Субъектная позиция школьника с задержкой психического развития в парадигме экопсихологического подхода

Обложка
  • Авторы: Сергиенко Т.П.1,2
  • Учреждения:
    1. Самарский филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
    2. МБУ ДО «Центр «Поддержка детства» г.о. Самара
  • Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
  • Страницы: 111-126
  • Раздел: Психология образования
  • URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/254167
  • DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.1.10
  • ID: 254167

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается организация в России образовательного процесса обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) с момента выделения данной нозологической группы, а также психофизиологические особенности младших школьников с данным заключением. Рассматривается проблематика организации обучения и воспитания младших школьников с ЗПР в условиях инклюзии в настоящий момент. Выполнен анализ статистических данных о количестве школьников 1–9-х классов с диагностированной ЗПР, обучающихся в Самаре и Самарской области в условиях инклюзии, за четыре года, предшествовавших исследованию. Представлены отличия в становлении стадий субъектности младших школьников с ЗПР и их ровесников с нормой развития, выявленные в результате диагностики с использованием опросника В.И. Панова и А.В. Капцова ОСС-СП 5, адаптированного для данной категории обучающихся. Автор делает вывод о том, что методика определения стадий субъектности младших школьников доступна для использования родителям младших школьников с целью углубления их диалогического общения с детьми и выявления у детей актуальных стадий субъектности, а также поиска продуктивных способов развития субъектности ребенка в условиях семьи.

Об авторах

Татьяна Петровна Сергиенко

Самарский филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»; МБУ ДО «Центр «Поддержка детства» г.о. Самара

Автор, ответственный за переписку.
Email: ale-tane@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-1683-0208

аспирант, директор МБУ ДО «Центр «Поддержка детства» г.о. Самара

Россия, 443081, Самара, ул. Стара Загора, 76; 443058, Самара, ул. А. Матросова, д. 13

