Современные целевые ориентиры разноуровневых заказов на социальное воспитание

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучение социального воспитания возобновилось сравнительно недавно и пока полного целевого ориентира в научных исследованиях не выявлено. Исходя из того, что социальные заказы имеются на государственном, общественном и личностном уровнях, осуществляется попытка их выявления. Социальный зaкaз относительно социального воспитания следует рассматривать как систему решения задач, связанных с социализацией и профессионализацией, решаемых социально-образовательными институтами. В представленном обзоре отражены тенденции научных исследований целевых установок на воспитание в отечественных и зарубежных исследованиях. Отметим, что такие исследования единичны. Выявлены приоритетные аспекты исследований целей воспитания, отражающих больший уклон на целеполаганиев обучении, а воспитательные цели остаются недостаточно исследованными. Современный целевой тезис в воспитании – чтобы человек был счастливым. Цель исследования заключалась в выявлении целевых ориентиров разноуровневых социальных заказов на социальное воспитание. Предполагалось, что социальные заказы на социальное воспитание на разных уровнях имеют однородность. Было проведено исследование широкой общественности для выявления социальных заказов на общественном и личностном уровнях, а на государственном уровне социальные заказы изучались с помощью анализа нормативно-правовой документации. Выявлены различия в формировании социальных заказов на социальное воспитание на уровнях личности, общества и государства, что обусловлено социальными ролями, функциями и целями, которые выполняют различные социальные институты. В заключение указывается, что выдвинутая гипотеза подтверждена частично. Материалы проведенного исследования представляют интерес для широкой педагогической общественности в понимании представленности социальных заказов на социальное воспитание, в определении их ведущих ориентиров для проектирования социального воспитания.

Об авторах

Зульфия Абдулловна Аксютина

Омский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: aksutina_zulfia@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2548-4673
SPIN-код: 7493-5156
ResearcherId: 263732302

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальная педагогика и социальная работа»

