Внутридисциплинарное письмо в аспирантуре технического вуза
- Авторы: Шпит Е.И.1
-
Учреждения:
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 35-48
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/254161
- DOI: https://doi.org/10.17673/10.17673/vsgtu-pps.2024.1.4
- ID: 254161
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Академическое (научное) письмо на английском языке является значимым профессиональным умением исследователей, особенно в технических областях научного знания. Однако множество русскоязычных авторов испытывают затруднения в выборе речевого поведения, которое бы соответствовало нормам и традициям дисциплинарного научного сообщества. В этой связи актуализируется роль внутридисциплинарного письма, которое является подходом к обучению академическому письму с учетом речевых и жанровых конвенций определенного научного сообщества. Данная работа представляет опыт применения результатов изучения научно-технического дискурса в обучении научному письму аспирантов технического вуза и проверку его эффективности. В качестве проверки был выбран метод сравнительного анализа двух видов письма: международных исследователей и аспирантов, прошедших предложенный курс обучения. Результаты проверки показали, что по ряду рассмотренных текстовых признаков письмо аспирантов соотносится с письмом международных исследователей и демонстрирует усвоенные знания и умения, особенно те, что находятся в зоне ближайшего развития. Тем не менее по другим признакам эти два вида письма существенно различаются. Совокупность возможных причин позволяет утверждать, что развитие умений внутридисциплинарного письма носит комплексный характер и требует длительной и систематизированной практики не только в аспирантуре, но и на протяжении всей иноязычной подготовки в вузе.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Ирисметовна Шпит
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Автор, ответственный за переписку.
Email: forester_2007@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2568-224X
SPIN-код: 3209-4410
Scopus Author ID: 57214754110
доцент кафедры иностранных языков
Россия, 634050, Томск, пр. Ленина, 40Список литературы
- Денисов С.Ф., Денисова Л.В. Научное сообщество и его формы (часть 2) // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2007. – № 3. – С. 39–46.
- Becher T., Trowler P. Academic Tribes and Territories: Intellectual Enquiry and the Culture of Disciplines. Society for Research into Higher Education & Open University Press. 2001. 238 p.
- Wells G. The centrality of talk in education. In K. Norman (Ed.), Thinking voice: The work of the National Oracy Project. London: Hodder and Stoughton, 1992.
- Swales J. Genre Analysis: English in academic and research settings. Cambridge: CUP, 1990. 260 p.
- Holliday A. Small cultures. Applied Linguistics. 1999. Vol. 20. Рр. 237–264.
- Casanave C.P. The role of writing in socializing graduate students into an academic discipline in the social sciences. Unpublished doctoral dissertation, Stanford University, Palo Alto, CA, 1990.
- Kim B.S.K. Acculturation and enculturation. In F.T.L. Leong, A. G. Inman, A. Ebreo, L.H. Yang, L.M. Kinoshita, & M.Fu (Eds.), Handbook of Asian American psychology (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc. 2007. Рр. 141–158.
- Чернявская В.Е. Коммуникация в науке: нормативное и девиантное. Лингвистический и социокультурный анализ: учеб. пособие. – Изд. стереотип. – М.: ЛИБРОКОМ, 2017. – 240 с.
- Кочетова Л.А., Ильинова Е.Ю. Англоязычный академический дискурс в транслингвальной ситуации: корпусно-ориентированное изучение лексических маркеров // Вестник Волгоградского государственного университета. Языкознание. – 2020. – Т. 19. – № 5. – С. 25–37. [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.5.3 (дата обращения 29.09.2023).
- Рябцева Н.К. Название как доминантный компонент научного текста: русско-английские межъязыковые «несоответствия» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – 2018. – Т. 17. – № 2. – С. 33–43. [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2018.2.4 (дата обращения 16.09.2023).
- Тивьяева И.В., Кузнецова И.В. Компаративный анализ структурно-содержательной организации аннотаций к русскоязычным и англоязычным научным статьям // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2020. – № 3. – С. 139–152 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-139-152 (дата обращения 09.09.2023).
