Субъектная позиция школьника с задержкой психического развития в парадигме экопсихологического подхода
- Авторы: Сергиенко Т.П.1,2
-
Учреждения:
- Самарский филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
- МБУ ДО «Центр «Поддержка детства» г.о. Самара
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 111-126
- Раздел: Психология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/254167
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.1.10
- ID: 254167
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается организация в России образовательного процесса обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) с момента выделения данной нозологической группы, а также психофизиологические особенности младших школьников с данным заключением. Рассматривается проблематика организации обучения и воспитания младших школьников с ЗПР в условиях инклюзии в настоящий момент. Выполнен анализ статистических данных о количестве школьников 1–9-х классов с диагностированной ЗПР, обучающихся в Самаре и Самарской области в условиях инклюзии, за четыре года, предшествовавших исследованию. Представлены отличия в становлении стадий субъектности младших школьников с ЗПР и их ровесников с нормой развития, выявленные в результате диагностики с использованием опросника В.И. Панова и А.В. Капцова ОСС-СП 5, адаптированного для данной категории обучающихся. Автор делает вывод о том, что методика определения стадий субъектности младших школьников доступна для использования родителям младших школьников с целью углубления их диалогического общения с детьми и выявления у детей актуальных стадий субъектности, а также поиска продуктивных способов развития субъектности ребенка в условиях семьи.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Петровна Сергиенко
Самарский филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»; МБУ ДО «Центр «Поддержка детства» г.о. Самара
Автор, ответственный за переписку.
Email: ale-tane@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-1683-0208
аспирант, директор МБУ ДО «Центр «Поддержка детства» г.о. Самара
Россия, 443081, Самара, ул. Стара Загора, 76; 443058, Самара, ул. А. Матросова, д. 13Список литературы
- Бабкина Н.В. Этапы становления системы образования детей с ЗПР и перспективы ее развития (сообщение 1) // Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 3–17.
- Афонина Н.В. Особенности процесса обучения в классах КРО (коррекционно-развивающего обучения) // Образовательный портал «Справочник» [Электронный ресурс]. – URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/osobennosti_processa_obucheniya_v_klassah_kro_korrekcionno-razvivayuschego_obucheniya/ (дата обращения: 10.09.2023).
- Бабкина Н.В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2021. – № 202 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-obrazovanii-i-psihologo-pedagogicheskom-soprovozhdenii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 09.08.2023).
- Freeman S.F.N., Alkin M.C. Academic and Social Attainments of Children with Mental Retardation in General Education and Special Education Settings. Remedial and Special Education. 2000. No. 21(1). Рр. 3–26. https://doi.org/10.1177/074193250002100102 (accessed August 19, 2023).
- Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2019/20 учебного года [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c38a1f764e0c77030235de22850ae531/ (дата обращения: 08.08.2023).
- Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 учебного года [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3/ (дата обращения: 08.08.2023).
- Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2021/22 учебного года [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/4ffd0f26c72d69ad2716e7b024af7eeb/ (дата обращения: 08.08.2023).
- Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2022/23 учебного года [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/70ecc3b178e0b8397d234697c42e0ad8/ (дата обращения: 08.08.2023).
- D’Orazio S.J. Assessing the Impact of Adverse Childhood Experiences on Brain Development. 2016. Vol. 8. No. 07. Pp. 1–2. http://www.inquiriesjournal.com/articles/1429/assessing-the-impact-of-adverse-childhood-experiences-on-brain-development (accessed August 12, 2023).
- Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10–2. – С. 256–262.
- Smirnova Y.K., Makashova A.V. Manifestations of Social Cognition Deficit in Children with Mental Retardation. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. Cultural-Historical Psychology. 2022. Vol. 18. No. 2. Pр. 43–53. https://psyjournals.ru/en/journals/chp/archive/2022_n2/Smirnova_Makashova (accessed August 10, 2023).
- Спиридонова П.Н. Особенности грамматического строя речи младших школьников с ЗПР // Молодой ученый. – 2016. – № 5 (109). – С. 739–741 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/109/26521/ (дата обращения: 16.08.2023).
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
- Taskina G.Yu., Taskina I.A. Psychological and pedagogical support for the family with younger schoolboy with mental retardation. Vestnik Universiteta. 2020. No. 3. Pр. 178–185. https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/2153?locale=en_US (accessed September 04, 2023).
- Bandura A. Toward a Psychology of Human Agency: Pathways and Refl ections. Perspectives on Psychological Science. 2018. Vol. 13, iss. 2. Pр. 130–136. https://doi.org/10.1177/1745691617699280 (accessed September 08, 2023).
- Егорова М.А., Терехова А.М. Воспитательная деятельность как ресурс сохранения и укрепления психологического благополучия младших школьников // Вестник практической психологии образования. – 2023. – Т. 20. – № 1. – С. 71–80 [Электронный ресурс]. — URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2023_n1/bppe_2023_n1_Egorova_Terekhova.pdf (дата обращения: 18.09.2023).
- Вильшанская А.Д., Егупова О.В. Что нужно знать родителям о психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ЗПР в школе: методическое пособие для родителей по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. – М.: ИКП РАО, 2021. – 59 с.
