Гибкие навыки как ключевые компетенции, повышающие конкурентноспособность выпускников вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных реалиях система высшего профессионального образования должна обладать способностью не только оперативно удовлетворять изменяющиеся запросы в различных отраслях промышленности в специалистах нужного профиля, но и способствовать их быстрому трудоустройству. Запрос времени состоит в том, что от выпускников вузов помимо фундаментальной общенаучной и профессиональной подготовки требуется также владение гибкими навыками, которые зачастую являются решающими при приеме на работу. Эксперты сходятся во мнении, что для успешной деятельности любому специалисту необходимы две категории навыков: hard skills и soft skills. Когда речь идет о hard skills, подразумеваются технические знания. Напротив, soft skills — это навыки, относящиеся к общению в коллективе, работе в команде, творчеству, решению проблем и другим личностным навыкам. Они представляют собой психологические качества, которые определяют, как люди учатся, думают и действуют. Измерение soft skills важно, поскольку они являются переменными, которые позволяют студентам прогнозировать свое профессиональное будущее и карьерную ориентацию. В данной статье представлены результаты исследований, которые были проведены для определения ключевых компетенций, которые современные выпускники ВУЗов должны иметь для получения желаемой работы. Также в работе затрагиваются основные методы и приемы, способствующие их усовершенствованию.

Об авторах

Амалия Левиковна Кюрегян

Самарский государственный технический университет

Email: amleku@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Россия, Самара

Мария Алексеевна Хусаинова

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: maria.maiorova076@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Россия, Самара

Список литературы

  1. Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. Москва: МИСиС, 2009. 536 c.
  2. Labzina P.G., Dobrova V.V., Ageenko N.V., Menshenina S.G. Soft Skills Enhancement through Interdisciplinary Students Engagement // Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019. P. 340–344. doi: 10.2991/csis-18.2019.69
  3. Жадько Н.В. «Мягкий» навык как единица содержания интенсивного профессионального и бизнес-обучения // Научные исследования в образовании. 2011. № 8. С. 19–22.
  4. Доброва В.В., Лабзина П.Г. Оптимизация развития гибких навыков инженерных кадров: опыт стран Европейского союза // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2020. Т. 26, № 2. С. 238–243. doi: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-238-243
  5. Лабзина П.Г., Меньшенина С.Г. Потенциал дисциплины «иностранный язык» для формирования гибких навыков студентов технических вузов // Вестник СамГТУ. Серия «Психолого-педагогические науки». 2019. Т. 16, № 2. С. 105–118. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2019.2.8
  6. uni-klu.ac.at [Internet]. Kellermann P. Hochschulpolitik ist Wissenschaftspolitik ist Gesellschaftspolitik – Was sollen Graduierte können und wie sehen sie ihre Kompetenzen? Klagenfurt: Universität Klagenfurt [дата обращения: 09.11.22]. Доступ по ссылке: http://www.uni-klu.ac.at/sozio/aufsaetze/index.htm
  7. Малышева А.Н., Невраева И.В. Компетенции молодых выпускников вузов глазами работодателей // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309, № 8. С. 225–229.
  8. Knauf H., Knauf M. Schlüsselqualifikationen praktisch. Veranstaltungen zur Förderung überfachlicher Qualifikationen an deutschen Hochschulen. (Blickpunkt Hochschuldidaktik). wbv Media, 2003. 236 p.
  9. karriere.unicum.de [Internet]. Unicum Karrierezentrum 2020 [дата обращения: 09.11.22]. Доступ по ссылке: https://karriere.unicum.de/erfolg-im-job/soft-skills
  10. Лабзина П.Г., Меньшенина С.Г. Герменевтический подход как методологическая основа развития гибких навыков. студента технического вуза // Вестник СамГТУ. Серия Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 16, № 4. С. 117–136. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2019.4.8
  11. karrierebibel.de [Internet]. Karrierebibel Gruppe 2007-2020 Soft Skills: 30 Beispiele, Tipps und Training [дата обращения: 09.11.22]. Доступ по ссылке: https://karrierebibel.de/soft-skills/

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кюрегян А.Л., Хусаинова М.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».