Формирование эколого-географического мировоззрения в процессе обучения географии


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается роль школьного курса географии в реализации основной цели образования - формировании всесторонне образованной личности с современными мировоззренческими взглядами. Показана цель изучения географии в овладении системой географических знаний как компонента научной картины мира. Раскрываются вопросы формирования эколого-географического мировоззрения как составной части научного мировоззрения, рассматриваются его структурные компоненты: знания, идеи, взгляды, убеждения, ценности. Представлены этапы формирования географической картины мира: в V-VI классах - понимание картины мира, в VII классе - целостность картины мира, в VIII классе - картина России как части мира, в IX классе - картина социально-экономического устройства России, в X-XI классах - картина социально-экономического устройства мира. Отмечены принципы преемственности и системности, краеведческий принцип, необходимые для формирования научного мировоззрения. Выделена и представлена система эколого-географических понятий как понятий об окружающей среде и социально-экологических понятий, вводимая с V по X-XI классы. Рассматривается исследовательская деятельность школьников и процесс формирования мировоззренческих взглядов и убеждений во время ее выполнения. Приведены примеры научно-поисковых работ учащихся, представленных на межрегиональных юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри и на научно- практических конференциях, посвященных географо-краеведческой исследовательской деятельности.

Об авторах

Светлана Ивановна Бекетова

Казанский (Приволжский) Федеральный университет

Email: usadsky@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики географического и экологического образования. 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18

Ильгизар Тимергалиевич Гайсин

Казанский (Приволжский) Федеральный университет

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики географического и экологического образования 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18

Елена Ивановна Власова

Казанский (Приволжский) Федеральный университет

Cand. Ped. Sci., Assistant Professor of Theory and Methodology of Geography and Environmental Education Department 18, Kremlin St., Kazan’, 420008

Список литературы

  1. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечество, 2012. - 242 с.
  2. Бекетова С.И. Условия формирования научного мировоззрения школьников при изучении дисциплин географического цикла: Учеб.-метод. пособие. - Казань: К(П)ФУ, 2012. - 108 с.
  3. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования: Монография. - Казань: Тан-Заря, 2002. - 198 с.
  4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. - М.: Русское слово - РС, 2008. - 232с.
  5. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9-й классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
  6. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9-й кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - 18-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 288 с.
  7. Материалы XI Межрегиональных юношеских научно-исследовательских чтений имени Каюма Насыйри / Сост. И.В. Тарасова, Д.А. Моргацкая. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. - 240 с.
  8. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-го кл. общеобразовательных учреждений. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 400 с.
  9. Организация географо-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе / Материалы региональной научно-методической конференции (г. Буинск, 17-18 апреля 2015 г.) / Под ред. И.Т. Гайсина. - Казань: К(П)ФУ, 2015. - 241 с.
  10. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9-й классы. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 75 с. (Стандарты второго поколения).
  11. Формирование эколого-географической культуры в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе и вузе / Материалы региональной научно- методической конференции (со всероссийским участием), 18 декабря 2013 г. / Отв. ред. С.И. Бекетова. - Казань: КПФУ, 2014. - 157 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бекетова С.И., Гайсин И.Т., Власова Е.И., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».