- Scholes L., Brownlee J., Walker S. et al. Promoting social inclusion in the early years of elementary school: A focus on children’s epistemic beliefs for moral reasoning. International Journal of Inclusive Education. 2017. No. 21(5). Pp. 507–520. https://doi.org/10.1080/13603116.2016.1223181 (accessed July 28, 2023).
- Abdikarim K. Creative development of junior high school students in the fine art activity. Journal of International Scientific Publications: Materials, Methods and Technologies. 2014. Vol. 8. Pр. 418–421. https://www.scientific-publications.net/en/article/1000190/ (accessed September 20, 2023).
- Tian L., Yu T., Huebner E.S. Achievement goal orientations and adolescents’ subjective well-being in school: the mediating roles of academic social comparison directions. Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. Pр. 37. https://www.researchgate.net/publication/313127442_Achievement_Goal_Orientations_and_Adolescents’_Subjective_Well-Being_in_School_The_Mediating_Roles_of_Academic_Social_Comparison_Directions (accessed September 18, 2023).
- Кулакова Е.В., Любимова М.М. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологических групп: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения). – М.: РУДН, 2020. – 60 с.
- Kuzmicheva’s T. Psychological-pedagogical support of primary school pupils with mental retardation. 4th International Forum on Teacher Education. IFTE 2018. Pр. 929–940. doi: 10.15405/epsbs.2018.09.109. https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2018.09.109 (accessed September 02, 2023).
- Valeeva R.A., Demakova I.D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas. Review of European Studies. 2015. Vol. 7. No. 4. Рр. 161–171. https://kpfu.ru/staff_files/F958073023/Valeeva._.Demakova.2015.pdf (accessed September 11, 2023).
- Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 230 c.
- Николаева Л.А. Экологическая психология: учеб. пособие. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. – 104 с.
- Riggs L.W., Hellyer-Riggs S. Eco-Psychological and Phenomenological Approach to Sustainability. European Journal of Sustainable Development. 2019. Vol. 8. No. 5. Pр. 262. https://doi.org/10.14207/ejsd.2019.v8n5p262 (accessed September 11, 2023).
- Brymer D.E, Cuddihy T.F., Sharma-Brymer V. The Role of Nature-Based Experiences in the Development and Maintenance of Wellness. Asia-Pacific Journal of Health, Sport and Physical Education. 2010. Vol. 1, iss. 2. Pр. 21–27. https://doi.org/10.1080/18377122.2010.9730328 (accessed September 10, 2023).
- Rian S.W., Coll K.M. Increased Exposure to Nature Reduces Elementary Students’ Anxiety. Ecopsychology – 2021. Vol. 13. No. 4. http://doi.org/10.1089/eco.2020.0070 (accessed August 20, 2023).
- Ясвин А.В. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2020. – Т. 17. – № 2. – С. 295–314. doi: 10.17323/1813-8918-2020-2-295-314 [Электронный ресурс]. – URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2020/07/01/1610111426/17-02_Часть9.pdf (дата обращения: 16.09.2023).
- Карлина Т.А. Субъектность как важное условие формирования личности // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 265–267 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/290/65859/ (дата обращения: 09.09.2023).
- Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. – 2012. – № 11 (46). – С. 440–442 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/46/5654/ (дата обращения: 09.09.2023).
- Martin J., Gillespie А.A. Neo-Meadian Approach to Human Agency: Relating the Social and the Psychological in the Ontogenesis of Perspective-Coordinating Persons. Integrative Psychological & Behavioral Science. 2010. Vol. 44. Iss. 3. Pр. 252–272. doi: 10.1007/s12124-010-9126-7 https://www.researchgate.net/publication/43352944_A_Neo-Meadian_Approach_to_Human_Agency_Relating_the_Social_and_the_Psychological_in_the_Ontogenesis_of_Perspective-Coordinating_Persons (accessed September 07, 2023).
- Beltekin N. Subjects of Education Against School, Family and Tribe. Anthropologist (Kamla-Raj Enterprises). 2016. No. 24 (3). Pр. 836–843. https://www.researchgate.net/publication/308198355_Subjects_of_Education_Against_School_Family_and_Tribe (accessed September 20, 2023).
- Слободчиков В.И., Исаев Е.В. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – ПСТГУ, 2013. – 69 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://fictionbook.ru/static/trials/08/60/91/08609162.a4.pdf (дата обращения: 10.09.2023).
- Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. – М.: Академический проект, 2000. – С. 133–151.
- Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 4. – С. 91–103. doi: 10.17759/pse.2021260408 [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2021_n4/pse_2021_n4_Panov_Kaptsov.pdf (дата обращения: 19.08.2023).
- Панов В.И., Плаксина И.В. Взаимосвязь стадий субъектности школьников 8–11-х классов и экопсихологических типов взаимодействий с образовательной средой // Социальная психология и общество. – 2023. – Т. 14. – № 3. – С. 118–135. doi: 10.17759/sps.2023140308 [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2023_n3/Panov_Plaksina?ysclid=lp7339auut857357044 (дата обращения: 09.09.2023).
Дополнительные файлы
