Рефлексивность и способность к прогнозированию деятельности как основа формирования личности будущего профессионала
- Авторы: Чеканушкина Е.Н.1, Гулк Е.Б.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 5-19
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/275761
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.3.1
- ID: 275761
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях динамичных преобразований всех сфер деятельности особое значение имеет наличие у профессионала рефлексивных, прогностических способностей при адаптации к новым вызовам времени, решении нестандартных задач и возникающих проблем, контроле собственных действий, а также готовности к объективному оцениванию результатов труда, самообразованию, профессиональному совершенствованию. Цель статьи – определить сущность и содержание рефлексивных, прогностических способностей личности, их значимость в профессиональной деятельности, а также выявить уровень развитости этих качеств у обучающихся университета по психолого-педагогическим и техническим направлениям подготовки и изложить условия их продуктивного развития. Авторами осуществлен теоретический анализ дефиниций «рефлексивность» и «прогнозирование», имеющих отражение в многочисленных психолого-педагогических исследованиях междисциплинарной направленности как отечественных, так и зарубежных ученых. Выявлена взаимосвязь рефлексивных и прогностических способностей с саморегуляцией поведения и деятельности индивида, его адаптации и профессионализации. Проведена диагностика по определению уровня рефлексивности (методика авторов А.В. Карпова, В.В. Пономаревой) и способности к прогнозированию (методика автора Л.А. Регуш) студентов начальных курсов психолого-педагогического направления подготовки Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и технического направления Самарского государственного технического университета. Представлены результаты психодиагностики рефлексивных и прогностических способностей обучающихся, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне предрасположенности к ретроспективной, ситуативной, перспективной рефлексии и прогнозированию. Однако реализация комплексного подхода в аудиторной и внеаудиторной подготовке, использование в учебном процессе успешно зарекомендованной совокупности интенсивных педагогических технологий (практико-ориентированные, эвристические, информационные), решение задач и тестового материала, разработанного на основе матричной модели познавательной деятельности, на промежуточном мониторинге показало позитивную динамику уровня развития рефлексивных и прогностических способностей студентов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Николаевна Чеканушкина
Самарский государственный технический университет
Email: elenacheka@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный»
Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Елена Борисовна Гулк
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Автор, ответственный за переписку.
Email: egulk@spbstu.ru
кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингвистики и педагогики
Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29Список литературы
- Карпов А.В. Рефлексия в структуре метакогнитивной организации субъекта // Рефлексия в структуре метакогнитивной организации субъекта: колл. моногр. / Под ред. В.В. Знакова и др. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. – С. 96–107.
- Семенов И.Н. Современные исследования психологии рефлексии: от истории и методологии через экспериментатику к практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 2. – С. 3–6.
- Карпов А.В., Субботина Л.Ю., Маркова Е.В. Методика диагностики уровня квалификации педагогических кадров: учеб.-метод. материалы по подготовке управленческого персонала к использованию методики определения уровня квалификации педагогических кадров. Под ред. В.Д. Шадрикова, А.В. Карпова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010. – 131 с.
- Ожиганова Г.В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – № 4. – С. 56–60.
- Карпов А.В., Воронова Т.А. Рефлексивность как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека // ИСОМ. – 2018. – № 3–2. – С. 104–110.
- Прохоров А.О., Чернов А.В. Динамика познавательных состояний студентов с разным уровнем и направленностью рефлексии // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 74. – С. 110–125.
- Карпов А.В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. – М.: Изд. дом РАО, 2012. – 494 с.
- Шадриков В.Д., Кургинян С.С. Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности // Экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8. – № 1. – С. 106–126.
- Матюшкина Е.Я., Кантемирова А.А. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. – № 2. – С. 50–68.
- Meier L., Cho E., Dumani S. The effect of positive work reflection during leisure time on affective well‐being: Results from three diary studies. Journal of Organizational Behavior. 2016. Vol. 37 (2). Pр. 255–278.
- Сизикова Т.Э. Влияние полимодальности рефлексии на самоорганизацию личности // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 57–75.
- Пантелеева В.В., Голубева И.В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов [Электронный ресурс]. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15314.htm (дата обращения: 10.07.2024).
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5. – С. 45–57.
- Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н., Салихова А.Ж. Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности // Материалы VII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» (г. Москва, 15–16 октября 2009 г.) / Под ред. В.Е. Лепского. – М.: Когито-Центр, 2009. – С. 145–150.
- Ryan M. Introduction: Reflective and reflexive approaches in higher education: A warrant for lifelong learning? In Teaching Reflective Learning in Higher Education. Springer: Cham, Switzerland, 2015. Рр. 3–14.
- Тихомирова Т.С., Кочетков Н.В. Взаимосвязь мотивации к обучению и рефлексии студентов бакалавриата очной формы обучения // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 6. – С. 97–106.
- Goldblatt H., Band-Winterstein T. From understanding to insight: Using reflexivity to promote students’ learning of qualitative research. Reflective Practice. 2016. Vol. 17. No. 2. Рр. 100–113.
- Pedersen S., Jolie M. Implications of assessing student-driven projects: A case study of possible challenges and an argument for reflexivity. Education Sciences. 2020. Vol. 10. No. 1. Р. 19.
- Abduraimova D.S. Types of reflexive learning technologies in the pedagogical education system. Open Access Repository. 2023. Vol. 4. No. 03. Рр. 31–40.
- Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. – М., 2011. – 46 с.
- Михеев С.А. Комбинированная online-дискуссия как инструмент формирования рефлексии будущих инженеров в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. – 2024. – Т. 33. – № 3. – С. 106–127.
- Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Сравнительный анализ психологического содержания и развития рефлексивных способностей студентов педагогического колледжа и педагогического вуза // Science for education today. – 2020. – Т. 10. – № 4. – С. 91–108.
- Чозгиян О.П. Развитие рефлексивных способностей студентов как условие формирования готовности к профессиональной деятельности // Проблемы и перспективы осуществления междисциплинарных исследований. – 2023. – С. 105–109.
- Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с.
- Регуш Л.А. Методика изучения способности к речемыслительному прогнозированию // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2022. – Т. 2 (Методическое приложение). МЕТ 101. ISSN 1997-8588. [Электронный ресурс]. – URL: http://met.emissia.org/offline/2022/met101.htm (дата обращения: 11.07.2024).
- Степанова Л.Н. Реализация прогностических способностей личности в менеджменте и управлении // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 11. – С. 109–116.
- Ионова М.С., Резепова Н.В. Взаимосвязь саморегуляции поведения и способности к прогнозированию у студентов // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://mir-nauki.com/ (дата обращения: 11.07.2024).
Дополнительные файлы
