Подготовка педагогов к проектированию педагогических средств, определяющих развитие критического мышления обучающихся

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

К актуальной проблеме подготовки педагогов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) мы относим развитие критического мышления, которое позволяет им проектировать задания на развитие критического мышления обучающихся, определяющее формирование их функциональной грамотности. В статье раскрывается решение проблемы разработки педагогами в рамках повышения квалификации (ПК) в системе дополнительного профессионального образования дидактических средств и условий, обеспечивающих развитие критического мышления обучающихся. Цель статьи заключается в описании применения в системе ДПО на курсах ПК педагогов приемов на контекстное осмысление текста, обусловливающих развитие критического мышления субъектов образования. В экспериментальной работе по реализации приемов по развитию критического мышления, спроектированных педагогами, обучившимися в системе ДПО, приняли участие проектные команды педагогов (112 человека) лицея г. Истры, СОШ № 17 г. Одинцово Московской области. Диагностика сформированности критического мышления педагогов производилась на основе методики определения уровня развития критического мышления педагогов (Е.Н. Волкова), индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпова). Разработаны приемы для восприятия и анализа текста, включающие в себя трактовку, объяснение, оценку, интерпретацию, вопросы и критический анализ видео, художественных произведений и текстов через призму определенного контекста. Эти приемы представляют собой новизну исследования. Представлена методика конструирования приемов на интерпретацию и трактовку какого-либо контента, видеоматериала, критического разбора текстов в контексте определенных концепций и теорий. Также предложена методика проектирования приема объяснения, интерпретации и критического анализа материалов, включая учебные ролики и тексты, в контексте содержания различных учебных предметов. Все предложенные приемы имеют отношение к теоретической значимости данного исследования. Практическая значимость исследования раскрывается на конкретном задании для педагогов, проходящих ПК в ДПО, которое состоит в многоконтекстной интерпретации ролика «Стой до конца, не вздумай сломаться!». Разработанные в исследовании приемы на контекстное восприятие и осмысление текста, методики их разработки педагогами, повышающими квалификацию в системе ДПО, расширяют, обогащают теорию моделирования педагогических средств развития критического мышления субъектов образования, обусловливают новые возможности для ее развития.

Об авторах

Вера Михайловна Жураковская

Корпоративный университет развития образования Московской области

Email: gvera66@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2056-1801
ResearcherId: AAW-7742-2021

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Управление»

Россия, 129281, г. Москва, Староватутинский пр-д, 8

Ольга Анатольевна Оличева

МОУ «Лицей г. Истра»

Автор, ответственный за переписку.
Email: licey-istra@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1377-1256
ResearcherId: AAW-7793-2021

кандидат исторических наук, директор

Россия, 143500, г. Москва, ул. Босова, 17 а

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.12.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 05.08.2024).
  2. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. ‒ 472 c.
  3. Жураковская В.М. Развитие критического мышления обучающегося как фактора формирования его функциональной грамотности: теория и проектирование: учеб.-метод. пособие. – М.: Ким Л.А., 2023. ‒ 402 с.
  4. Озерова Т.С., Воронина Л.В. Критическое мышление в профессиональной деятельности будущих горных инженеров-геологов // Педагогическое образование в России. – 2021 – № 3. – С. 150–156.
  5. Старостина Н.Н., Гмызина Г.Н., Лукьянова М.И. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8. – Вып. 2 (30). – С. 104‒111.
  6. Фоменко Т.М. Критическое мышление как основа обучения критическому чтению студентов языковых факультетов // Проблемы современного образования. ‒ 2017. ‒ № 6. ‒ С. 248‒255.
  7. Вадбольская Н.В., Лучникова А.В. Обучение критическому мышлению на занятиях по английскому языку для студентов неязыковых специальностей // Евразийский союз ученых. ‒ 2017. ‒ № 12–3 (45). ‒ С. 4‒7.
  8. Rizakhojayeva G.A., Akeshova M.M., Orazali I.Sh. Instruction for critical thinking: fostering tourism students twenty-first century skills // Теория и методика физической культуры. – 2022. – No. 2 (68). – Pр. 6‒12.
  9. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. ‒ 140 с.
  10. Hwang G.J., Zou D., Wu Y.X. Correction to: Learning by storytelling and critiquing: a peer assessment-enhanced digital storytelling approach to promoting young students’ information literacy, self-efficacy, and critical thinking awareness. Education Tech Research. 2023. Dev. 71. P. 1391.
  11. Wale B.D., Bishaw K.S. Effects of using inquiry-based learning on EFL students’ critical thinking skills. Asian. J. Second. Foreign. Lang. 2020. Educ. 5. P. 9.
  12. Dissen, A. A critical issue: assessing the critical thinking skills and dispositions of undergraduate health science students. Discov Educ 2, 21 (2023). https://doi.org/10.1007/s44217-023-00044-z
  13. Zhai J., Zhang H. Critical thinking disposition of medical students in Anhui Province, China: a cross-sectional investigation. BMC Medical Education. 2023. Vol. 23. No. 1. P. 652.
  14. Ahmady S., Shahbazi S. Impact of social problem-solving training on critical thinking and decision making of nursing students. BMC nursing. 2020. Vol. 19. No. 1. Pp. 1‒8.
  15. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000. ‒ 512 с.
  16. Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2002. ‒ 272 с.
  17. Lipman M. The reflective model of educational practice. Thinking in Education. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. Pp. 9–27.
  18. Калашникова В.Г. Контекст и контекстный подход в образовании // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. ‒ 2019. ‒ № 4. ‒ С. 40‒49.
  19. Jonson E.B. Contextual Teaching and Learning. Corwin Press, INC. A Sage Publications Company. Thousand Oaks, California. 2002. 196 p.
  20. Тягло А.В. Критическое мышление на основе элементарной логики: учеб. пособие. – Харьков, 2001. ‒ 274 с.
  21. Волков Е.Н. Тесты критического мышления: вводный обзор // Психологическая диагностика. ‒ 2015. ‒ № 3. ‒ С. 5‒23 [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://evolkov.net/critic.think/tests/index.html (дата обращения: 29.02.2024).
  22. Карпов А.В. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности // Психологический журнал. ‒ 2003. ‒ Т. 24. – № 5. ‒ 18 с.
  23. Жураковская В.М., Оличева О.А. Коуч-технология как психолого-педагогический механизм включения педагога в инновационные процессы // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 1.А. – С. 524‒536.
  24. Жураковская В.М., Кривых С.В. Развитие критического мышления обучающихся как фактор формирования их функциональной грамотности // Вестник Самарского государственного политехнического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. ‒ 2023. ‒ Т. 20. – № 3. ‒ С. 17‒34 [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/8182 (дата обращения: 29.02.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жураковская В.М., Оличева О.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».