Имплицитный эффект в экспериментальном изучении девиантного поведения подростков
- Авторы: Хусаинова С.В.1
-
Учреждения:
- Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Казанский филиал)
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 93-102
- Раздел: Психология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/253333
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.4.8
- ID: 253333
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Девиантное поведение в подростковом возрасте отмечалось родителями, педагогами и философами во все исторические времена, но имело описательный характер. Это социальное явление обрело актуальность для общества в связи с урбанизацией, а стало быть, с высокой плотностью расселения на ограниченной территории. Научное изучение общественно значимого феномена столкнулось с трудностями выявления неочевидных внутренних и средовых мотиваторов, побуждающих субъектов к отклоняющемуся поведению. Психологическая проблема усматривается в выявлении и валидной регистрации неявных факторов, стимулирующих субъекта к социально неодобряемым поступкам. Цель проведенного исследования – экспериментально выявить скрытые переменные, предрасполагающие к снижению отклонений в поведении подростков. Объект изучения – девиантное подростковое поведение. Задача – регистрировать имплицитный эффект, снижающий результат воздействия в коррекционном тренинге. В опытах участвовали 43 волонтера в возрасте 14–15 лет. По наблюдаемым поведенческим признакам они были разделены на две группы: группа лиц с предпосылками девиантного поведения и группа с общественно приемлемым поведением. Для диагностических процедур были подобраны методики Басса – Дарки, Спилбергера – Ханина, В. Зунга и программа коррекции девиантности Г.И. Макартычевой. Достоверность результатов определялась по критериям Манна – Уитни и Вилкоксона, а также вычислялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате у подростков с предпосылками к девиантному поведению зафиксирован имплицитный эффект – фасилитация (эффект Зайонца) в форме повышения тревожности в ситуации групповых коррекционных занятий.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Владимировна Хусаинова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Казанский филиал)
Автор, ответственный за переписку.
Email: sv_husainova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8121-0549
SPIN-код: 4019-9327
Scopus Author ID: 58122706200
ResearcherId: AAE-9508-2019
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела
Россия, 420039, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Исаева, 12Список литературы
- Dollard J., Miller N.E., Doob L.W., Mowrer O.H., Sears R.R. Frustration and Aggression. New Haven, CT, US: Yale University Press, 1939. 228 р.
- Skinner B. Operant Behaviour. History of Foreign Psychology, 30s–60s of the XX century. Moscow, 1986. 85 р.
- Cornell D., Sheras P., Gregory A., Fan X. A Retrospective Study of School Safety Conditions in High Schools Using the Virginia Threat Assessment Guidelines Versus Alternative Approaches. School Psychology Quarterly. 2009. No. 24 (2). Pp. 119–129. doi: 10.1037/a0016182
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, ٢٠٠٢. – 275 с.
- Bradshaw C.P., Waasdorp T.E., Debnam K.J., Johnson S.L. Measuring school climate in high schools: A focus on safety, engagement, and the environment. Journal of School Health. 2014. No. 84 (9). Рp. 593–604. doi: 10.1111/josh.12186
- Гапонова С.А., Девятьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек. Преступление и наказание. – 2020. – Т. 28 (1–4), № 3. – С. 462–463.
- Гизатуллина Р.Р. К вопросу об отклонениях в поведении несовершеннолетних и путях его преодоления // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2019. – № 25. – С. 149–154.
- Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: монография. – М.: ИП Петросян, 2022. – 446 с.
- Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Казина А.О. и др. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения: метод. рекомендации для руководителей образовательных организаций. – М.: МГППУ, 2018. – 112 с.
- Пимонов В.А., Делибалт В.В., Дворянчиков Н.В., Малкин Д.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних // Психология и право. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 95–109. [Электронный ресурс]. – URL: http://search.proquest.com/docview/204636372?accountid=35419 (дата обращения: 14.10.2023). doi: 10.17759/psylaw.2018080107
- Briere F.N., Pascal S., Dupere V., Janosz M. School Environment and Adolescent Depressive Symptoms: A Multilevel Longitudinal Study. Pediatrics. 2013. No. 131 (3). Рр. 702–708. http://search.proquest.com/docview/204636372?accountid=35419 (accessed July 21, 2023).
- Barnard-Brak L., Paton V.O., Lan W.Y. Self-regulation across time of first-generation online learners. Research in Learning Technology. 2010. No. 18 (1). Рр. 61–70.
- Khusainova S.V., Palekha Y.S. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofincreasing the motivation of students and the professional growth of teachers). Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. Seville, Spain, 2019. Рр. 3670–3675.
- Голубева Е.В., Истратова О.Н., Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Развитие современных подростков в условиях семейного неблагополучия: монография / Под ред. О.Н. Истратовой. – Таганрог: Южный федеральный университет, 2015. – 176 с.
- Хусаинова С.В. Концепция междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения человека // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 5 (154). – С. 244–253.
- Хусаинова С.В. Психодиагностическое и технологическое обеспечение изучения отклоняющегося поведения. – Казань: Изд-во Института педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. – 125 с.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации. – М. [и др.]: Питер, 2007. – 448 с.
- Хусаинова С.В. Потенциал предельного подхода в изучении отклонений в поведении человека // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 4 (147). – С. 241–246.
- Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека: монография. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 274 с. (Достижения в психологии).
Дополнительные файлы