Список литературы

  1. Бабкина Н.В. Этапы становления системы образования детей с ЗПР и перспективы ее развития (сообщение 1) // Дефектология. – 2020. – № 1. – С. 3–17.
  2. Афонина Н.В. Особенности процесса обучения в классах КРО (коррекционно-развивающего обучения) // Образовательный портал «Справочник» [Электронный ресурс]. – URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/osobennosti_processa_obucheniya_v_klassah_kro_korrekcionno-razvivayuschego_obucheniya/ (дата обращения: 10.09.2023).
  3. Бабкина Н.В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2021. – № 202 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-obrazovanii-i-psihologo-pedagogicheskom-soprovozhdenii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 09.08.2023).
  4. Freeman S.F.N., Alkin M.C. Academic and Social Attainments of Children with Mental Retardation in General Education and Special Education Settings. Remedial and Special Education. 2000. No. 21(1). Рр. 3–26. https://doi.org/10.1177/074193250002100102 (accessed August 19, 2023).
  5. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2019/20 учебного года [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c38a1f764e0c77030235de22850ae531/ (дата обращения: 08.08.2023).
  6. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 учебного года [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3/ (дата обращения: 08.08.2023).
  7. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2021/22 учебного года [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/4ffd0f26c72d69ad2716e7b024af7eeb/ (дата обращения: 08.08.2023).
  8. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2022/23 учебного года [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/70ecc3b178e0b8397d234697c42e0ad8/ (дата обращения: 08.08.2023).
  9. D’Orazio S.J. Assessing the Impact of Adverse Childhood Experiences on Brain Development. 2016. Vol. 8. No. 07. Pp. 1–2. http://www.inquiriesjournal.com/articles/1429/assessing-the-impact-of-adverse-childhood-experiences-on-brain-development (accessed August 12, 2023).
  10. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10–2. – С. 256–262.
  11. Smirnova Y.K., Makashova A.V. Manifestations of Social Cognition Deficit in Children with Mental Retardation. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. Cultural-Historical Psychology. 2022. Vol. 18. No. 2. Pр. 43–53. https://psyjournals.ru/en/journals/chp/archive/2022_n2/Smirnova_Makashova (accessed August 10, 2023).
  12. Спиридонова П.Н. Особенности грамматического строя речи младших школьников с ЗПР // Молодой ученый. – 2016. – № 5 (109). – С. 739–741 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/109/26521/ (дата обращения: 16.08.2023).
  13. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
  14. Taskina G.Yu., Taskina I.A. Psychological and pedagogical support for the family with younger schoolboy with mental retardation. Vestnik Universiteta. 2020. No. 3. Pр. 178–185. https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/2153?locale=en_US (accessed September 04, 2023).
  15. Bandura A. Toward a Psychology of Human Agency: Pathways and Refl ections. Perspectives on Psychological Science. 2018. Vol. 13, iss. 2. Pр. 130–136. https://doi.org/10.1177/1745691617699280 (accessed September 08, 2023).
  16. Егорова М.А., Терехова А.М. Воспитательная деятельность как ресурс сохранения и укрепления психологического благополучия младших школьников // Вестник практической психологии образования. – 2023. – Т. 20. – № 1. – С. 71–80 [Электронный ресурс]. — URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2023_n1/bppe_2023_n1_Egorova_Terekhova.pdf (дата обращения: 18.09.2023).
  17. Вильшанская А.Д., Егупова О.В. Что нужно знать родителям о психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ЗПР в школе: методическое пособие для родителей по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. – М.: ИКП РАО, 2021. – 59 с.
  18. Scholes L., Brownlee J., Walker S. et al. Promoting social inclusion in the early years of elementary school: A focus on children’s epistemic beliefs for moral reasoning. International Journal of Inclusive Education. 2017. No. 21(5). Pp. 507–520. https://doi.org/10.1080/13603116.2016.1223181 (accessed July 28, 2023).
  19. Abdikarim K. Creative development of junior high school students in the fine art activity. Journal of International Scientific Publications: Materials, Methods and Technologies. 2014. Vol. 8. Pр. 418–421. https://www.scientific-publications.net/en/article/1000190/ (accessed September 20, 2023).
  20. Tian L., Yu T., Huebner E.S. Achievement goal orientations and adolescents’ subjective well-being in school: the mediating roles of academic social comparison directions. Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. Pр. 37. https://www.researchgate.net/publication/313127442_Achievement_Goal_Orientations_and_Adolescents’_Subjective_Well-Being_in_School_The_Mediating_Roles_of_Academic_Social_Comparison_Directions (accessed September 18, 2023).
  21. Кулакова Е.В., Любимова М.М. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологических групп: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения). – М.: РУДН, 2020. – 60 с.
  22. Kuzmicheva’s T. Psychological-pedagogical support of primary school pupils with mental retardation. 4th International Forum on Teacher Education. IFTE 2018. Pр. 929–940. doi: 10.15405/epsbs.2018.09.109. https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2018.09.109 (accessed September 02, 2023).
  23. Valeeva R.A., Demakova I.D. Humanization of education in the context of Janusz Korczak pedagogical ideas. Review of European Studies. 2015. Vol. 7. No. 4. Рр. 161–171. https://kpfu.ru/staff_files/F958073023/Valeeva._.Demakova.2015.pdf (accessed September 11, 2023).
  24. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 230 c.
  25. Николаева Л.А. Экологическая психология: учеб. пособие. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. – 104 с.
  26. Riggs L.W., Hellyer-Riggs S. Eco-Psychological and Phenomenological Approach to Sustainability. European Journal of Sustainable Development. 2019. Vol. 8. No. 5. Pр. 262. https://doi.org/10.14207/ejsd.2019.v8n5p262 (accessed September 11, 2023).
  27. Brymer D.E, Cuddihy T.F., Sharma-Brymer V. The Role of Nature-Based Experiences in the Development and Maintenance of Wellness. Asia-Pacific Journal of Health, Sport and Physical Education. 2010. Vol. 1, iss. 2. Pр. 21–27. https://doi.org/10.1080/18377122.2010.9730328 (accessed September 10, 2023).
  28. Rian S.W., Coll K.M. Increased Exposure to Nature Reduces Elementary Students’ Anxiety. Ecopsychology – 2021. Vol. 13. No. 4. http://doi.org/10.1089/eco.2020.0070 (accessed August 20, 2023).
  29. Ясвин А.В. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2020. – Т. 17. – № 2. – С. 295–314. doi: 10.17323/1813-8918-2020-2-295-314 [Электронный ресурс]. – URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2020/07/01/1610111426/17-02_Часть9.pdf (дата обращения: 16.09.2023).
  30. Карлина Т.А. Субъектность как важное условие формирования личности // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 265–267 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/290/65859/ (дата обращения: 09.09.2023).
  31. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. – 2012. – № 11 (46). – С. 440–442 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/46/5654/ (дата обращения: 09.09.2023).
  32. Martin J., Gillespie А.A. Neo-Meadian Approach to Human Agency: Relating the Social and the Psychological in the Ontogenesis of Perspective-Coordinating Persons. Integrative Psychological & Behavioral Science. 2010. Vol. 44. Iss. 3. Pр. 252–272. doi: 10.1007/s12124-010-9126-7 https://www.researchgate.net/publication/43352944_A_Neo-Meadian_Approach_to_Human_Agency_Relating_the_Social_and_the_Psychological_in_the_Ontogenesis_of_Perspective-Coordinating_Persons (accessed September 07, 2023).
  33. Beltekin N. Subjects of Education Against School, Family and Tribe. Anthropologist (Kamla-Raj Enterprises). 2016. No. 24 (3). Pр. 836–843. https://www.researchgate.net/publication/308198355_Subjects_of_Education_Against_School_Family_and_Tribe (accessed September 20, 2023).
  34. Слободчиков В.И., Исаев Е.В. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – ПСТГУ, 2013. – 69 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://fictionbook.ru/static/trials/08/60/91/08609162.a4.pdf (дата обращения: 10.09.2023).
  35. Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. – М.: Академический проект, 2000. – С. 133–151.
  36. Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 4. – С. 91–103. doi: 10.17759/pse.2021260408 [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2021_n4/pse_2021_n4_Panov_Kaptsov.pdf (дата обращения: 19.08.2023).
  37. Панов В.И., Плаксина И.В. Взаимосвязь стадий субъектности школьников 8–11-х классов и экопсихологических типов взаимодействий с образовательной средой // Социальная психология и общество. – 2023. – Т. 14. – № 3. – С. 118–135. doi: 10.17759/sps.2023140308 [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2023_n3/Panov_Plaksina?ysclid=lp7339auut857357044 (дата обращения: 09.09.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сергиенко Т.П., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».