Имплицитные теории личности как предпосылка развития педагогической интуиции


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено изучению педагогической интуиции, ее взаимосвязи с представлениями человека об интеллекте и личности. Педагогическая интуиция часто используется в работе учителей, но концепция педагогической интуиции и пути ее развития не всегда ясны. В то же время высокоразвитая педагогическая интуиция как способность учителя быстро принимать решения позволяет упростить и ускорить процесс принятия профессиональных решений, что особенно важно для современных российских учителей. Из-за высокого уровня бюрократизации образования и большой учебной нагрузки учителя в России очень ограничены во времени. В статье выдвинуто предположение о том, что педагогическую интуицию можно развивать через развитие других личностных особенностей. В данном исследовании рассмотрена связь интуитивных способностей, с одной стороны, и имплицитных теорий личности, ее целей обучения - с другой. Для проверки этой гипотезы было проведено пилотажное исследование на выборке из 53 студентов старших курсов педагогического университета города Набережные Челны. В результате исследования были получены значимые результаты по опроснику имплицитных теорий и целей обучения К. Двек и опроснику интуитивного стиля С. Эпстайна.

Об авторах

Юлия Мазитовна Гарипова

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: ulyaamirova@mail.ru
специалист по учебно-методической работе. Российская Федерация, 423806, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 28

Список литературы

  1. Барбитова А.Д. Интуиция в профессиональном и субъектном опыте педагога // Психология творчества: наследие Я.А. Пономарева и современные исследования: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Пермский государственный институт искусства и культуры; Институт психологии РАН; науч. ред. Л.Я. Дорфман, Д.В. Ушаков. - Пермь: Изд-во Перм. гос. ин-та культуры, 2010. - C. 214-218.
  2. Васильева И.В., Григорьев П.Е. Анализ междисциплинарных подходов исследования интуиции // Гуманитарно-педагогическое образование. - 2018. - Т. 4, № 2. - C. 13-21.
  3. Васильева И.В., Григорьев П.Е. Организация и результаты исследования интуиции посредством экспериментальной игровой процедуры в социальной сети // Альманах Пространство и Время: электронное научное издание. - 2016. - Т. 12, Вып. 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ organizatsiya-i-rezultaty-issledovaniya-intuitsii-posredstvom-eksperimentalnoy- igrovoy-protsedury-v-sotsialnoy-seti
  4. Васильева И.В., Григорьев П.Е. Теоретические и экспериментальные проблемы профессиональной интуиции сотрудников МВД: учеб. пособие // Министерство образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун- та, 2017. - 206 c.
  5. Вернадский В.И. Собрание сочинений. Т. 5. - М.: АН СССР, 1960.
  6. Воловикова М.И., Джидарьян И.А. Развитие идей С.Л. Рубинштейна в исследованиях лаборатории психологии личности института психологии РАН // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2018. - Т. 3. - №1 (9). - С. 20-42.
  7. Джоб В., Двек К., Уолтон Г. Эго истощение - это все в вашей голове? (англ.) // Психологическая наука. - 2010. - Вып. 21, вып. 11. - С. 1686-1693.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2005. - 448 с.
  9. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Чумакова М.В. [и др.]. Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов // Психологический журнал. - 2008. - № 3. - С. 86-100.
  10. Лаврова Н.А. Самооценка и принятие решения в контексте дефицита времени // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 8. - С. 46-50.
  11. Майерс Д. Интуиция / Сер: Мастера психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 450 с.
  12. Манжос Л.В., Хазова С.А., Хатит Ф.Р. (2015) Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy- samorealizatsii-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah
  13. Ожегов С.И. Талант // Толковый словарь русского языка: 57 000 слов; под ред. чл.- корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 17-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1985. - С. 684.
  14. Подобреева Е.А., Подобреева А.А. (2009) Интуиция и ее роль в познании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uran.donntu.org/~masters/2009/ eltf/podobreeva_ann/library/tez1.htm
  15. Прыгин Г.С. Неклассическая психология: психология субъектной реальности: монография. - Набережные Челны: Изд-во Набережночелн. гос. пед. ун-та, 2018. - 268 с.
  16. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: монография. - Набережные Челны: Изд-во Ин-та управления, 2015. - 304 с.
  17. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. - М.: Наука, 2005. - 928 с.
  18. Юнг К.Г. Синхронистичность. - М.; К.: Рефл-бук; Ваклер, 1997. - 216 с.
  19. Epstein S. (2003). Cognitive-experiential self-theory of personality. Handbook of psychology. Vol. 5: Personality and social psychology. Ed. By I. B. Weiner. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc. 2003, pp. 159-184 Л.В.
  20. Garipova Yu.M. (2018). Pedagogical intuition, emotional intelligence as an important constituent cognitivity component of a modern teacher. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), Vol. 8, 11, 934-93.
  21. Kolak D. (2004). I Am You: The Metaphysical Foundations for Global Ethics. Dordrecht: Synthese Library, Springer.
  22. Robinson Ch. (2017) Growth mindset in the classroom. Science Scope, Vol. 41, No. 2, Climate Change, 18-21.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гарипова Ю.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».