Реализация технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен анализ значимых тенденций развития профессиональных компетенций будущих педагогов в соответствии с актуальными нормативными документами (Профессиональный стандарт «Педагог», ФГОС ВО 3++). Автором рассмотрен потенциал технологии развивающего обучения, в частности технологии форум-театра, определена ее суть, цель и задачи, а также представлены результаты исследования ее реализации в ходе эксперимента, экспериментальную базу которого составили студенты 2-го курса бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование». В статье представлены количественные и качественные результаты развития профессиональных компетенций будущих педагогов, а также методические рекомендации по реализации технологии форум-театра в условиях высшего педагогического образования. В соответствии с актуальными документами, регламентирующими содержание образовательного процесса, автором выбраны наиболее значимые профессиональные компетенции, без которых эффективная реализация профессиональной деятельности педагога не представляется возможной. Автором описана технологическая и содержательная основа технологии форум-театра, выявлены цель и этапы ее реализации, выявлены профессиональные компетенции будущих педагогов, на развитие которых эта технология направлена. Определена специфика реализации данной технологии с учетом сценического воплощения разработанного материала. Выявлены образовательные результаты будущих педагогов с учетом ФГОС ВО посредством погружения студентов в предлагаемые обстоятельства профессиональной деятельности.

Об авторах

Светлана Валерьевна Кузнецова

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlana.kyz88@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8981-4961
SPIN-код: 9191-6347
Scopus Author ID: 57119183000
ResearcherId: AAE-6999-2022

кандидат педагогических наук, доцент РАО, старший преподаватель кафедры «Общая и социальная педагогика»

Россия, 603000, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 122 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://minjust.consultant.ru/documents/38755 (дата обращения: 12.02.2023).
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 12.02.2023).
  3. Boal A. La estética del oprimido: reflexiones errantes sobre el pensamiento desde el punto de vista estético y no científico. Ciudad Autónoma de Buenos Aires: Interzona Editora, 2016. 304 p.
  4. Theatre of the oppressed. Pluto press, 2018.
  5. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9, № 2 (35).
  6. Гришина А.В., Косцова М.В. Форум-театр как технология формирования профессиональной компетенции у студентов-психологов // I Межведомственная научно-практическая конференция «Психологическое обеспечение деятельности силовых структур». – 2017. – С. 151–160.
  7. Дрыгина С.Г. Форум-театр, или как изменить жизнь к лучшему // Мастер-класс. – 2021. – № 6. – С. 36–43.
  8. Звягина Е.А. Применение театральных технологий в организации продуктивной учебной деятельности студентов языковых факультетов // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: Материалы XI международной научно-практической конференции. Отв. ред. А.В. Друзяка. – Благовещенск, 2021. – С. 618–621.
  9. Матюшкова С.Д. Форум-театр как инновационная интерактивная форма работы со студентами // Социально-антропологические проблемы современного образования: Материалы Международной научно-методической конференции, посвященной памяти профессора Л.М. Лузиной. – 2020. – С. 97–101.
  10. Сердюкова Е.Ф. Профилактика проявлений гендерного неравенства в молодежной среде при помощи технологии «форум-театр» // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2014. – № 2. – С. 198–201.
  11. Волкова М.Э. Форум-театр как интерактивная технология в современном образовательном пространстве // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 100–106.
  12. Дунаева Н.И., Баранова Ю.М. Роль центра социально-психологического сопровождения студентов в процессе адаптации к обучению в вузе // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием. – Рязань, 2020. – С. 733–740.
  13. Чистякова Е.А. «Форум-театр» как групповая форма работы // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 3 (42). – С. 67–69.
  14. Стаина О.А., Петрова Е.М. Возможности современных форм театрального искусства как эффективных методов обучения и воспитания // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – № 1 (25). – С. 107–113.
  15. Дерксен К.С. «Форум театр» – как способ организации добровольческой профилактической работы // Молодежь – Барнаулу: Материалы XX городской научно-практической конференции молодых ученых. Глав. ред. Ю.В. Анохин. – 2019. – С. 649–650.
  16. Шатюк Т.Г., Старик Е.П. Форум-театр как один из методов реализации проектов по адаптации студентов // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении. – 2018. – С. 236–238.
  17. Пелих И.Д. Форум-театр – технология эмансипации подростка от аддикций // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. – 2016. – № 2. – С. 244–249.
  18. Пожарская Э.А., Стахеева Е.А. Форум-театр – одна из методик решения конфликтов в школе // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 190–191.
  19. Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Педагогический потенциал использования портальной технологии в организации семейного досуга // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 15. – № 2. – С. 29–39.
  20. Головко Е.А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2004. – 20 с.
  21. Gruzdev M., Kasakova E., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University graduates' soft skills: the employers’ opinion. European journal of contemporary education. 2018. Vol. 7(4). Pp. 690–698.
  22. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934. Pp. 135–144, 164–178, 192–200.
  23. Кузнецова С.В. Развитие художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – М., 2021.
  24. Свиягина А.И. Повышение мотивации к профессии у студентов – будущих психологов средствами форум-театра // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. – 2017. – С. 394–396.
  25. Ganguly S. Forum Theatre and Democracy in India. London, Routledge, 2019.
  26. Велемеева К.С., Гусева К.А. Потенциал методик документального театра и форум-театра при реализации коллективного творческого воспитания на уроках английского языка // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: Материалы VIII международной научной конференции. – 2018. – С. 159–163.
  27. Szeman I. Lessons for theatre of the oppressed from a romanian orphanage. New Theatre Quarterly. 2017. Vol. 21. No. 4. Pp. 340–357.
  28. The Future of Education and Skills: Education 2030. https://www.oecd.org/education/2030/E2030 (accessed June 06, 2021).
  29. Heritage P. The courage to be happy: Аugusto Boal, legislative theatre, and the 7th international festival. TDR: The Drama Review. 2018. Vol. 38. No. 3. Рр. 25–34.
  30. Faganel A., Dolinšek S. Quality Management Systems in Higher Education. https://www.fm-kp.si/zalozba/ISBN/961-6486-71-3/245-252.pdf (accessed June 06, 2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кузнецова С.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».