Интервью как коммуникативный метод обучения иностранному языку в средней школе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуализируется необходимость коммуникативного обучения иностранным языкам, которое позволяет решать задачи продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся. Рассматриваются организационные формы и сущностные характеристики интервью как коммуникативного метода обучения иностранному языку в средней школе. Особое внимание уделяется преимуществам использования метода интервью в процессе формирования навыков коммуникации. Системный подход к разработке понятия «интервью» позволяет сделать вывод о наличии определенной структуры взаимодействующих компонентов. Представленные классификации видов (организационных форм) интервью ориентируют учителя на возможность выбора и использования конкретного вида интервью-диалога с учетом специфики учебных целей и задач, а также особенностей организации, проведения и ситуации применения интервью. Структурирование содержания обучения иностранному языку основывается на интегрированном подходе, который базируется на дидактическом принципе связи обучения с жизнью, показывает значимость иностранного языка для практических целей, а также создает предпосылки для возникновения позитивных эмоций. Следовательно, метод интервью позволяет обучаемым осуществлять эффективное речевое взаимодействие в рамках конкретной коммуникативной ситуации, поскольку процесс обучения становится моделью реального процесса коммуникации. При этом в статье показано, что эффективное применение коммуникативного метода интервью на уроках иностранного языка в средней школе зависит как от тщательной подготовки к интервьюированию со стороны учителя, так и от подготовки со стороны учащихся.

Об авторах

Ирина Геннадьевна Баканова

Самарский государственный технический университет

Email: backanovairina@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки». 443010, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Екатерина Александровна Патрикеева

МБОУ Школа № 48 Кировского р-на г.о. Самара

Email: patrikeevaek@yandex.ru
учитель английского языка. 443087, Россия, г. Самара, пр-т Кирова, 252

Наталья Александровна Пыркина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: laurachaika@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки». 443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
  2. Баканова И.Г. Профессионально-личностное развитие студентов - будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку: дис. … канд. пед. наук:13.00.08. - Самара, 2011. - 208 с.
  3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 450 с.
  4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие. - Стерлитамак: Стерлитамакский государственный педагогический институт, 2002. - 134 с.
  5. Горбушин Н.Г. От общей теории систем к искусственным интеллектуальным средам // Системный подход в современной науке. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 560 с.
  6. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001. - 224 с.
  7. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку: 2-е изд, стереотип. - М.: ТетраСистемс, 2004. - 176 с.
  8. Костромина Е.А. Риторика: учеб. пособие. - М., Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 194 с.
  9. Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 282 с.
  10. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: учеб. пособие / Отв. ред. А.Н. Шамов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток - Запад, 2008. - 253 с.
  11. Руденко В.А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании // Социс. - 2005. - № 4. - С. 30-37.
  12. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М., 2002. - 243 с.
  13. Федорова В.С. Особенности формирования коммуникативной компетенции в контексте реализации ФГОС ООО - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetencii-v- kontekste-realizacii-fgos-ooo-879457.html
  14. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические про- блемы современной науки. - М.: Наука, 1978. - 392 с.
  15. Юхненко Л.В. Теория и методика непрерывного образования. - Тольятти: ЕГУ, 2003. - Т. 1. - С. 97-99.
  16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thedifference.ru/chem-obshhenie-otlichaetsya-ot-kommunikacii/
  17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/178462
  18. Национальная социологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voluntary.ru/termin/intervyu.html
  19. Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001.
  20. Krashen S. Second Language Acquisition and Second Language Learning. Oxford: Pergamon Press, 1981. - P. 99-100.
  21. Wessels Charlyn. Drama. - Oxford; New York: Oxford University Press, 1993. - 137 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Баканова И.Г., Патрикеева Е.А., Пыркина Н.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».