Стратегия метапредметности в формировании экологической компетентности студентов


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Загрязнение и деградация окружающей среды влияет на состояние здоровья и благополучие людей. Современное общество нуждается в формировании нового менталитета и реализации идей устойчивого экологического развития. Особую значимость приобретает повышение качества экологического образования и воспитания молодёжи. Актуальным становится формирование и развитие у студентов экологической компетентности, которая носит метапредметный характер и заключается в овладении обучаемыми комплексом универсальных учебных действий, направленных на освоение основных образовательных программ, реализацию внутреннего потенциала и продуцирование образовательного результата для решения сложных профессиональных задач, повышения эффективности собственной профессиональной деятельности и значимости для окружающих. Проведен анализ нормативно-правовой базы. В данных документах отражены приоритеты и цели государственной политики в области экологического развития, образования, просвещения, воспитания, культуры, экологического устойчивого развития. Предложена модифицированная модель системы информационно-дидактической базы экологической подготовки студентов гуманитарных направлений подготовки, представляющая предметно ориентированную междисциплинарную интеграцию содержания двух и более учебных дисциплин. Интеграция является имманентно связанным процессом объединения одного из учебных элементов модуля дисциплины с определенным элементом информационно-дидактической экологической базы. В результате содержательно-методологической интеграции созданы междисциплинарные дидактические комплексы дисциплин, связанные между собой с целью преемственного, логического изучения материала и формирования у студентов экологической компетентности. Междисциплинарный подход к организации учебного процесса учитывает принципы непрерывности, преемственности, региональности, устойчивого развития окружающей среды и общества, универсальности. Практическая реализация в учебном процессе междисциплинарных дидактических комплексов дисциплин показывает эффективность формирования и развития у студентов метапредметной экологической компетентности.

Об авторах

Елена Николаевна Чеканушкина

Самарский государственный технический университет

Email: elenacheka@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика» 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Елена Николаевна Рябинова

Самарский государственный технический университет

Email: eryabinova@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Высшая математика и прикладная информатика» 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]: одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225 / Совет безопасности РФ: [сайт]. - М., [2002]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/24.html, свободный.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [Электронный ресурс]: подписан 10.08.12. - № 1157 / «Консультант Плюс»: [сайт]. - М., [2012]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133951/, свободный.
  3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы» [Электронный ресурс]: от 15.04.2014 N 326 (ред. от 13.08.2016) / «Консультант Плюс»: [сайт]. - М., [2014]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162183/, свободный.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию [Электронный ресурс]: от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» / «Консультант Плюс»: [сайт]. - М., [2016]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/, свободный.
  5. Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений от 27.12.16 [Электронный ресурс] / Москва, Кремль: [сайт]. - М., [2016]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53602, свободный.
  6. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 30.04.2012 / «Консультант Плюс»: [сайт]. - М., [2012]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/, свободный.
  7. Инклюзивное экологическое образование средствами зоологического музея [Текст] / Учебное пособие для студентов-магистрантов / Составители: Т.М. Носова, В.Г. Шведов, Л.А. Колыванова. - Самара: Изд-во ООО «Порто-принт», 2015. - 340 с.
  8. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: принят ГД ФС РФ 20.12.2001. - Введ. 10.01.2002 №7-ФЗ / «Консультант Плюс»: [сайт]. - М., [2002]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/okrsred , свободный.
  9. Чеканушкина, Е.Н. Формирование социально-экологической компетентности у студентов технического вуза в процессе их обучения общенаучным дисциплинам [Текст] / Е.Н. Чеканушкина // Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно- транспортных комплексов, ELPIT 2007. Тр. II междунар. экологич. конгресса (IV междунар. науч.-технич. конф.) - г. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2009. - Том V. - С. 283-288.
  10. Тимощук, Н.А. К вопросу о формировании метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов / Н.А. Тимощук // Самарский научный вестник. - 2016. - № 2 (15). - С. 233-241.
  11. Тимощук, Н.А. Синергетический подход к формированию метапредметных компетенций студентов / Н.А. Тимощук // Сб. ст. XIII Международной научной конференции «Синергетика природных, технических и социально-экономических систем» 9-10 декабря 2015. - Тольятти, 2015. - С. 185-190.
  12. Гайсин, И.Т. Непрерывность экологического образования [Текст]: монография / И.Т. Гайсин. - Казань: Тан Заря, 2002. - 198 с.
  13. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
  14. Чеканушкина, Е.Н. Междисциплинарный подход к формированию экологической компетентности у студентов гуманитарных направлений бакалавриата [Текст] / Е.Н. Чеканушкина, В.Н. Михелькевич, Е.Н. Рябинова, Н.А. Тимощук // Сб. ст. IV Меж- дународной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (26 ноября 2016 г.), Казань, 2016. - С. 20-26.
  15. Соснина, Т.Н. Стоимость: экономический, экологический, социальный аспекты (методологическое исследование) [Текст] / Т.Н. Соснина. - Самар. гос. аэрокосм. ун-т. - Сама- ра: Издательство СНЦ РАН, 2008. - 428 с.
  16. Чеканушкина, Е.Н. Развитие и формирование экологической компетентности у студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях бакалавриата / Е.Н. Чеканушкина, В.Н. Михелькевич // Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно- транспортных комплексов, ELPIT 2015. Тр. VI Междунар. экологич. конгресса (VII Междунар. науч.-технич. конф.) - Самара: Изд-во СамГТУ, 2015. - Том 3. - С. 68-72.
  17. Урсул, А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс [Текст] / А.Д. Урсул // Философия экологического образования; под общей редакцией Лисеева И.К. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 51.
  18. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
  19. Рябинова, Е.Н. Квалиметрия в профессиональном образовании / Е.Н. Рябинова // Известия Самарского научного центра РАН, 2009. Т. 11, № 4 (30). С. 1447-1452.
  20. Титов, Б.А. Проблема измеримости знаний и сформированности компетенций при изучении гуманитарных дисциплин / Б.А. Титов, Е.Н. Рябинова, И.О. Павлова // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (НИУ), 2012. - №4. - С. 259-266.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Чеканушкина Е.Н., Рябинова Е.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».