The Problem of Introducing Information and Communication Technologies at Different Stages of Education in Language Schools

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article determines the necessity to use information and digital resources in order to improve the effectiveness of language learning, develop the skills of independent students’ work and self-education of teachers. This study analyzes the existing educational information resources that can increase the practical value of a foreign language lesson, support the motivation of students, and develop intellectual and creative abilities. This study examines information and communication technologies in terms of the peculiarities of language training of students of different age groups, which will allow the teacher to independently plan a foreign language lesson in the conditions of a constantly updating database.

Full Text

Введение

Одним из приоритетных направлений развития системы образования на 2018 – 2025 годы становится внедрение в учебные заведения современной и безопасной цифровой информационной среды. Роль центров создания и развития инновационных образовательных технологий закрепляется не только за высшими учебными заведениями, средними образовательными учреждениями, но и организациями дополнительного образования.

Актуальность данного исследования обусловлена противоречием между объективной необходимостью использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе и недостаточным или неуместным использованием современных технологий в процессе языковой подготовки учащихся разных возрастных групп. Преподаватели языковых школ должны быть не только осведомлены о существующих ИКТ, обладающих дидактическим потенциалом, но и уметь грамотно применять их, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в описании условий совершенствования всех видов речевой деятельности учащихся языковых школ за счет обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

  1. Исследовать сферу применения информационных технологий в языковом образовании на разных этапах обучения.
  2. Изучить современные подходы к организации языкового образования в языковых школах.
  3. Составить перечень информационных технологий и описать условия их внедрения для создания языковой среды, способствующей повышению коммуникативной и информационной компетенции учащихся языковых школ.

Материалы и методы исследования

В соответствии с намеченными целями и задачами использован комплекс методов исследования: теоретические – теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнительный анализ, моделирование; эмпирические – наблюдение, метод экспертной оценки.

С целью сбора материала для исследования проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий проведен анализ существующих программ, ресурсов и технологий в сфере языкового образования, оценивалась их дидактическая эффективность исходя из потребностей и психофизиологических особенностей слушателей разных возрастных групп. Перечень предлагаемых ресурсов сопровождается комментариями относительно дидактических условий применения технологий при условии наличия разновозрастных групп в языковых школах.

Частные лингвистические центры или языковые школы обладают рядом преимуществ для обучающихся: индивидуальные программы обучения, малокомплектные группы и современное техническое оснащение. Сегодня уже не стоит вопрос, использовать ли современные образовательные информационные ресурсы. Современные технические средства способны восполнить недостатки коммуникации с реальными носителями языка, создать искусственную языковую среду. Вопрос заключается в том, какие именно ИКТ, на каком этапе урока целесообразно применять.

Результаты

Вопросы использования ИКТ в образовательном процессе исследовали многие российские ученые. Зарубежные исследователи рассматривают ИКТ как средство формирования у обучающихся навыков XXI века [1]. Некоторые авторы считают, что ИКТ – неотъемлемая часть стабильно развивающегося общества. [2]. С точки зрения данных авторов, широкое внедрение ИКТ в учебный процесс позволит расширить возможности уже существующих образовательных технологий.

Обобщая вышеуказанные подходы к толкованию ИКТ в образовательном процессе, следует рассматривать их как совокупность цифровых технологий, обеспечивающих доступ к учебной информации, ее обработку и распространение, а также осуществляющих дистанционную коммуникацию между субъектами учебного процесса [3, 4].

Услугами частных языковых школ пользуются дети разных возрастов и взрослые с разным уровнем языковой подготовки. Следовательно, преподаватель должен иметь в арсенале разнообразные технологии, повышающие эффективность языкового обучения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также взрослых. В таблицах 1 – 3 представлены информационные ресурсы для совершенствования различных видов речевой деятельности на разных этапах обучения.

Возраст младшего школьного возраста благоприятен для изучения иностранного языка в силу следующих причин: у детей 1 – 4 классов хорошая память, дети не испытывают стеснения при имитации иностранной речи, легко перестраивают свою речь, используя новые конструкции, у детей преобладает наглядно-образный характер деятельности. Вместе с тем у младших школьников ограничены возможности волевого регулирования внимания. Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное. В этом возрасте наблюдается сильная реакция на все новое, яркое, непривычное. В этой связи целесообразным является ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором. Соответственно, на младшем этапе обучения разнообразить процесс обучения способны аутентичные мультипликационные образовательные сериалы, детские английские песенки и рифмовки.

