ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается феномен лжи в контексте девиантного поведения в процессе социально-психологической адаптации студентов в вузе. Используется комплексный подход к анализу причин появления девиаций в поведении студентов. Исследуются мотивы лжи в соответствии с акцентуациями характера студентов. Изучается направленность воздействия типа невроза на Я-концептуальные структуры личности: ложь как самообман в виде неадекватного смещения показателя самооценки, искажающего представление о собственной социальной значимости, и ложь как средство манипуляции поведением участников социального взаимодействия. Приводятся результаты статистического анализа показателей типа мотивационной направленности лжи в соответствии с акцентуациями характера. Показана динамика изменений мотивов лжи согласно возрасту студентов. Выводится причинно-следственная связь комплексного воздействия невротических изменений и акцентуаций характера личности студентов и их девиантного поведения в процессе социально-психологической адаптации в вузе. Анализируется специфика современных условий образования в контексте влияния на психоэмоциональную сферу студентов. Отмечается причинно-следственная связь результатов воздействия информационной нагрузки деструктивного характера на общее состояние психической стабильности студентов и их эмоционального выгорания. Описывается синдром выгорания в контексте констатации симптомов. Также подчеркивается влияние эффекта эмоционального выгорания студентов на общее настроение социальной группы. Показан механизм включения защитных механизмов психики с целью социально-психологической адаптации личности для восстановления психологического комфорта в вузе. Приводятся результаты использования авторской методики для определения мотивов лжи в социальном взаимодействии студентов. Данные исследования показывают отношение ко лжи самих лгущих студентов: приводятся мнения о возможности прощения себя и окружающих в отношении лжи. Предлагается определение лжи как девиантной стратегии социально-психологической адаптации студентов в вузе.

Об авторах

Елена Юрьевна Двойникова

Самарский государственный технический университет

Email: dey10@rambler.ru

Список литературы

  1. 1. Апинян Г.В. Девиантное поведение как социокультурный феномен: Дисс. … канд. филос. наук / Г.В. Апинян. - СПб., 2009. - 230 с.
  2. 2. Двойникова Е.Ю. Ложь как психологический феномен в психосоциальной адаптации в вузе // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам I Международного форума / Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш / Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. - СПб.: Книжный дом, 2006. - 304 с. - С. 217-218.
  3. 3. Двойникова Е.Ю. Девиация поведения в процессе социально-психологической адаптации в условиях этнической депривации // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 1 (21). - С. 67-74.
  4. 4. Двойникова Е.Ю. Развитие лидерского потенциала в профессиональной деятельности у студентов на основе коррекции типа социально-психологической адаптации // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1 (25). - С. 63-70.
  5. 5. Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана / В.В. Знаков. Послесловие к книге Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.
  6. 6. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 4. - С. 78-86
  7. 7. Медведева Е.С. Сущность и существование девиантного поведения. - Красноярск: ГОУ ВШ, 2007.
  8. 8. Орлова Т.Г. Социально-педагогический процесс в системе регулирования девиантного поведения // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1 (20). - С. 250-253.
  9. 9. Тарасов А.Н. Психология лжи. - М.: Книжный мир, 2005. - 327 с.
  10. 10. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.
  11. 11. Curra J. The relativity of deviance. - SAGE Publications. Inc., 2000.
  12. 12. Ekman P. Deception, lying and demeanor // States of mind: American and Post-Soviet Per-spectives on Contemporary Issues in Psychology. N.Y., Oxford. - 1997. - P. 93-105.
  13. 13. Sumner C. The sociology of deviance: an obituary. - Itasca (IV). F.E. Peacock Publishers, Inc., 1995.
  14. 14. Vrij A., Graham S. Individual differences between liars and the ability to detect lies / Expert Evidence: The International Digest of Human Behaviour Science and Law. - 1997. - N 5. - P. 144-148.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Двойникова Е.Ю., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».