Особенности развития прагматической компетенции в процессе обучения иностранному языку студентов университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основная задача проведенного исследования – разработка методики формирования прагматической компетенции у студентов Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) при обучении английскому языку. Для того чтобы свободно использовать язык, обучающимся необходимо изучать не только языковые формы и значения. Практический опыт преподавания показывает, что одной из основных задач обучения иностранному языку является развитие прагматической компетенции, при этом не во многих учебниках по английскому языку данный аспект находит свое отражение. Основной фокус исследования – формирование и развитие прагматической компетенции, которая включает как лингвистические, так и культурные знания. Представлены способы совершенствования прагматической компетенции. Результаты исследования, которое носит экспериментальный формат, показали, что целенаправленная работа над прагматическими аспектами на занятиях по английскому языку способствует развитию прагматической компетенции у студентов.

Об авторах

Надежда Геннадьевна Пирогова

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: pirogova.nadezhda@pharminnotech.com

кандидат педагогических наук, доцент, Научно-образовательный центр иностранных языков и межкультурной коммуникации

Россия, 197376, г. Санкт-Петербург, ул. проф. Попова, 14

Григорий Александрович Рожков

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет

Email: grigory.rozhkov@pharminnotech.com

кандидат педагогических наук, доцент, директор Научно-образовательного центра иностранных языков и межкультурной коммуникации

Россия, 197376, г. Санкт-Петербург, ул. проф. Попова, 14

Список литературы

  1. Crystal D. A Dictionary of Linguistics and Phonetics. Oxford: Blackwell, 1985. 277 p.
  2. Bardovi-Harlig K., Mahan-Taylor R. Introduction to teaching pragmatics. English Teaching Forum. 2002. Vol. 41. No. 3. Pp. 37–39.
  3. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching an testing. Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. No. 1. Pp. 11–47.
  4. Canale M. From Communicative Competence to Communicative Language Pedagogy. Language and Communication. London: Longman, 1983. 26 p.
  5. Kasper G., Rose K. Pragmatic development in a Second language. Oxford, Malden: Blackwell Publishing, 2002. 364 p.
  6. Ishihara N., Cohen A. Teaching and learning pragmatics. Where language and culture meet. Great Britain: Longman Applied Linguistics, 2010. 384 p.
  7. Felix-Brasdefer J.C., Cohen A.D. Teaching pragmatics in the foreign language classroom: Grammar as a communicative resource. Hispania. 2012. Vol. 95. No. 4. Pp. 650–669.
  8. Thomas J. Cross-cultural pragmatic failure. Applied Linguistics. 1983. Vol. 4. Pp. 91–112.
  9. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Reading. MA: Addison-Wesley Publishing Company, 1983. 322 p.
  10. Edwards M., Csizer K. Developing pragmatic competence in the EFL classroom. English Teaching Forum. 2004. Vol. 42. No. 3. Pp. 35–41.
  11. Martinez-Flor A., Uso-Juan E. A comprehensive pedagogical framework to develop pragmatics in the foreign language classroom. The 6Rs approach. Applied Language Learning. 2006. Vol. 16. Pp. 39–64.
  12. Lyons J. Language and Linguistics. Cambridge: CUP, 1990. 356 p.
  13. Crozet C. A conceptual framework to help teachers identify where culture is located in language use. Teaching invisible culture: Classroom practice and theory. Melbourne: Language Australia, 2003. Pp. 34–39.
  14. McKay S. Western culture and the teaching of English as an international language. English Teaching Forum Online. 2004. Vol. 42. No.2. Pp. 10–15.
  15. Kilickaya F. Authentic materials and cultural content in EFL classrooms. The Internet TESL Journal. 2004. Vol. 1. No. 7. Pp. 1–5.
  16. Sykes J. Learner request in Spanish: Examining the potential of multi-user environments: User-driven design and implementation for language learning. Teaching through multi-user virtual environments: Applying dynamic elements to the modern classroom. Hershey, PA: iGI Global, 2009. Pp. 238–305.
  17. Dewey J. Experience and Education. New York: Macmillan, 1938. 116 p.
  18. Hymes D.H. On Communicative Competence. Sociolinguistics: Selected Readings. Penguin, 1985. Pp. 269–293.
  19. Saito H., Beecken M. An approach to instruction of pragmatic aspects: Implications of pragmatic transfer by American learners of Japanese. The Modern Language Journal. 1997. Vol. 81. No. 3. Pp. 363–377.
  20. Barron A. Acquisition in Interlanguage Pragmatics. Learning how to do things with words in a study abroad context. Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2003. 403 p.
  21. Kim D., Hall J. The role of an interactive book reading program in the development of second language pragmatic competence. The Modern Language Journal. 2002. Vol. 86. No. 3. Pp. 332–348.
  22. Huth T., Nikazm C. How can insights from conversation analysis be directly applied to teaching L2 pragmatics? Language Teaching Research. 2006. Vol. 10. No. 1. Pp. 53–79.
  23. Mey L.J. Pragmatics: An Introduction. Oxford: Blackwell Publishers, 1993. 357 p.
  24. Krulatz A., Dixon T. Fostering Pragmatic Competence: Focus on Refusals. Tri-TESOL 2015 – Transcending Boundaries and Interweaving Perspectives: Conference Proceedings. 2016. Pp. 47–58.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пирогова Н.Г., Рожков Г.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».