Развитие критического мышления обучающихся как фактор формирования их функциональной грамотности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Показателями качества, конкурентности общего образования являются признанные в мире образовательные результаты обучающихся, соответствующие функциональной грамотности, к которой относят в том числе критическое мышление обучающихся. Целью статьи являются разработка приема по развитию критического мышления обучающихся «Критический анализ текста» и его обоснование, описание его практического применения в образовательной практике общеобразовательной школы. К методам исследования отнесены методы теоретического и эмпирического исследования. В статье предлагаются: прием «Критический анализ текста», представленный новым списком вопросов, обоснование которого осуществлено на основе четырех законов логики; критерии отбора содержания образования, на котором возможно разрабатывать приемы по развитию критического мышления обучающихся; пример использования приема «Критический анализ текста» на классном часе «Разговоры о важном». Анализ достижений опытно-экспериментальной работы, связанной с использованием в образовательном процессе приемов по развитию критического мышления обучающихся, позволил установить приращение опыта критического мышления обучающихся, что дало основание считать разработанные приемы эффективными. К научной новизне исследования относим прием «Критический анализ текста», представленный новым списком вопросов, разработанных на основе теорий критического мышления и логики. Теоретическая значимость исследования связана с обоснованием списка вопросов для приема «Критический анализ текста», осуществленным на основе теории аргументации; с разработкой критериев отбора содержания образования, на основе которого возможно разрабатывать разноуровневые задания по развитию критического мышления обучающихся. Практическая значимость результатов исследования выражается в приведенном примере использования приема «Критический анализ текста» в образовательной практике, в частности на классном часе «Спорт и политика» («Разговоры о важном»). Разработанный в исследовании прием «Критический анализ текста», определяющий развитие критического мышления учащихся, обогащает теорию педагогического проектирования и открывает новые возможности для ее дальнейшего развития.

Об авторах

Вера Михайловна Жураковская

Академия социального управления

Email: gvera66@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2056-1801
Scopus Author ID: AAW-7742-2021

доктор педагогических наук, профессор кафедры управления

Россия, 129281, Москва, Староватутинский проезд, 8

Сергей Викторович Кривых

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: krivih71@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0495-6275
Scopus Author ID: K-5808-2018

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теория и методика воспитания и социальной работы»

Россия, 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48

Список литературы

  1. Государственная программа «Развитие образования»: утв. Постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 // Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 06.05.2023).
  2. Функциональная грамотность: глобальные компетенции. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018. – М., 2020.
  3. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 472 c.
  4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: учеб.-метод. пособие. – М.: МИРОС, 2002. – 176 с.
  5. Загашев И.О., Заир Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  6. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  7. Brookfield S.D. Developing critical thinkers. Jossey-Bass. Pub., 1987.
  8. Ennis R.H., Norris S.P. Evaluating critical thinking. Midwest, 1989.
  9. Paul R. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World, Rohncrt Park, Calif.; Center for Critical Thinking and Morai Critique, 1990.
  10. Segal J., Chipman S., Glaser R. (Eds.) Thinking and learning skills: Vol. I. Relating instruction to research. Hillsdale, N.J.: lawrense Erlbaum Associates, 1985.
  11. Тягло А.В. Критическое мышление на основе элементарной логики: учеб. пособие. – Харьков, 2001. – 210 с.
  12. Жураковская В.М. Развитие критического и понятийного мышления учащихся на уроках обществознания: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1. – СПб: НОУ «Экспресс», 2009. – 195 с.
  13. Данте Х. Дорантес-Гонсалес. Как критическое мышление поддерживается в процессе перевернутого обучения // Современные тенденции развития образования: вызовы цифровой экономики. – 2020. – С. 37–39 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42775365 (дата обращения: 06.05.2023).
  14. Чан Тхи Тхань. Химический эксперимент как метод формирования критического мышления школьников: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Чан Тхи Тхань. – М.: МПГУ, 2020. – 24 с.
  15. Нечитайло Е.В. Интеграция медиатекстов Интернета и технологии развития критического мышления в современный урок химии: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Нечитайлова Елена Викторовна. – М.: МГПУ, 2019. – 25 с.
  16. Варлакова М.Л. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Варлакова Марина Леонидовна. – Курган, 2016. – 27 с.
  17. Вадбольская Н.В., Лучникова А.В. Обучение критическому мышлению на занятиях по английскому языку для студентов неязыковых вузов // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 12–3 (45). – С. 4–7.
  18. Кадиров Р.К. Необходимость специальной подготовки для обучения младших школьников критическому мышлению // Современное образование. – 2022. – № 8. – С. 50–54.
  19. Лукоянова Т.В. Развитие критического мышления студентов-медиков // Лингвистика и образование. – 2022. – Т. 2, № 3 (7). – C. 76–82.
  20. Browne M. Neil, Keeley Stuart M. Asking the Right Questions. A Guide to Critical Thinking. 5th ed. Prentice Hall, 1998. P. 239.
  21. Ho YR., Chen BY., Li CM. Thinking more wisely: using the Socratic method to develop critical thinking skills amongst healthcare students. BMC Med. Educ. No. 23, 173 (2023). https://doi.org/10.1186/s12909-023-04134-2 (accessed March 21, 2023).
  22. Tseng SS. Using Concept Mapping Activities to Enhance Students’ Critical Thinking Skills at a High School in Taiwan. Asia-Pacific Edu Res 29, 249–256 (2020). https://link.springer.com/article/10.1007/s40299-019-00474-0 (accessed March 22, 2023).
  23. Duncan K.J. Examining the Effects of Immersive Game-Based Learning on Student Engagement and the Development of Collaboration, Communication, Creativity and Critical Thinking. TechTrends 64, 514–524 (2020). https://link.springer.com/article/10.1007/s11528-020-00500-9#Bib1 (accessed March 9, 2023).
  24. Hwang GJ., Zou D., Wu YX. Learning by storytelling and critiquing: a peer assessment-enhanced digital storytelling approach to promoting young students’ information literacy, self-efficacy, and critical thinking awareness. Education Tech Research Dev (2023). https://doi.org/10.1007/s11423-022-10184-y (accessed April 9, 2023).
  25. Гетманова А.Д. Развитие логического мышления дошкольников и младших школьников: метод. пособие. – М.: МГПУ, 2020. – 122 с.
  26. Жалдак Н.Н. Прикладная логика: учебник и практикум для вузов по гуманитарным направлениям. – М.: Юрайт, 2021. – 246 с.
  27. Советова В. Интервью «Александр Карелин: российские спортсмены должны собраться и быть вместе с государством» // Информационное агентство ТАСС. – 19.09.2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/interviews/15770779 (дата обращения: 12.04.2023).
  28. Веселовская Е.В. Педагогическая диагностика логического мышления учащихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Веселовская Елена Вячеславовна. – Вологда, 2002. – 178 с.
  29. Ильина Е.В. Рефлексивное управление обучением учащихся общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ильина Елена Викторовна. – Барнаул, 1998. – 198 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жураковская В.М., Кривых С.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».