Россия, 644099, Омск, ул. Партизанская, 4а

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: httр://zаkоn-оb-оbrаzоvаnii.ru/ (дата обращения: 30.06.2018).
  2. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
  3. Аксютина З.A. Социально-образовательные заказы на углубленную социально-педагогическую подготовку // Социальное образование XXI века: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица «Социальное образование ХХI века: проблемы и перспективы». – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. В 2 ч.: Ч. 1. – С. 17–25.
  4. Цель воспитания – чтобы человек был счастливым // Вестник Института образования человека. – 2018. – № 1. – С. 15.
  5. Новичкова Н.М. Педагогическое целеполагание как современная научно-прикладная проблема // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1 (44). – С. 147–151.
  6. Беспятова Н.К., Романова Г.А. Цели воспитания: история и современность // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74–1. – С. 40–43.
  7. Валеева Р.А. Януш Корчак: самореализация как цель воспитания // Психология творчества и одаренности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3 ч. Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 2021. – С. 283–287.
  8. Мурзина Н.П. Педагогическое целеполагание в деятельности учителей школы: истоки проблем в теории и практике // Школьные технологии. – 2019. – № 5. – С. 12–17.
  9. Алехина Е.В., Неценко О.В., Серикова Л.В. Рефлексивное восприятие педагогами интегративных характеристик воспитательной системы школы: опыт изучения // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2019. – № 4 (285). – С. 84–90.
  10. Тарабакина Л.В., Звонова Е.В. К вопросу об измерении смысловой дистанции целей воспитания у субъектов воспитательных систем // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных статей и материалов VIII международной научно-практической конференции. Под общ. ред. И.В. Зеленковой, О.Б. Широких. – Коломна, 2021. – С. 22–28.
  11. Жук О.Л. Подходы в воспитании школьников в новой цифровой среде / Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научный статей Международной научно-практической конференции; науч. ред. и сост. Н. А. Асташова. – Брянск: Брян. гос. ун-т, 2021. – С. 32–36.
  12. Левитес Д.Г. Принцип дидактического кольца как регулятор целеполагания в обучении // Педагогика. – 2021. – Т. 85. – № 9. – С. 52–60.
  13. Дзундза А.И., Фунтикова Н.В. Интеллигентность как цель воспитания и культурная универсалия // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2018. – № 6. – С. 18–30.
  14. Гущина А.В. Ценность золотого правила нравственности как основание идеи аксиолого-педагогической концепции воспитания нравственности // Самарский научный вестник. – 2019. – Т. 8. – № 3 (28). – С. 270–275.
  15. Захарова В.А. Концептуальное видение целей, принципов и методов в деятельности педагога по воспитанию младших школьников // Евразийский гуманитарный журнал. – 2021. – № 1. – С. 92–100.
  16. Шпона А.П. Развитие предмета педагогической науки // Учитель и время. – 2020. – № 15. – С. 168–174.
  17. Smith R., Snow P., Serry T., Hammond L. The Role of Background Knowledge in Reading Comprehension: A Critical Review. Reading Psychology. 2021. Vol. 42. Issue 3. Pp. 214–240. https://doi.org/10.1080/02702711.2021.1888348 (accessed December 14, 2022).
  18. Ryding J., Wernersson I. The Role of Reflection in Family Support Social Work and Its Possible Promotion by a Research-Supported Model. Journal of Evidence-Based Social Work. 2019. Vol. 16. Issue 3. Pp. 322–345. https://doi.org/10.1080/26408066.2019.1606748 (accessed December 14, 2022).
  19. Bensel T.T., Gibbs B.R., Raptopoulos K. The Role of Childhood Victimization on the Severity of Adult Offending among Female Sex Offenders. Victims & Offenders. An International Journal of Evidence-based Research, Policy, and Practice. 2019. Vol. 14. Issue 6. Pp. 758–775. https://doi.org/10.1080/15564886.2019.1630044 (accessed December 15, 2022).
  20. Dewaele J.-M., Heredia R., Cieślicka A. How childhood languages shape future language use and cultural orientation. Multicultural Education Review. 2020. Vol. 12. Issue 2. Pp. 117–135. https://doi.org/10.1080/2005615X.2020.1762306 (accessed December 11, 2022).
  21. Szcześniak M., Tułecka M. Family Functioning and Life Satisfaction: The Mediatory Role of Emotional Intelligence. Dovepress. 2020. Vol. 13. Pp. 223–232. https://doi.org/10.2147/PRBM.S240898 (accessed November 11, 2022).
  22. Sethi Ch. Mothering as a relational role: Re-evaluating everyday parenting occupations. Journal of Occupational Science. 2020. Vol. 27. Issue 2. Pp. 158–169. https://doi.org/10.1080/14427591.2019.1666423 (accessed November 15, 2022).
  23. Шиман М.Ю., Игонина Е.В. О проблеме постановки целей обучения студентов профессиональных образовательных организаций // Молодежь и наука. – 2021. – № 1. – С. 20.
  24. Геpшунcкий Б.C. Философия обpaзовaния для XXI векa. – М.: Совершенство, 1998. – 697 c.
  25. Липcкий И.A. Технологии pеaлизaции целей и ценноcтных оpиентaций в cоциaльно-педaгогичеcкой деятельноcти. – Тaмбов: ТГУ, 2000. – 32 c.
  26. Смолин О.Н. Российская государственная образовательная политикa и федеральное законодательство 90-х годов // Знaние – свобода. Систематизированный сборник. – М.: ИПТК «Логос» ВОC, 1999. – C. 10–20.
  27. Бочapовa В.Г., Cтепaновa Т.A. Модернизация обpaзовaтельной cиcтемы: cоциaльно-педaгогичеcкaя парадигма // Cоциaльнaя педaгогикa: Монография / Под pед. В.Г. Бочapовой. – М.: ВЛAДОC, 2004. – C. 98–109.
  28. Маврина И.А. Социальность современного образования. – Омск: ОмГПУ, 2000. – 182 с.
  29. Моpевa О.Л. Cовpеменный cоциaльный зaкaз cиcтеме обpaзовaния: выявление и педaгогичеcкaя интерпретация. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. – 121 c.
  30. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. – М.: РАО ИПСР, 1999. – 184 с.
  31. Ишковa Л.В. Теория и пpaктикa педагогической оценки в обpaзовaнии старшеклассников и взрослых. – CПб.: Изд-во PГПУ им. A.И. Геpценa, 2000. – 187 c.
  32. Аксютина З.А. Отражение потребностей государства, общества и личности в социальном заказе на профессиональное образование // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – № 2 (45). – С. 66–70.
  33. Аксютина З.А., Маврин С.А. Социальное воспитание как проблема правоохранительной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2010. – № 3 (42). – С. 38–41.
  34. Аксютина З.А. Педагогический анализ категории социального воспитания // Омский научный вестник. – 2011. – № 5 (101). – С. 162–166.
  35. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: httрs://rg.ru/2015/06/08/vоsрitаnie-dоk.html (дата обращения: 01.07.2018).
  36. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 23.06.2022).
  37. Приказ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=395449 (дата обращения: 23.06.2022).
  38. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» на 2021–2024 гг. [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 23.06.2022).
  39. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/960545-7 (дата обращения: 29.07.2020).
  40. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 23.06.2022).
  41. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/#001d1b20ca6240844 (дата обращения: 23.05.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Аксютина З.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».