Из большого разнообразия мультипликационных образовательных ресурсов стоит выделить сериал Muzzy in Gondoland, обучающий телекурс, который сопровождается повторением ключевых лексических единиц и наиболее трудных моментов языка в игровой форме (см. табл. 1). Disney Magic English – это коллекция знакомых детям и взрослым эпизодов из диснеевских мультфильмов, где фразы из диалогов группируются по темам и поясняются. Курс включает 55 уроков и охватывает различные темы, необходимые для повседневного общения – приветствие, еда, семья, счет, животные, распорядок дня и т.д. Фрагментами этого ресурса можно дополнять изучение лексики по темам. На ресурсе Multmedia-Englsh (https://multimedia-english.com/) представлены разнообразные видеоролики и современные мультсериалы. В разделе Cartoons и Songs можно найти популярные мультфильмы на английском (e.g. Peppa Pig), которые снабжены субтитрами в отдельном окне.

 

Таблица 1

Информационные ресурсы для совершенствования разных видов речевой деятельности на младшем этапе обучения

Ресурсы для

организации

учебных игр

Мультипликационные

курсы

Ресурсы для

организации

физкультминутки

Ресурсы для

овладения навыками

Ресурсы для

создания

мультимедийных

презентаций

чтения

письма

English for Kids,

Starfall Education,

Fun English Games for Kids,

Starfall Education,

Learn English Kids (British council),

Learningapps,

Word wall

Muzzy in Gondoland,

Disney Magic English,

Multmedia-Englsh

kenglish.ru

agendaweb.org (songs, nursery rhymes)

speakenglishwell.ru

Learn English Kids (songs)

Children's Books Online,

Starfall Education,

Fun English Games for Kids (reading games),

Learn English Kids (read and write)

Fun English Games for Kids (writing games),

Learn English kids (fun and games)

Prezi.com

Learningapps,

Wordwall

Quizlet

Active Inspire

 

В младшем школьном возрасте ведущими видами деятельности являются игра и учение. На уроке иностранного языка игровая ситуация выступает как средство повышения мотивации, дает возможность незаметного усваивания языкового материала. Ресурсов, предлагающих грамматические, лексические игры огромное количество. На вкладках Games представлены десятки разнообразных красочные онлайн-игры, которые помогут ребенку закрепить полученные знания в увлекательной игровой форме. Разделы Worksheets содержат множество учебных материалов, которые доступны для печати.

Исследования сотрудников московского центра НЛП в образовании доказали, что среди детей младшего школьного возраста преобладают кинестетики [5]. Это дети, память которых включается во время движения. Поэтому для детей первых-четвертых классов полезно использовать подвижные виды деятельности, проводить физкультминутки, не просто заучивать, а инсценировать микро-диалоги, использовать для работы с лексикой лото и карточки.

Учителя английского языка знают, насколько сложным бывает для ребенка путь овладения навыками чтения. В помощь учителю есть ряд ресурсов. К примеру, сайт Starfall Education (https://www.starfall.com/h/) предлагает упражнения для изучения алфавита: ребенок повторяет за диктором буквы и простые слова, которые начинаются на эти буквы. В разделе Grades, Learntoread – упражнения для изучения правил чтения: ребенок научится правильно читать различные сочетания букв. Есть и короткие иллюстрированные тексты для чтения. Все буквы, слова и словосочетания сопровождаются яркими анимированными картинками. Если класс оснащен интерактивной доской, обучение чтению может стать увлекательным и запоминающимся.

Для практики и совершенствования уже сформировавшихся навыков чтения можно использовать ресурс Children's Books Online: the Rosetta Project, Inc. (http://childrensbooksonline.org/), где представлены отсканированные книги и аудиокниги. На вкладке Books with Audio можно почитать и одновременно послушать книгу. На начальном этапе можно использовать вкладки Pre-Reader and Very Early Readers, где представлены совсем простые книги с минимумом текста.

Реализовать игровые методы в разных видах речевой деятельности поможет коллекция материалов на сайте Fun English Games for Kids (https://funenglishgames.com/). Ресурс позволяет совершенствовать навыки во всех видах речевой деятельности в игровой форме с помощью упражнений из раздела Reading Games, Grammar Games, Writing Games, Word Games и Spelling Games.

