Роль автономного обучения в изучении грамматики студентами направления «Иностранный язык и экономика» (педагогический профиль с двумя направлениями подготовки)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время неотъемлемой частью процесса обучения является развитие и оттачивание умений грамотного употребления иностранного языка, что является важнейшим критерием в любой области. Сфера экономики и педагогики не является исключением, ведь специалистам в представленном направлении следует четко формулировать мысли как в письменной, так и в устной форме. В педагогической науке происходит поиск эффективных средств для совершенствования грамматических навыков и умений.

В данной статье авторы представляют автономное обучение как эффективное средство изучения грамматики, которое подразумевает, что студенты должны обладать возможностью самостоятельно усваивать правила и закреплять их на практике. Автономное обучение предусматривает совершенствование саморегуляции и критического мышления, что, в свою очередь, крайне важно в вероятных нестандартных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности. Безграничные возможности автономного обучения представляют собой различные ресурсы в онлайн-формате, интерактивные задания, аудио- и видеоматериалы, электронную литературу, грамматические упражнения. Именно благодаря подобным аспектам студенты обогащают словарный запас, а также значительно улучшают навыки произношения и построения текстов.

Целью работы выступает раскрытие специфики формата автономного обучения для студентов направления «Иностранный язык и экономика» в изучении грамматики. Объектом исследования является область формирования навыков автономного обучения в изучении грамматики. Предметом исследования является внедрение автономной модели М. Шмитта «Интегрированное обучение» в процесс изучения грамматики учащихся направления «Иностранный язык и экономика». Научная новизна данного исследования выражается в создании собственной автономной модели обучения и ее компонентов. Практическая значимость работы заключается в возможном применении предложенных упражнений в автономном обучении студентами исследуемой специализации. Результаты данного исследования смогут внести важный вклад в область лингводидактики, а также привлечь внимание педагогов, студентов и всех заинтересованных лиц к инновационным подходам в обучении грамматике. Кроме того, полученные выводы позволяют выделить эффективные стратегии автономного обучения, которые могут быть использованы на практике преподавания в любой области.

Об авторах

Нина Сергеевна Швайкина

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nsshvaikina@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Александр Александрович Попель

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Email: alexander.popel.1977@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей социологии и социальной работы

Россия, 603000, Нижний Новгород, Университетский пер., 7

Виктория Михайловна Волова

Самарский государственный технический университет

Email: vmvolova@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Игнатенко И.И. Формирование автономии студентов магистратуры в изучении иностранного языка // Преподаватель XXI век. – 2017. – № 2–1. – 131 с.
  2. Ульянова Н.В. Развитие автономии при подготовке учителей английского языка посредством интернет-технологий // Образовательные технологии и общество. – 2016. – № 2. – С. 662–685.
  3. Шершнева В.А. Учебная автономия студента в современной образовательной парадигме // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016. – № 3 (37). – С. 106–110.
  4. Лебедева К.С. Становление образовательной самостоятельности обучающихся: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Лебедева Ксения Сергеевна. – Барнаул, 2020. – 24 с.
  5. Аникина Ж.С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI в. // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 344, март. – С. 149–152.
  6. Воронова Е.Н. Самостоятельная учебная деятельность как средство профессионального саморазвития студентов педагогических вузов (на материале занятий по иностранному языку): дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Воронова Елена Николаевна. – Саратов, 2005. – 222 с.
  7. Бенсон П. Автономия ученика на уроке // Практическое преподавание английского языка: учеб. пособие. – Нью-Йорк: Mcgraw Hill, 2013. – С. 289–308.
  8. Викерс Ч.Х. Грамматическая точность и самостоятельность обучающегося при продвинутом письме. – Оксфордский университет, 2010. – 209 с.
  9. Гаврилюк О.А. Педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Гаврилюк Оксана Александровна. – Иркутск, 2006. – 226 с.
  10. Герасимова В.А., Замятина А.Д. Формирование навыков самостоятельной работы у студентов вуза // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник». – Саратов, 2022. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://stolypin-vestnik.ru/stolypinskij-vestnik-6-2022/ (дата обращения: 12.11.2023).
  11. Гордиянова Г.В. Развитие образовательной самостоятельности студентов в нелинейном образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Гордиянова Галина Владимировна. – Омск, 2016. – 171 с.
  12. Даниленко А.С. Учебная автономия в контексте современного образования // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. – 2017. – Т. 8, № 7. – С. 142–149 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=zrdyvt (дата обращения: 11.11.2023).
  13. Евстропова Н.С., Шайхутдинова Х.А. Развитие критического мышления в процессе самостоятельной работы по английскому языку студентов технического вуза // Вестник Московского государственного областного университета. – 2018. – № 2. – 113 с.
  14. Соколова М.Л. Автономность образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 1. – С. 173–178.
  15. Игры с артиклями // worldwall [Электронный ресурс]. – URL: https://wordwall.net/ru-ru/community/articles-game (дата обращения: 07.10.2023).
  16. Видеоуроки английского: артикли // YouTube [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=aPIRLbJEz9o&t=1067s (дата обращения: 07.10.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Результаты предварительного тестирования студентов экспериментальной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

Скачать (97KB)
3. Рис. 2. Результаты предварительного тестирования студентов контрольной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

Скачать (82KB)
4. Рис. 3. Результаты итогового тестирования студентов экспериментальной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

Скачать (118KB)
5. Рис. 4. Результаты итогового тестирования студентов контрольной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

Скачать (113KB)
6. Рис. 5. Средние значения результатов итогового тестирования экспериментальной и контрольной групп после проведенного обучения по представленной автономной модели обучения.

Скачать (58KB)

© Швайкина Н.С., Попель А.А., Волова В.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».