Проблемы сохранения эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования
- Авторы: Чердынцева Е.В.1, Якубенко О.В.1
-
Учреждения:
- Омский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 25-34
- Раздел: Направления модернизации образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/254160
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.1.3
- ID: 254160
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях современного общества приобретают особую актуальность проблемы эмоционального благополучия обучающихся. Это обусловлено вызовами цифрового социума, к которым относятся постоянное обновление информации, многозадачность деятельности, непрерывное пребывание пользователей в цифровой среде и другие. Эти факторы риска способствуют эмоциональному неблагополучию личности, которое проявляется в недостаточной сформированности эмоционального интеллекта, повышенной тревожности, нарушениях поведения. Длительное эмоциональное неблагополучие в будущем может привести к дисгармоничному личностному развитию человека и трудностям его социального функционирования. Поэтому формирование эмоционального благополучия является актуальной задачей педагогики и психологии детства. Цель исследования заключается в определении уровня эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования. Диагностика проблем эмоционального благополучия осуществлялась по следующим критериям: проявление эмоционального интеллекта (методика наблюдения по М.Ю. Михайлиной и Я.К. Нелюбиной); уровень тревожности (методика тестирования Г.В. Резапкиной «Определение уровня тревожности»); выраженность агрессивного поведения (проективная методика «Кактус» М.А. Панфиловой). Анализ полученных данных позволил выделить следующие проблемы сохранения эмоционального благополучия обучающихся: недостаточный уровень сформированности эмоционального интеллекта, повышенный уровень тревожности, высокая степень выраженности агрессивного поведения. На основании выявленных результатов были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по решению данных проблем. Ценность проведенного исследования состоит в определении педагогических подходов к формированию эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования, которые обеспечат оптимизацию внедрения информационных технологий в современное образовательное пространство. Это приведет к сохранению эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Евгения Валерьевна Чердынцева
Омский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: cherdyncevaev@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства
Россия, 644099, Омск, ул. наб. Тухачевского, 14Оксана Витальевна Якубенко
Омский государственный педагогический университет
Email: jakubenko_ov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9035-5590
кандидат медицинских наук, доцент кафедры дефектологического образования
Россия, 644099, Омск, ул. наб. Тухачевского, 14Список литературы
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пособие. – М.: AcademiA, 2003. – 173 с.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
- Ожогова Е.Г., Намсинк Е.В. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 18. – С. 314.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб. [и др.]: Питер, 2009. – 318 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Репина Т.А. Социальная психология дошкольника: учеб. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 172 с.
- Литвинова Н.Ю., Семенов Я.П. Психологическое сопровождение эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста // Ярославский психологический вестник. – 2023. – № 2 (56). – С. 47–51.
- Чердынцева Е.В., Якубенко О.В., Ожогова Е.Г. Современные технологии воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми: учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. – 140 с.
- Esteban-Guitart M., Coll C., Penuel W. Learning across settings and time in the digital age. Digital Education Review. 2018. No. 6 (1). Pp. 1–16.
- Телепова М.В., Фролова П.И. Применение здоровьесберегающего обучения при изучении управленческо-экономических дисциплин // Донецкие чтения – 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 85-летию Донецкого национального университета, Донецк, 27–28 октября 2022 г. / под общ. ред. С.В. Беспаловой. Т. 6. Ч. 2. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. – С. 209–211.
- Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64–4. – С. 133–135.
- Фролова П.И. Развитие методической компетентности педагога в условиях цифровизации образования // Современные проблемы науки, общества и культуры: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Омск, 27–28 апреля 2023 г. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2023. – С. 438–441.
- Фролова П.И. Проблемы здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в профессиональном образовании в условиях цифровизации // Экологические чтения – 2021: ХII Национальная научно-практическая конференция с международным участием, Омск, 04–05 июня 2021 г. – Омск: Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2021. – С. 706–710.
- Фролова П.И. Проблемы цифровизации образования в условиях трансформации современного общества // Вопросы педагогики. – 2019. – № 11–2. – С. 260–263.
- Henderson M., Finger G., Selwyn N. What’s used and what’s useful? Exploring digital technology use(s) among taught postgraduate students’, Active Learning in Higher Education. 2016. No. 17 (3). Рр. 235–247.
- Cawley J. The Economics of Childhood Obesity. Health affairs. 2010. No. 29. Pp. 364–371.
- Misra S., Stokols D. Psychological and health outcomes of perceived information overload. Environment and Behavior. 2012. Vol. 44. No. 6. Pp. 737–759.
- Mehdi A., Ryazantsev S.V., Ali Sh. The psychological impacts of quarantine on international students' life satisfaction in Russia during coronavirus COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2020. – Т. 28. – № 6. – С. 1231–1239.
- Smythe S. Adult Learning in the Control Society: Digital Era Governance, Literacies of Control, and the Work of Adult Educators. Adult Education Quarterly. 2018. No. 68 (3). Рр. 197–214.
- Минюрова С.А., Басюк В.С., Брель Е.Ю. и др. Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации: обзор исследований // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 82. – C. 153–173.
- Чердынцева Е.В., Якубенко О.В., Фролова П.И. Влияние дистанционного обучения на состояние психологического здоровья учащихся // Школьные технологии. – 2022. – № 3. – С. 111–115.
Дополнительные файлы