Грамотное и своевременное включение интерактивных заданий, красочных плакатов в канву урока делает урок запоминающимся для детей, а процесс заучивания новых слов – увлекательным. Наиболее полное собрание мультимедийных презентаций и заданий можно найти на сайтах Learningapps (https://learningapps.org/), Wordwall (https://wordwall.net/), Quizlet (https://quizlet.com/latest). Такие ресурсы являются также сервисами для создания собственных заданий, тестов, грамматических и лексических игр. Большое пространство для творчества представляет платформа для создания интерактивных плакатов Prezi (https://prezi.com/). Она позволяет в рамках одной мультимедийной презентации разместить большой объем информации – графической, текстовой, видео и аудио. Программное обеспечение Active Inspire позволяет создавать игровые флипчарты типа «Волшебный сундучок». Доступная инструкция по созданию уроков в программе Active Inspire есть на сайте https://www.youtube.com/ watch?v=WHL8trc9w6Q. Интерактивная доска Smart Board поможет перемещать и группировать объекты у доски, распределяя слова по группам. Польза от этих упражнений очевидна и для визуалов, и для кинестетиков.

Не менее важно воздействовать на разные каналы восприятия и учитывать ведущие репрезентативные системы у учащихся и на среднем этапе обучения.

Обучение детей среднего школьного возраста имеет свою специфику. Наряду с элементарными иноязычными коммуникативными умениями в четырех видах речевой деятельности у подростков сформированы основные общеучебные умения, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения. В то же время, наблюдаемая в начальной школе выраженная мотивация и интерес к иностранному языку начинают постепенно ослабевать, поскольку учащиеся не ощущают быстрого продвижения в овладении языком и начинают осознавать трудоемкость процесса обучения. Кроме того, речевые потребности учащихся пятых-девятых классов существенно выше и разнообразней, чем у младших школьников, но средств для выражения своих речевых потребностей на иностранном языке у подростков еще не хватает. Становится очевидным процесс забывания изученного материала и необходимость постоянного повторения для поддержания уже достигнутого уровня владения иностранным языком. В этой связи большую роль играет не только языковая компетентность преподавателя, но и искусное владение интерактивными методами обучения с привлечением информационных технологий, обеспечивающих зрительную и слуховую наглядность.

Рассмотрим примеры образовательных ресурсов для совершенствования коммуникативных навыков учащихся на среднем этапе обучения (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Информационные ресурсы для совершенствования разных видов речевой деятельности на среднем этапе обучения

Ресурсы для

совершенствования

навыков

аудирования

Виртуальные

ресурсы сети

Интернет

Ресурсы для

совершенствования

навыков

Ресурсы для

создания

мультимедийных

презентаций

Ресурсы для

совершенствования

грамматических

навыков

чтения

письма

ESL Fast – English Teaching and Learning Resources,

Audioenglish,

British Council Learn English Teens (Skills-Listening)

Window Swap,

Virtual College Tours,

Google Art & Culture,

Geo Guess

Kitchen Tour (en.islcollective.com)

Children's Books Online,

British Council Learn English Teens (Skills-Reading)

Engnovate,

British Council Learn English Teens (Skills-Writing)

Prezi.com

Learningapps,

Word wall

Quizlet

Active Inspire

Grammar monster

Agendaweb.org

British Council Learn English Teens (Grammar)

Grammar bank.com

English-4U

Learningapps,

Wordwall

Quizlet

 

По объективному мнению Солововой Е. Н., аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности [6, c. 125]. Для совершенствования аудитивных навыков полезно на каждом уроке дополнять изучаемые темы заданиями по аудированию, используя аутентичные ресурсы. На сайтах, представленных в табл. 2, легко осуществлять поиск по темам и дополнить любой урок курса английского языка. Специфика заданий по аудированию в том, что они позволяют тренировать разные виды речевой деятельности одновременно. Так, к примеру, во многих упражнениях на сайте British Council есть дискуссионные доски, где можно обсудить материал, написать эссе, составить диалог по ключевым словам из аудирования. На сайте Engnovate.com в разделе Dictations собрана коллекция диктантов на разные темы и уровни, что позволяет тренировать орфографические и аудитивные навыки.

Качественно новый уровень иноязычного информационного взаимодействия на всех этапах обучения реализует технология виртуальной реальности. Технология «виртуальная реальность» означает технологию неконтактного информационного взаимодействия, реализация которого создает с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред иллюзию непосредственного присутствия в виртуальном мире.

Ресурс, который не требует использования VR-очков, но является интересной иллюстрацией быта и реалий иноязычной культуры, – Window Swap (https://windowswap.com). Функция “Open a new window some where in the world” позволяет оценить вид из окна в любой точке мира. Страну и город программа выбирает случайно. Пользователь может наблюдать, что происходит за окном владельца дома или помещения, где установлена камера. Использование этого ресурса на уроке позволит актуализировать лексику по темам «Путешествие», «Погода», «Города и страны мира» и т.д. Описание вида за окном также будет занимательной практикой в области отработки грамматики, в частности, правила использования времени Present Continuous.

