Formation of ecological and geographical world outlook in learning geography


Cite item

Full Text

Abstract

The article focuses on the role of school geography course in the implementation of the main goals of education, the formation of well-rounded personality with modern worldviews. It is shown that the purpose of the study of geography in learning the system of geographical knowledge as a component of the scientific world.Disclosed issues of formation of ecological and geographical world as part of the scientific worldview, its structural components: knowledge, ideas, attitudes, beliefs, values. The stages of the formation of the geographical picture of the world: in V-VI classes - an understanding of the world picture, in the VII class - the integrity of the picture of the world, in the VIII class - a picture of Russia as a part of the world, in the IX class - a picture of the socio-economic structure of Russia, in X-XI classes - the picture of social and economic structure of the world. Marked by the principles of continuity and system, the principle of local lore, which needed for the formation of a scientific outlook. Highlight and presents a system of ecological and geographical concepts, like the concepts of environmental and socio-ecological concepts from V to X-XI classes. We consider the research activity of schoolchildren and the formation of philosophical views and beliefs at the time of its execution. Gave an examples of scientific search of student's work submitted for research readings interregional youth readings behalf Kayum Nasyyri and in scientific-practical conferences devoted to geography and local history of activity research.

About the authors

Svetlana I. Beketova

Kazan (Volga) Federal University

Email: usadsky@rambler.ru
Cand. Ped. Sci., Assistant Professor of Theory and Methodology of Geography and Environmental Education Department. 18, Kremlin St., Kazan’, 420008

Ilgizar T. Gaisin

Kazan (Volga) Federal University

Dr. Ped. Sci., Professor, Head of Theory and Methodology of Geographical and Environmental Education Department 18, Kremlin St., Kazan’, 420008

Elena I. Vlasova

Kazan (Volga) Federal University

Cand. Ped. Sci., Assistant Professor of Theory and Methodology of Geography and Environmental Education Department 18, Kremlin St., Kazan’, 420008

References

  1. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечество, 2012. - 242 с.
  2. Бекетова С.И. Условия формирования научного мировоззрения школьников при изучении дисциплин географического цикла: Учеб.-метод. пособие. - Казань: К(П)ФУ, 2012. - 108 с.
  3. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования: Монография. - Казань: Тан-Заря, 2002. - 198 с.
  4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. - М.: Русское слово - РС, 2008. - 232с.
  5. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9-й классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
  6. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9-й кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - 18-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 288 с.
  7. Материалы XI Межрегиональных юношеских научно-исследовательских чтений имени Каюма Насыйри / Сост. И.В. Тарасова, Д.А. Моргацкая. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. - 240 с.
  8. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-го кл. общеобразовательных учреждений. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 400 с.
  9. Организация географо-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе / Материалы региональной научно-методической конференции (г. Буинск, 17-18 апреля 2015 г.) / Под ред. И.Т. Гайсина. - Казань: К(П)ФУ, 2015. - 241 с.
  10. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9-й классы. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 75 с. (Стандарты второго поколения).
  11. Формирование эколого-географической культуры в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе и вузе / Материалы региональной научно- методической конференции (со всероссийским участием), 18 декабря 2013 г. / Отв. ред. С.И. Бекетова. - Казань: КПФУ, 2014. - 157 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Beketova S.I., Gaisin I.T., Vlasova E.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».