Психологическое здоровье будущего педагога в процессе профессионального становления в рамках экопсихологического подхода
- Авторы: Филоненко И.С.1
-
Учреждения:
- Самарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 99-110
- Раздел: Психология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/254166
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.1.9
- ID: 254166
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Уровень психологического здоровья обучающихся вуза тесно связан с активностью их жизненной и профессиональной позиции, или, иначе, с их субъектностью. Согласно экопсихологическому подходу к развитию психики субъектные качества обучающегося проходят семь стадий становления. В соответствии с принципом фрактальности эффективность развития каждой стадии определяется сформированностью у субъекта семи когнитивно-регуляторных способностей. Формирование и укрепление психологического здоровья будущих педагогов особенно актуально в период вузовской подготовки, когда начинается формирование системы профессиональных взглядов и ценностей. Основным показателем личностно ориентированного образования является контактирование и взаиморазвитие личностей учителя и ученика. Исследование направлено на выявление приоритетных направленностей психологического здоровья у студентов вуза, находящихся на различных стадиях становления субъектности, и их взаимосвязи с когнитивно-регуляторными способностями, обеспечивающими сформированность каждой из стадий, а также на определение уровня развития структуры психологического здоровья. Исследование проводилось с помощью методик диагностики стадий становления субъектности, способностей выполнения учебных действий, а также методики «Индивидуальная модель психологического здоровья». Данное пилотажное исследование показывает взаимосвязь между компонентами модели психологического здоровья будущих педагогов, процессом становления субъектности и формированием способностей выполнения учебных действий за время обучения в вузе.
Если в начале обучения взаимодействие студентов в группе находится на стадии наблюдения, когда обучающиеся присматриваются друг к другу, только начинают проявлять свою индивидуальность, раскрывать творческие способности, то к концу обучения коммуникация в группе, совместная деятельность, творческое проявление и самовыражение становятся более значимыми.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Сергеевна Филоненко
Самарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: Filonenko-395@mgpu.ru
SPIN-код: 9815-2997
аспирант кафедры педагогической и прикладной психологии
Аспирант
Россия, 443081, Самара, ул. Стара Загора, 76Список литературы
- Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3. – C. 17–21.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
- Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.
- Маслоу А., Мэй Р., Оллпорт Г. и др. Экзистенциальная психология. – М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2005. – 160 с.
- Ананьев В.А., Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – С. 17.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: Академия наук СССР, 1957. – 332 с.
- Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. – М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2014. – 304 с.
- Панов В.И., Капцов А.В., Волкова Е.С. Взаимосвязь стадий становления субъектности и когнитивно-регуляторных способностей выполнения учебных действий старшеклассников // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Ереван, 2022. – С. 482–488.
- Леонтьев А.Н., Панов В.И., Марютина Т.М. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности. – М.: Психологический институт РАО, 1997. – 147 с.
- Antonovsky A. The salutodenic model as a theory to guide health promotion. Health promotion international. 1996. Vol. 11. No. 1. Рр. 11–18.
- Петров В.Г., Злыгостева К.В. Счастье и психологическое благополучие в структуре ресурсной модели психологического здоровья // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – 2015. – № 4 (104). – С. 79–83.
- Шувалов А.В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 3–16.
- Коломинский Я.Л., Чекель Л.В. Психологическое здоровье будущих педагогов // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы 2-й Международной научно-практической конференции, Брест, 3–4 февр. 2005 г. – Брест, 2005. – С. 130–132.
- Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: КРЕДО, 2017. – С. 294–296.
- Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 6 (12). – С. 110–117.
Дополнительные файлы