Красивой иллюстрацией для темы «Образование» на среднем и старшем этапе обучения послужит виртуальная платформа Virtual College Tours на сайте https://www.thoughtco.com/.Она позволяет совершить виртуальный тур по колледжам и университетам. Прогулка сопровождается комментариями гидов, многие из которых озвучены.

Расширение Google Art & Culture открывает доступ к коллекциям музеев мира, что позволяет не только практиковать обсуждение увиденного на английском языке, но и расширять горизонты познания, наслаждаясь мировыми шедеврами искусства.

Виртуальная игра GeoGuess (https://www.geoguessr.com/) позволяет тренировать навыки коллективной работы, совершенствовать не только языковые навыки, но и знание географии. Игрок оказывается в какой-то точке мира и должен за отведенное время, двигаясь в разных направлениях, угадать в какой стране он очутился. Ресурс способствует актуализации лексики по теме «Путешествие», «В городе», «Как спросить дорогу» и т.д.

Психофизиологические особенности юношеского возраста (15 – 18 лет) связаны с процессами взросления. Воля и волевые процессы становятся произвольными, повышается значимость эмоциональных контактов, обостряется критическое мышление. Основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Необходимость профессионального самоопределения вызывает повышенную тревожность у многих подростков. Выбор будущей профессии необходимо сделать в довольно короткий срок, что вызывает внутреннее напряжение, приводит к конфликтам. Очень важно в этот период научиться правильно распределять время, собственные силы и оценивать свои возможности.

Занятия иностранного языка на старшем этапе должны быть построены так, чтобы ученики могли максимально проявить свои способности, совершенствовать коммуникативные и рефлексивные навыки, иметь достаточную информацию о надежных средствах совершенствования языковых навыков самостоятельно.

Разберем информационные образовательные ресурсы, которые способствуют повышению языковой компетентности как для учащихся старших классов, так и взрослых слушателей (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Информационные ресурсы для совершенствования разных видов речевой деятельности на старшем этапе обучения

Ресурсы для

совершенствования

навыков аудирования

Аутентичные

видеоресурсы

Ресурсы

подготовки

к экзаменам

Ресурсы для

совершенствования

навыков чтения

и письма

Ресурсы с

элементами

искусственного

интеллекта

ESL Fast - English Teaching and Learning Resources,

Audioenglish,

British Council Learn English Adults (Skills-Listening)

ESL Brains

 

Lessons Worth Sharing (TEDed),

British Council Learn English (Video zone),

Show English club,

Engnovate (Learn English through videos)

ESL Brains

ФИПИ,

Langart,

Сдам ГИА – решу ЕГЭ,

One stop English,

Duolingo,

Exam English,

Engnovate (IELTS preparation)

Engnovate (Learn English through dictation)

British Council Learn English Teens (Skills-Writing)

Online Books Page

 

Duolingo,

Lingo Leo

AI Engnovate,

EWA,

EFHello,

Голосовые помощники Siri, Andy

 

 

К эффективным аутентичным ресурсам, способствующим повышению языковой компетентности можно отнести аутентичные видеоресурсы, среди которых наиболее популярным является сайт Lessons Worth Sharing (TEDed) (https://ed.ted.com/). Сайт содержит коллекцию англоязычных видеоуроков различной тематики. Видеоряд снабжен русскими субтитрами, созданными переводчиком, которые по желанию можно отключить. ESL Brains (https://eslbrains.com/) предлагает подробные разработки уроков для студентов и преподавателей. Контент видеороликов может послужить отправной точкой для дискуссий, диалогов, эссе.

Созданные на основе нейронных сетей программы и платформы стали популярными в сфере языкового образования. Широкое распространение получили мобильные приложения платформ с интегрированным искусственным интеллектом. Они удобны для самостоятельного совершенствования языковых навыков. Это и ресурсы, позволяющие расширить словарный запас, и голосовые помощники для практики диалогов.

EF Hello – продукт инженеров из Стэндфордского университета и лингвистов из Кембриджа, позволяющий оценить уровень языка пользователя. После определения уровня нейросеть предлагает виртуального собеседника для практики. На основе данных об ошибках обучающегося алгоритм способен предложить индивидуальные задания для дополнительной работы над слабыми местами.

