Этические аспекты образовательной деятельности в цифровой среде: взгляд будущих педагогов
- Авторы: Катушенко О.А.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 5-16
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/253326
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.4.1
- ID: 253326
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Эпоха цифровой трансформации делает необходимым включение педагогических работников во взаимодействие с участниками образовательного процесса в цифровой среде, что приводит к созданию новых ситуаций взаимодействия, а следовательно, и к поднятию новых этических вопросов организации взаимодействия участников образовательного процесса. Авторами отмечается, что в настоящее время отсутствует единый общепринятый перечень норм профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде. Целью исследования является определение положений кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде на основе анализа взглядов будущих педагогов. В качестве методов исследования авторами использовались формальная логика, индуктивно-дедуктивный анализ, изучение и обобщение опыта будущих педагогов в рамках анализа их продуктов деятельности (кейс-технология), а также анкетирование и педагогическое наблюдение. Данные для анализа были получены в рамках Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике «ФОРСАЙТ-ПЕДАГОГИКА». Результатом проведенного исследования является выделение трех разделов кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде. Первый раздел кодекса посвящен нормам самопрезентации педагогических работников в цифровой среде; второй раздел решает задачи, связанные с нормами разработки и реализации электронных образовательных ресурсов; третий раздел связан с нормами организации взаимодействия в цифровой среде. Данные разделы построены по нескольким направлениям, отражающим профессиональные и общечеловеческие ценности: образ педагога, коммуникация, информация, свобода, корпоративная культура. В приложения содержатся пояснения к пунктам разделов кодекса. Также в статье представлены принципы построения работы в цифровой среде: справедливость; прозрачность; честность; безопасность и конфиденциальность. Материалы данной статьи будут полезны для организаторов учебного процесса в педагогических вузах, а также для действующих педагогических работников и будущих педагогов в целях совершенствования их работы в цифровой среде.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Александровна Катушенко
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.katushenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1692-1528
SPIN-код: 3078-6713
Scopus Author ID: 57222570427
ResearcherId: AAC-9432-2020
старший преподаватель кафедры «Общая и социальная педагогика»
Россия, 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1Список литературы
- Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 4 (35) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberontologicheskaya-kontseptsiya-razvitiya-lichnosti-i-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-xxi-v-i-problemy-obrazovaniya-1 (дата обращения: 20.09.2023).
- Стратегии цифровой трансформации [Электронный ресурс]. – URL: https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения: 10.09.2023).
- Грязнова Е.В. Противоречия цифрового высшего образования в информационной культуре современного общества // Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1469 (дата обращения: 18.09.2023).
- Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.09.2023).
- Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 20.08.2023).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. № 09-148 «О направлении материалов» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159471/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения: 17.09.2023).
- Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332299/ (дата обращения: 20.09.2023).
- Этические аспекты искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. – URL: https://www.unesco.org/ru/artificial-intelligence/recommendation-ethics (дата обращения: 20.09.2023).
- Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. – URL: https://ethics.a-ai.ru/ (дата обращения: 25.08.2023).
- Чеботарев О.Ю. Журналистская этика в цифровой среде: адаптация журналистских кодексов к новым медиа // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistskaya-etika-v-tsifrovoy-srede-adaptatsiya-zhurnalistskih-kodeksov-k-novym-media (дата обращения: 01.10.2023).
- Зуев С.В. Уголовно-процессуальный цифровой комплаенс: возможные риски // Правопорядок: история, теория, практика. – 2021. – № 2 (29) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-protsessualnyy-tsifrovoy-komplaens-vozmozhnye-riski (дата обращения: 02.10.2023).
- Сорокина Н.Д. Роль и миссия социологии в современном обществе // Научный результат. Социология и управление. – 2022. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-missiya-sotsiologii-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 01.10.2023).
- Лукинова О.В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. – М.: Эксмо, 2020. – 240 с.