- Толстова Т.В. Корпусный анализ жанровых конвенций в российских и зарубежных аннотациях к научным статьям // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2020. – № 1. – С. 118–129.
- Шпит Е.И., Куровский В.Н. Англоязычное научное письмо: затруднения начинающих русскоязычных авторов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2022. – № 3 (61). – С. 193–219 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-363 (дата обращения 09.09.2023).
- Shpit E.I., McCarthy P.M. Addressing discourse differences in the writing of Russian engineering students and international researchers. Language Teaching Research. Advance online publication, 2022. https://doi.org/10.1177/13621688221109809 (accessed November 21, 2023).
- Zanina E. Strategic hedging: a comparative study of methods, results and Discussion (and Conclusion). Journal of Language and Education. 2016. No. 2. Рр. 53–60. https://doi.org/10.17323/2411-7390-2016-2-2-52-60 (accessed November 22, 2023).
- Zanina E. Move Structure of Research Article Abstracts on Management: Contrastive Study (the Case of English and Russian). Journal of Language and Education. 2017. Vol. 3 (2). Рр. 63–72. https://doi.org/10.17323/2411-7390-2017-3-2-63-72 (accessed November 29, 2023).
- Swales J.M. Genre and engagement. Revue Belge de Philologie et d’Histoire. 1993. Vol. 71. No. 3. Рр. 687–698.
- Fairclough N. Analysing discourse: Textual analysis for social research. London: Routledge, 2003. 270 p.
- Hyland K. Sympathy for the devil? A defence of EAP. Language Teaching. 2018. No. 3. Рр. 383–399. https://doi.org/10.1017/S0261444- 818000101 (accessed October 29, 2023).
- Короткина И.Б. Теория и практика обучения академическому письму в зарубежных и отечественных университетах: дис. ... докт. пед. наук. – М., 2018. – 470 с.
- Базанова Е.М. Методика обучения профессиональному иноязычному общению с применением интернет-технологий: магистратура, неязыковой вуз: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2013. – 293 с.
- Егорова Е.В. Особенности иноязычной подготовки студентов технических вузов в системе рекуррентного образования: дис. ... канд. пед. наук. – Ставрополь, 2019. – 138 с.
- Бочарникова С.В. Формирование у будущих менеджеров профессиональных умений в сфере иноязычной письменной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук. – Елец, 2010. – 193 с.
- Сёмич Ю.И. Методика обучения студентов направления подготовки «журналистика» иноязычному письменному высказыванию на основе корпусных технологий: дис. ... канд. пед. наук. – Тамбов, 2019. – 194 с.
- Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: дис. ... докт. пед. наук. – Екатеринбург, 2016. – 450 с.
- Цепилова А.В. Интеграция профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенций будущих инженеров в вузе: дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2020. – 161 с.
- Амерханова О.О. Обучение аспирантов иноязычному письменному научному дискурсу на основе тандем-метода (английский язык): дис. ... канд. пед. наук. – Тамбов, 2018. – 199 с.
- Belcher D., Nelson G. Critical and corpus-based approaches to intercultural rhetoric. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 2013. 260 p.
- Connor U. Intercultural rhetoric in the writing classroom. Ann Arbor, MI: The University of Michigan Press, 2011. 136 p.
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – М., 2000. – 262 с.
- McNamara D.S., Graesser A.C., McCarthy P., Cai Z. Automated evaluation of text and discourse with Coh-Metrix. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 289 p.
- McCarthy P.M., Watanabe S., Lamkin T.A. The Gramulator: A tool for the identification of indicative linguistic features. In P.M. McCarthy and C. Boonthum (Eds.), Applied Natural Language Processing and Contend Analysis: Identification, Investigation, and Resolution. Hershey, PA: IGI Global, 2012.
- Brace N., Kemp R., Snelgar R. SPSS for psychologists: A guide to data analysis using SPSS for Windows (Versions 12 and 13). 2006. Palgrave Macmillan, 2007. 450 p.
Дополнительные файлы
