Научные трактовки дискурсивной компетенции в обучении иностранному языку студентов высшего и среднего образования
- Авторы: Козлова А.Н.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Выпуск: Том 19, № 4 (2022)
- Страницы: 17-30
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/255348
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.2
- ID: 255348
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен диахронический анализ существующих концепций дискурсивной компетенции и особенности ее формирования у студентов колледжа. Рассматриваются два этапа исследований дискурсивной компетенции (ДК), включающих западные и отечественные лингвистические исследования. Прослеживаются этапы развития понятия дискурсивная компетенция исходя из теории коммуникативной компетенции Д. Хаймса и Н. Хомского, продолженной затем в работах Канале и Суэйна и концептуализированной для образовательных целей Сельсе-Мурсиа, Дорнье и Туреллом. Компонентный состав ДК включает, согласно Сельсе-Мурсиа, категории связности, целостности, разговорные структуры, соблюдения очередности в разговоре. Рассмотрено также положение Совета Европы по проведению языковой политики (CEFR) о сущности дискурсивной компетенции, которая включает в себя способность учащегося выстраивать предложения в нужной последовательности. Российские лингвисты и педагоги также внесли свою лепту в понимание ДК, в частности, Н.Д. Арутюнова, Л.О. Геливера, А.Г. Горбунов, Е.Н. Елистратова, Н.В. Попова и др. В обобщенном виде, по их мнениям, формирование ДК включает создание связных высказываний с соблюдением их тематической организации, когезии и когерентности, взаимодействия автора с читателем в рамках требуемого по ситуации общения функционального стиля.
Новизна представленного исследования состоит в рассмотрении методики формирования дискурсивной компетенции на занятиях по иностранному языку в колледже, на основе авторского учебного пособия по дискурсивному анализу. Опытным путем автор определяет основные компоненты формирования иноязычной дискурсивной компетенции студентов колледжа и раскрывает их содержание для осуществления устной и письменной коммуникации учащихся.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анжелика Николаевна Козлова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Автор, ответственный за переписку.
Email: angel.nk@mail.ru
преподаватель иностранного языка, Сыктывкарский кооперативный техникум Союза потребительских обществ Республики Коми, аспирант
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Попова Н.В. К вопросу о развитии дискурсивной компетенции // Иностранные языки в школе. 2011. № 7. С. 74–80.
- Арутюнова Н.Д. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. Москва: Советская энциклопедия, 1990. С. 136–137.
- Hymes D. On communicative co. Sociolinguistics / ed. by Pride J.B., Holmes J. Harmondsworth: Penguin Books, 1972. 269 p.
- Canale М., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teac // Appl Linguist. 1980. Vol. 1. P. 1–47. doi: 10.1093/applin/1.1.1
- Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy. Langand communication / ed. by Richards J.C., Schmidt R.W. London: Longman, 1983. P. 2.
- Celce-Murcia M., Dörnyei Z., Thurrell S. A pedagogical framework for communicative competence: A pedagogically moti model with content s // Iss Appl Linguist. 1995. Vol. 6, No. 2. P. 5–35. doi: 10.5070/L462005216
- Celce-Murcia M. Discourse analysis and the teaching of listening. Principle and practice in applied linguistics: Studies in honor of H.G. Widdows on / ed. by Cook G., Seidlhofer B. Oxford: Oxford University, 1995. 377 p.
- britishcouncil.org [Internet]. Common European Framework Language Descriptions [дата обращения: 12.09.2022]. Доступ по ссылке: www.britishcouncil.org/cefglobalscales.doc
- Черемисинова Р.А. Методика формирования иноязычной письменной дискурсивной компетенции у обучающихся вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2017. 24 с.
- Кучеренко О.И. Формирование дискурсивной компетенции в сфере устного общения: Французский язык, неязыковой вуз: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: МГЛУ, 2000. 25 с.
- Сакаева А.В. Формирование грамматической компетенции (синтаксический аспект) студентов по направлению «юриспруденция» на основе дискурсивного подхода: немецкий язык: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2015. 189 с.
- Елистратова Е.Н. Совершенствование грамматико-дискурсивной компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Лингвистика» на основе продуктивного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2021. 22 с.
- Геливера Л.О. Методика формирования дискурсивно-стратегической компетенции лингвиста-преподавателя посредством синонимических языковых средств: грамматический аспект: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2010. 211 с.
- Горбунов А.Г. Педагогические условия формирования дискурсивной иноязычной компетенции студентов нефилологического профиля (на материале обучения английскому языку): дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2016. 228 с.
- Козлова А.Н. Учебные задания по дискурсивному анализу: учебно-методическое пособие по английскому языку. Санкт-Петербург: СПбПУ, 2021. 107 с.
- Попова Н.В. Обучение старшеклассников дискурсивному анализу (на примере грамматики английского языка) // Иностранные языки в школе. 2011. № 3. С. 64–70.
- Козлова А.Н. Анализ требований регламентирующих документов по содержанию обучения для их реализации в учебных пособиях по иностранному языку для колледжа // Педагогическое образование в России. 2022. № 4. С. 89–94.
Дополнительные файлы