Попыткой соединить достижения искусственного интеллекта и человеческий педагогический опыт также является платформа Duolingo. Алгоритм отслеживает прогресс каждого учащегося и предлагает персональную подборку заданий, адаптируясь под меняющийся уровень, запоминает и накапливает пройденный материал и периодически предлагает его для повторения в новой сессии. Действует опция определения уровня языка в соответствии с международными стандартами.

В языковую школу зачастую обращаются, чтобы подготовиться к сдаче государственного экзамена по английскому языку. В сети существует множество образовательных платформ в помощь тем, кто сдает или готовит к сдаче внутренних или международных экзаменов по английскому языку. Правильный выбор ресурсов во многом может определить то, насколько качественной будет подготовка учащихся.

Среди сайтов, которые стоит рекомендовать для подготовки к ГИА, – ФИПИ (https://fipi.ru/), официальный федеральный ресурс, где содержатся методические материалы, правовые документы и демоверсии экзаменов; «Сдам ГИА – решу ЕГЭ» (https://ege.sdamgia.ru/), включающий коллекцию тестов-тренажеров с ответами для самоподготовки к экзамену; Langart (https://langart.ru/), красочный, постоянно обновляющийся ресурс с вариантами ответов для устной и письменной части.

Сайт One Stop English (https://www.onestopenglish.com/) содержит огромную коллекцию тематических разделов с планами уроков, видео- и аудиоресурсами, упражнениями на закрепление грамматического материала. Здесь также есть материалы для подготовки к международным экзаменам TOEFL, IELTS, TOEIC, Cambridge ESOL exams.

Заключение

Потенциалом, необходимым для перехода к новой образовательной среде, обладают современные средства ИКТ. Роль и дидактический потенциал ИКТ на уроке английского языка наиболее емко отражены в формулировке Н. В. Талызиной, согласно которой современные образовательные технологии – наиболее рациональные способы организации образовательного процесса, при которых цель обучения достигается за минимум времени, сил и средств [7]. Среда, построенная на их основе, позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, адаптивность к способностям, возможностям и интересам учащихся. Современному педагогу необходимо не только владеть коммуникативной компетенцией, знаниями в области технологий и современных методик преподавания, но уметь создавать и применять новые образовательные инструменты самостоятельно, грамотно использовать их в целях совершенствования процесса обучения и для повышения собственной компетентности. Помимо обеспечения качества и доступности образования, языковые школы должны продемонстрировать готовность внедрять информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями и задачами образовательного процесса и требованиями пользователей образовательных услуг.

×

About the authors

A. Yu. Ryakhovskaya

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University

Author for correspondence.
Email: anastasia--r@yandex.ru

кандидат педагогический наук, доцент кафедры теории английского языка и переводоведения

Russian Federation, Bryansk

References

  1. Herrington J., Reeves T.C., Oliver R. A Practical Guide to Authentic e-Learning, New York: Routeledge, 2009, 232 р.
  2. Carrión-Martínez J. J., Luque-de la Rosa A., Fernández-Cerero J., Montenegro-Rueda M. Information and Communications Technologies (ICTs) in Education for Sustainable Development: A Bibliographic Review, Sustainability, 2020, vol. 12, no. 8, pp. 3288. available at: https://www.researchgate.net/publication/340843110. doi: 10.3390/su12083288 (accessed 30 October 2023).
  3. Ryakhovskaya A.Yu., Obraz N.N., Gracheva A.V. Selection of Information and Communication Technologies to Improve Language Training of University Students, Proceedings of the II International Scientific Conference on Advances in Science, Engineering and Digital Education (ASEDU-II 2021). (Krasnoyarsk, 28 October 2021). Krasnoyarsk, 2022, vol. 2647, no. 1, pp. 040095. doi: 10.1063/5.0106823
  4. Popov N.S., Mil'rud R.P., Chuksina L.N. Metodika razrabotki mul'timediynykh uchebnykh posobiy [Methodology for developing multimedia teaching aids], Moscow: Mashinostroyeniye-1, 2002, 128 p. (In Russ.)
  5. Available at: https://trenings.ru/materialy/stati/732-statya-issledovanie-zakonomernostej-razvitiya-reprezentativnykh-sistem-shkolnikov.html (accessed 28 October 2023).
  6. Solovova Ye.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyy kurs lektsiy: posobiye dlya studentov ped. vuzov i uchiteley [Methods of teaching foreign languages: a basic course of lectures: a manual for student teachers. universities and teachers], Moscow: Prosveshcheniye, 2002, 239 p. (In Russ.)
  7. Talyzina N.F. [Activity approach to generalization mechanisms], Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2001, no. 3, pp. 3-16. (In Russ., abstract in Eng.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».