Этические аспекты образовательной деятельности в цифровой среде: взгляд будущих педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эпоха цифровой трансформации делает необходимым включение педагогических работников во взаимодействие с участниками образовательного процесса в цифровой среде, что приводит к созданию новых ситуаций взаимодействия, а следовательно, и к поднятию новых этических вопросов организации взаимодействия участников образовательного процесса. Авторами отмечается, что в настоящее время отсутствует единый общепринятый перечень норм профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде. Целью исследования является определение положений кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде на основе анализа взглядов будущих педагогов. В качестве методов исследования авторами использовались формальная логика, индуктивно-дедуктивный анализ, изучение и обобщение опыта будущих педагогов в рамках анализа их продуктов деятельности (кейс-технология), а также анкетирование и педагогическое наблюдение. Данные для анализа были получены в рамках Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике «ФОРСАЙТ-ПЕДАГОГИКА». Результатом проведенного исследования является выделение трех разделов кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде. Первый раздел кодекса посвящен нормам самопрезентации педагогических работников в цифровой среде; второй раздел решает задачи, связанные с нормами разработки и реализации электронных образовательных ресурсов; третий раздел связан с нормами организации взаимодействия в цифровой среде. Данные разделы построены по нескольким направлениям, отражающим профессиональные и общечеловеческие ценности: образ педагога, коммуникация, информация, свобода, корпоративная культура. В приложения содержатся пояснения к пунктам разделов кодекса. Также в статье представлены принципы построения работы в цифровой среде: справедливость; прозрачность; честность; безопасность и конфиденциальность. Материалы данной статьи будут полезны для организаторов учебного процесса в педагогических вузах, а также для действующих педагогических работников и будущих педагогов в целях совершенствования их работы в цифровой среде.

Об авторах

Ольга Александровна Катушенко

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.katushenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1692-1528
SPIN-код: 3078-6713
Scopus Author ID: 57222570427
ResearcherId: AAC-9432-2020

старший преподаватель кафедры «Общая и социальная педагогика»

Россия, 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Список литературы

  1. Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 4 (35) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberontologicheskaya-kontseptsiya-razvitiya-lichnosti-i-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-xxi-v-i-problemy-obrazovaniya-1 (дата обращения: 20.09.2023).
  2. Стратегии цифровой трансформации [Электронный ресурс]. – URL: https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения: 10.09.2023).
  3. Грязнова Е.В. Противоречия цифрового высшего образования в информационной культуре современного общества // Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1469 (дата обращения: 18.09.2023).
  4. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.09.2023).
  5. Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 20.08.2023).
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. № 09-148 «О направлении материалов» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159471/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения: 17.09.2023).
  7. Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332299/ (дата обращения: 20.09.2023).
  8. Этические аспекты искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. – URL: https://www.unesco.org/ru/artificial-intelligence/recommendation-ethics (дата обращения: 20.09.2023).
  9. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. – URL: https://ethics.a-ai.ru/ (дата обращения: 25.08.2023).
  10. Чеботарев О.Ю. Журналистская этика в цифровой среде: адаптация журналистских кодексов к новым медиа // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistskaya-etika-v-tsifrovoy-srede-adaptatsiya-zhurnalistskih-kodeksov-k-novym-media (дата обращения: 01.10.2023).
  11. Зуев С.В. Уголовно-процессуальный цифровой комплаенс: возможные риски // Правопорядок: история, теория, практика. – 2021. – № 2 (29) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-protsessualnyy-tsifrovoy-komplaens-vozmozhnye-riski (дата обращения: 02.10.2023).
  12. Сорокина Н.Д. Роль и миссия социологии в современном обществе // Научный результат. Социология и управление. – 2022. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-missiya-sotsiologii-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 01.10.2023).
  13. Лукинова О.В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. – М.: Эксмо, 2020. – 240 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Графический кейс

Скачать (618KB)
3. Рис. 2. Результаты выполнения задания «Ed-Brainstorm: Моделируя будущее»

Скачать (111KB)

© Катушенко О.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».