Роль креативных способностей будущих специалистов социально-культурной сферы в формировании профессиональных навыков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлено мнение авторов о важности формирования профессиональных навыков через креативные способности, которые реализуются в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы (СКС). Уточнение основных понятий позволило более глубоко погрузиться в проблему исследования и обозначить взаимосвязь категорий СКС в рамках креативного пространства. Охарактеризованы профессиональные навыки будущих специалистов СКС и предложен комплекс характеристик современного специалиста СКС, который может стать основой разработки универсальных требований к должностным обязанностям такого специалиста. Особое внимание авторы уделили экспериментальной работе и обобщению полученных результатов исследования. Проведен опрос среди студентов 1–5-х курсов направлений подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», позволивший выявить отношение обучающихся к креативным индустриям, их понимание творчества и креативности, креативных способностей.

Об авторах

Вера Алексеевна Курина

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: kurinava@samgik.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Экономика и управление социально-культурной деятельностью»

Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167

Александр Вячеславович Шерстнев

Самарский государственный институт культуры

Email: laryk@bk.ru

аспирант по научной специальности «Методология и технология профессионального образования»

Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. – С. 191–194.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов/нД: Феникс, 1998. – 480 с.
  3. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – С. 173.
  4. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 624 с. (Научные школы ИП РАН).
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие / сост. Л.М. Семенюк. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. – С. 91–107.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 624 с.
  8. Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Кащеева А.В. и др. Социально-педагогический словарь. – Саратов: Наука, 2007. – 116 с.
  9. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам: словарь-справочник / Авт.-сост.: Т.М. Баринова и др. Магадан: Охотник, 2011. – 112 с.
  10. Торнхилл-Миллер Б., Камарда А., Мерсье М. и др. Креативность, критическое мышление, общение и сотрудничество: оценка, сертификация и продвижение навыков 21 века для будущего работы и образования // Журнал разведки. – 2023. – № 11(3) : 54 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.3390/jintelligence11030054 (дата обращения: 08.05.2024).
  11. Навыки будущего для 2020-х: Новая Надежда: доклад GEF &WorldSkillsRussia [Электронный ресурс]. – URL: https://rda.worldskills.ru/storage/app/media/Reports/2020%20Future%20Skills%202.0/Future%20Skills%20for%20the%202020s_A%20New%20Hope_RU.pdf (дата обращения: 12.01.2024).
  12. Соколовская И.Э. Базовые навыки и их влияние на процесс формирования компетенций студентов // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования. – М., 2012. – С. 48.
  13. Губарева Л.И., Баранова С.В., Бирюкова Н.П. Профессиональные навыки и профессиональные умения в системе подготовки кадров СПО: основные подходы и определения // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 1 (74) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-navyki-i-professionalnye-umeniya-v-sisteme-podgotovki-kadrov-spo-osnovnye-podhody-i-opredeleniya (дата обращения: 18.02.2024).
  14. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» от 30.03.2011 № 251н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 № 20835) [Электронный ресурс]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=179629 (дата обращения: 11.07. 2024).
  15. Сорокин П.С., Мальцева В.А., Гасс П.В. Профессиональные навыки и их оценка в новых институциональных условиях: дискуссии, проблемы и перспективы // Journal of Institutional Studies. – 2022. – № 14(3). – С. 59–73. – doi: 10.17835/2076-6297.2022.14.3.059-073.
  16. Чем отличаются «мягкие» навыки (soft skills) от «жестких» (hard skills) и как их измерить? // ХАБР.com [Электронный ресурс]. – URL: https://habr.com/ru/users/Mehmetbey/publications/articles/ (дата обращения: 01.05.2024).
  17. Локтаева Н.Н. Понятие «мягкие навыки» как педагогическая категория: сущность и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2019. – № 4 (64). – С. 28–35.
  18. Лазарева Л.И., Гусев С.И. Модернизированные стандарты специалиста в области социально-культурной деятельности: проблемы разработки профессиональных компетенций в контексте профессий будущего // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 3 (76). – С. 46–49.
  19. Атлас новых профессий // Школа управления СКОЛКОВО [Электронный ресурс]. – URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf (дата обращения: 11.01.2024).
  20. Приказ Ростехрегулирования «Об организации работы по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (вместе с «Порядком проведения Конкурсной комиссией Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и формирования кадрового резерва путем конкурсного отбора», «Требованиями к кандидатам на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» от 30 августа 2007 г. № 2358 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84078/ (дата обращения: 11.01.2024).
  21. Волошина И.А., Новиков П.Н. Понятие навыка в составе образовательной и профессионально-трудовой терминологии // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 3 (40). – С. 68–80. – doi: 10.34022/2658-3712-2020-40-3-68-80.
  22. Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанов А.А. Общая психология: учеб. пособие. – 3-е изд., перер. и доп. изд. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
  23. Общая психология: учеб. пособие / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. – Ярославль: ЯГПУ, 2013. – С. 469.
  24. Происхождение человечности: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1999. – 200 с.
  25. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 334 с.
  26. Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д., Иванова Е.А. Человек и собственность. – Иркутск: БГУЭП, 2006. – 362 с.
  27. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
  28. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2020. – 303 c.
  29. Развитие индивидуальных креативных способностей будущих руководителей дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки // PPT онлайн [Электронный ресурс]. – URL: https://ppt-online.org/610875 (дата обращения: 12.01.2024).
  30. Мещерякова Е.И. Креативно-акцентные системы обучения в вузах МВД России (Вопросы обучения и воспитания) // Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 61–64.
  31. Медведева Ю.С., Огородова Т.В. Креативность как творческая характеристика личности и мотивация научно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 4 (26). – С. 117–121.
  32. Дикая Л.С. Формирование креативных качеств личности будущих учителей начальных классов в процессе их профессиональной подготовки // Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики: Коллективная монография по результатам научно-практической конференции с международным участием, Севастополь, 05–07 декабря 2018 года / Автор концепции монографии, автор-составитель и научный редактор С.Л. Данильченко. – Севастополь: Аэтерна, 2019. – С. 238–241.
  33. Курина В.А., Лукашева С.С. Музыкальные способности в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2020. – № 1 (45). – С. 96–107. – doi: 10.17673/vsgtu-pps.2020.1.7.
  34. Rambler&Co назвал наиболее важные качества для креативного специалиста // ТАСС [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/ekonomika/15148311 (дата обращения: 14.11.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Структура профессиональных навыков

Скачать (213KB)

© Курина В.А., Шерстнев А.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».