Роль креативных способностей будущих специалистов социально-культурной сферы в формировании профессиональных навыков
- Авторы: Курина В.А.1, Шерстнев А.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 59-74
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/310332
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.1.5
- ID: 310332
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлено мнение авторов о важности формирования профессиональных навыков через креативные способности, которые реализуются в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы (СКС). Уточнение основных понятий позволило более глубоко погрузиться в проблему исследования и обозначить взаимосвязь категорий СКС в рамках креативного пространства. Охарактеризованы профессиональные навыки будущих специалистов СКС и предложен комплекс характеристик современного специалиста СКС, который может стать основой разработки универсальных требований к должностным обязанностям такого специалиста. Особое внимание авторы уделили экспериментальной работе и обобщению полученных результатов исследования. Проведен опрос среди студентов 1–5-х курсов направлений подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», позволивший выявить отношение обучающихся к креативным индустриям, их понимание творчества и креативности, креативных способностей.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Вера Алексеевна Курина
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: kurinava@samgik.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Экономика и управление социально-культурной деятельностью»
Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167Александр Вячеславович Шерстнев
Самарский государственный институт культуры
Email: laryk@bk.ru
аспирант по научной специальности «Методология и технология профессионального образования»
Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167Список литературы
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. – С. 191–194.
- Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов/нД: Феникс, 1998. – 480 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – С. 173.
- Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 624 с. (Научные школы ИП РАН).
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие / сост. Л.М. Семенюк. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. – С. 91–107.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 624 с.
- Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Кащеева А.В. и др. Социально-педагогический словарь. – Саратов: Наука, 2007. – 116 с.
- Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам: словарь-справочник / Авт.-сост.: Т.М. Баринова и др. Магадан: Охотник, 2011. – 112 с.
- Торнхилл-Миллер Б., Камарда А., Мерсье М. и др. Креативность, критическое мышление, общение и сотрудничество: оценка, сертификация и продвижение навыков 21 века для будущего работы и образования // Журнал разведки. – 2023. – № 11(3) : 54 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.3390/jintelligence11030054 (дата обращения: 08.05.2024).
- Навыки будущего для 2020-х: Новая Надежда: доклад GEF &WorldSkillsRussia [Электронный ресурс]. – URL: https://rda.worldskills.ru/storage/app/media/Reports/2020%20Future%20Skills%202.0/Future%20Skills%20for%20the%202020s_A%20New%20Hope_RU.pdf (дата обращения: 12.01.2024).
- Соколовская И.Э. Базовые навыки и их влияние на процесс формирования компетенций студентов // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования. – М., 2012. – С. 48.
- Губарева Л.И., Баранова С.В., Бирюкова Н.П. Профессиональные навыки и профессиональные умения в системе подготовки кадров СПО: основные подходы и определения // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 1 (74) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-navyki-i-professionalnye-umeniya-v-sisteme-podgotovki-kadrov-spo-osnovnye-podhody-i-opredeleniya (дата обращения: 18.02.2024).
- Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» от 30.03.2011 № 251н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 № 20835) [Электронный ресурс]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=179629 (дата обращения: 11.07. 2024).
- Сорокин П.С., Мальцева В.А., Гасс П.В. Профессиональные навыки и их оценка в новых институциональных условиях: дискуссии, проблемы и перспективы // Journal of Institutional Studies. – 2022. – № 14(3). – С. 59–73. – doi: 10.17835/2076-6297.2022.14.3.059-073.
- Чем отличаются «мягкие» навыки (soft skills) от «жестких» (hard skills) и как их измерить? // ХАБР.com [Электронный ресурс]. – URL: https://habr.com/ru/users/Mehmetbey/publications/articles/ (дата обращения: 01.05.2024).
- Локтаева Н.Н. Понятие «мягкие навыки» как педагогическая категория: сущность и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2019. – № 4 (64). – С. 28–35.
- Лазарева Л.И., Гусев С.И. Модернизированные стандарты специалиста в области социально-культурной деятельности: проблемы разработки профессиональных компетенций в контексте профессий будущего // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 3 (76). – С. 46–49.
- Атлас новых профессий // Школа управления СКОЛКОВО [Электронный ресурс]. – URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf (дата обращения: 11.01.2024).
- Приказ Ростехрегулирования «Об организации работы по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (вместе с «Порядком проведения Конкурсной комиссией Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и формирования кадрового резерва путем конкурсного отбора», «Требованиями к кандидатам на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» от 30 августа 2007 г. № 2358 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84078/ (дата обращения: 11.01.2024).
- Волошина И.А., Новиков П.Н. Понятие навыка в составе образовательной и профессионально-трудовой терминологии // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 3 (40). – С. 68–80. – doi: 10.34022/2658-3712-2020-40-3-68-80.
- Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанов А.А. Общая психология: учеб. пособие. – 3-е изд., перер. и доп. изд. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
- Общая психология: учеб. пособие / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. – Ярославль: ЯГПУ, 2013. – С. 469.
- Происхождение человечности: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1999. – 200 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 334 с.
- Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д., Иванова Е.А. Человек и собственность. – Иркутск: БГУЭП, 2006. – 362 с.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
- Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2020. – 303 c.
- Развитие индивидуальных креативных способностей будущих руководителей дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки // PPT онлайн [Электронный ресурс]. – URL: https://ppt-online.org/610875 (дата обращения: 12.01.2024).
- Мещерякова Е.И. Креативно-акцентные системы обучения в вузах МВД России (Вопросы обучения и воспитания) // Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 61–64.
- Медведева Ю.С., Огородова Т.В. Креативность как творческая характеристика личности и мотивация научно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 4 (26). – С. 117–121.
- Дикая Л.С. Формирование креативных качеств личности будущих учителей начальных классов в процессе их профессиональной подготовки // Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики: Коллективная монография по результатам научно-практической конференции с международным участием, Севастополь, 05–07 декабря 2018 года / Автор концепции монографии, автор-составитель и научный редактор С.Л. Данильченко. – Севастополь: Аэтерна, 2019. – С. 238–241.
- Курина В.А., Лукашева С.С. Музыкальные способности в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2020. – № 1 (45). – С. 96–107. – doi: 10.17673/vsgtu-pps.2020.1.7.
- Rambler&Co назвал наиболее важные качества для креативного специалиста // ТАСС [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/ekonomika/15148311 (дата обращения: 14.11.2024).
Дополнительные файлы
