Возрастная динамика графической репрезентации социальной идентичности
- Авторы: Гудзовская А.А.1,2
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
- ГБНОУ Самарской области «Академия для одаренных детей (Наяновой)»
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 79-92
- Раздел: Психология развития
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/253332
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.4.7
- ID: 253332
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Социальная идентичность в последние десятилетия нашего транзитивного времени стала одним из актуальных предметов научного исследования в социальной психологии, социальной когнитивной психологии. Социальная идентичность отражает осознаваемые и неосознаваемые чувства сопричастности человека к определенным общностям, является контекстом для принятия решений в ситуациях выбора. Новизна исследования заключается в анализе малоосознаваемых аспектов идентичности, а именно субъективной значимости общностей, к которым человек принадлежит по факту своего рождения или основной деятельности, а также субъективной включенности в такую общность.
Автором разработана процедура графической репрезентации социальной идентичности, основанная на приемах, используемых в проективных рисуночных методах. Испытуемому предлагается с помощью кругов нарисовать себя и пять общностей (семья, группа по роду деятельности, населенный пункт, страна проживания, все люди мира). Данная экспериментальная процедура проведена в девяти возрастных группах, начиная с участников 7-летнего возраста и завершая работающими взрослыми. Всего в эксперименте приняли участие 282 человека. Данные (21 показатель) подвергнуты факторному анализу методом главных компонент.
Были получены следующие результаты: для каждой возрастной группы выявлены средние размеры изображений себя и предложенных социальных общностей, с помощью t-критерия Стьюдента получены выводы о значимых различиях в размерах изображений страны и территории проживания для возрастных групп. Факторный анализ методом главных компонент позволил выявить четыре типа социальной идентичности, которые были обозначены как множественная, иерархическая, эгоцентрическая и диффузная социальная идентичность. Предложенные типы социальной идентичности описаны, дана их психологическая интерпретация, предложены критерии идентификации по графическому изображению. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике, практике психолого-педагогического консультирования.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Алла Анатольевна Гудзовская
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва; ГБНОУ Самарской области «Академия для одаренных детей (Наяновой)»
Автор, ответственный за переписку.
Email: aag_1@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3590-8786
SPIN-код: 9668-5930
Scopus Author ID: 57223132986
ResearcherId: GLQ-7813-2022
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная психология», Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет); старший научный сотрудник Академии для одаренных детей (Наяновой)
Россия, 443086, г. Самара, Московское ш., 34; 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, 186Список литературы
- Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2006.
- Tajfel H. Experiments in intergroup discrimination. Scientific american. 1970. Vol. 223. No. 5. Рp. 96–103.
- Агадуллина Е.Р., Ловаков А.В. Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 4. – С. 143–157. doi: 10.54359/ps.v7i34.630.
- Гаврилова Т.А., Глушак Е.В. К вопросу об адаптации методики объективного измерения статуса эго-идентичности Дж.Р. Адамса // Психологическая диагностика: Научно-методический и практический журнал. – 2009. – № 5. – С. 53–59.
- Berzonsky M.A. Social-Cognitive Perspective on Identity Construction. Handbook of Identity Theory and Research. eds S.J. Schwartz, K. Luyckx, V.L. Vignoles. New York: Springer. 2011. Pp. 55–77. doi: 10.1007/978-1-4419-7988-9_3.
- Белинская Е., Бронин И. Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М. Берзонски // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – № 34. – С. 12. doi: 10.54359/ps.v7i34.630.
- Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status. Journal of personality and social psychology. 1966. Vol. 3. No. 5. Pp. 551–558. doi: 10.1037/h0023281
- Татарко С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии // Психологическая диагностика. – 2009. – № 1. – С. 1–39.
- Кузьмин М.Ю. Сравнение идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 58. – С. 61–75. doi: 10.17223/17267080/58/4
- Гудзовская А.А., Мышкина М.С. Диагностика идентичности: «Тест двадцати высказываний» (ТДВ). – Самара: Изд-во Самарского университета, 2023. – Т. 1 [Электронный ресурс]. – URL: http://repo.ssau.ru/handle/Uchebnye-izdaniya/Diagnostika-identichnosti-Test-dvadcati-vyskazyvanii-TDV-104289 (дата обращения: 16.10.2023).
- Sandstrom K.L. et al. Symbols, selves, and social reality: A symbolic interactionist approach to social psychology and sociology. Oxford University Pres Edition 4th ed. 2013.
- Markus H. Self-schemata and processing information about the self. Journal of personality and social psychology. 1977. Vol. 35. No. 2. Pp. 63. doi: 10.1037/0022-3514.35.2.63
- Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль, 1989. – 208 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000002/ (дата обращения: 27.04.2023).
- Севостьянов Д.А. Гендерная идентичность: графическая диагностика // Женщина в российском обществе. – 2009. – № 3. – С. 97–105 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-identichnost-graficheskaya-diagnostika (дата обращения: 27.04.2023).
- Емелин В., Рассказова Е., Тхостов А. Информационные технологии в структуре идентичности человека: возможности и ограничения рисуночной методики // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9. – № 45. doi: 10.54359/ps.v9i45.493
- Carter T.J., Gilovich T. I am what I do, not what I have: the differential centrality of experiential and material purchases to the self. Journal of personality and social psychology. 2012. Vol. 102. No. 6. Pp. 1304. doi: 10.1037/a0027407
- Ziller R.C. The Social Self: Pergamon General Psychology Series. Elsevier, 2013. Vol. 18. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-017250-7.50023-5 (accessed April 27, 2023).
- Бубнов А.Л. Опыт применения графической диагностики при изучении социальной идентичности группового субъекта // Вестник научной сессии факультета философии и психологии. – 2020. – С. 51–58.
- Long B.H., Ziller R.C., Henderson E.H. The Self Social Symbols Tasks. N.Y., 1968.
- Long B.H., Henderson E.H., Ziller R.C. Developmental changes in the self-concept during middle childhood. Merrill-Palmer Quarterly, 1967. No. 13 (3). Pp. 201–215. https://psycnet.apa.org/record/1968-02415-001 (accessed April 27, 2023).
- Меджидова С.М. Психологические типы. Типология «69». – Баку, 2001 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychology.az/blankAv1.php (дата обращения: 07.04.2020).
- Агеенкова Е.К., Драпеза А.В. Проективная методика «Рисунок малой группы» [Электронный ресурс]. – URL: http://psylist.net/promet/rimalgro.htm (дата обращения: 02.02.2022).
- Воронин Г.Л. Еще раз о «кластерах на факторах» // Социологический журнал. – 2010. – № 3. – С. 21–34.
- Белинская Е.П. Проблема изменчивости / константности представлений человека о себе: социально-психологический взгляд // Психология и психотехника. – 2013. – № 4. – С. 320–327.
- Гудзовская А.А., Мышкина М.С. Имплицитная расовая идентичность российских школьников на этапе коммитмента // Российский психологический журнал. – 2021. – № 1. – С. 91–105. doi: 10.21702/rpj.2021.1.7
- Пашкова Я.А., Гайдар К.М. Возможности качественных методов диагностики в исследовании групповой субъектности семьи // Южно-российский журнал социальных наук. – 2020. – Т. 21. – № 4. – С. 134–154.
Дополнительные файлы
