. 2. - Ч. 4. - С. 13-15.
  6. 6. Максимова Е.А. Перспективы и трудности транспрофессиональной подготовки // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1 (13). - С. 28-33.
  7. 7. Ялалов Ф.Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. - 2015. - № 2 (40). - С. 326-330.
  8. 8. Horsburgh M., Ladmin R., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning. Medical Education, 2001. Vol. 35. Is. 9. Pp. 876-883. DOI: 1046/j.1365 - 2923.2001.00959.
  9. 9. Лазарева И.Н. Транспрофессиональные компетенции в иноязычном образовании: от идеи к технологии // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12(3). - С. 517-520.
  10. 10. Лебедева Н.А., Кудряков С.А. Транспрофессиональные аспекты языковой подготовки авиационных специалистов в современных условиях // Инновационные технологии в науке и образовании: Сб. статей VII Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: Наука и просвещение, 2018. - С. 149-153.
  11. 11. Малиновский В.П. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом // PROMETA. Компетенции и человеческий капитал. Казань,2003. Режим доступа: http://prometa.ru/archive/policy/capital/reports/3 (Дата обращения:26.04.2019).
  12. 12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Бердникова Д.В., Борисов Г.И. Методологические основы транспрофессионализма субъектов техномической деятельности // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 11. - С. 38-47.
  13. 13. Цыгулева М.В. К вопросу о профессиональных затруднениях инженера // Вестник научных конференций. - 2016. - № 10/5. - С. 182-185.
  14. 14. Калмыков А.А. Транспрофессионализм связей с общественностью // Российская школа связей с общественностью. - 2011. - № 2. - С. 178-182.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гриднева Н.А., Опарина К.С., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».