Роль цифровой грамотности в обучении иностранному языку в техническом вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследована цифровая грамотность как необходимый компонент в практике обучения чтению и письму на занятиях по иностранному языку с учетом той роли, которую в современном образовательном процессе играют информационные и коммуникационные технологии. Понятие цифровой грамотности проанализировано в трех аспектах: коммуникативные навыки; понимание влияния технологий и средств массовой информации на окружающий мир; понимание того, как и какие технологии могут использоваться в формальном или неформальном обучении в техническом вузе. Рассмотрены вопросы, касающиеся взаимосвязи цифровой грамотности с традиционной и общей грамотностью, а также наличие «усложняющего» и «облегчающего» эффектов развития грамотности.

Об авторах

Наталия Юрьевна Бородулина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

Email: marnikma@inbox.ru

доктор филологических наук, профессор кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»

Россия, Тамбов

Марина Николаевна Макеева

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: marnikma@inbox.ru

доктор филологических наук, профессор кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»

Россия, Тамбов

Ирина Евгеньевна Ильина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

Email: marnikma@inbox.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»

Россия, Тамбов

Список литературы

  1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшая школа. – 2004. – № 6. – С. 7 – 14.
  2. Сазонова, З. Инженерное образование в третьем тысячелетии (европейские тенденции и российские реалии) / З. Сазонова // Высшее образование в России. – 2006. – № 1. – С. 36 – 41.
  3. Акатова, Т. И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: психолого-педагогический аспект : монография / Т. И. Акатова. – М. : Дашков и К, 2006. – 237 с.
  4. Полякова, Т. Ю. Учет особенностей современного поколения студентов в процессе совершенствования системы подготовки по иностранному языку в вузе / Т. Ю. Полякова // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. – 2018. – Вып. 2(796). – С. 43 – 54.
  5. Waltz, M. J. Identifying Information Literacy Skills and Behaviors in the Curricular Competencies of Health Professions / M. J.Waltz, H. K. Moberly, E. E. Carrigan // Journal of the Medical Library Association. – 2020. – Vol. 108, No. 3. – P. 463 – 479.
  6. Jeandillou, J.-F. Jacques Anis. Texte et Ordinateur. L’écriture réinventée? / J.-F. Jeandillou // Linx. – 1999. – No. 40. – P. 259 – 263. doi: 10.4000/linx.800
  7. Добросклонская, Т. Г. Методы анализа видео-вербальных текстов / Т. Г. Добросклонская //Медиалингвистика. – 2016. – № 2(12). – С. 13 – 25.
  8. Paveau, M.-A. L’Analyse du discours numérique. Dictionnaire des formes et des pratiques / M.-A. Paveau. – Paris : Hermann, 2017. – 400 p. doi: 10.4000/aad.2554
  9. Галичкина, E. H. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство / E. H. Галичкина. – Волгоград : Парадигма, 2012. – 322 с.
  10. Mayeur, I. Quand le discours de savoir se fait technodiscours. Hypertextualité, commentaires et unité textuelle du billet scientifique / I. Mayeur // Corela. – 2020. – HS-33. URL: http://journals.openedition.org/corela/11876. doi: 10.4000/corela.11876 (дата обращения: 12.02.2024).
  11. Crystal, D. Language and the Internetl / D. Crystal. – 2 ed. – Cambridge, 2006. – 304 p.
  12. Jeanneret, Y. L’énonciation éditoriale dans les écrits / Y. Jeanneret, E. Souchier // Communication et langages. – 2005. – № 145. – P. 3 – 15.
  13. Dewar, J. A. The Information Age and the Printing Press: Looking Backward to Seeahead / J. A. Dewar. – Santa Monica, CA: Rand, 1998. – 30 p.
  14. Rao, M. Multilingual Publishing on the Internet: Challenges and Opportunities for Language Educators / M. Rao // Conférence plénière donnée au congrès EUROCALL’99. – Besançon, 1999. – P. 15 – 18. URL : https://www.telepolis.de/features/Multilingual-Publishing-on-the-Internet-3444233.html (дата обращения: 12.02.2024).
  15. Gerbault, J. Littératie numérique / J. Gerbault // Recherches en didactique des langues et des cultures. – 2012. URL: http://journals.openedition.org/rdlc/3960. doi: 10.4000/rdlc.3960 (дата обращения: 12.02.2024).
  16. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1(23). – С. 179 – 185.
  17. Gilster, P. Digital Literacy / P. Gilster. – New York: John Wiley, 1997. – 276 p.
  18. Newman, T. Consequences of a digital literacy review: moving from terminology to action / T. Newman. – 2009. URL: http://www.slideshare.net/TabethaNewman/digital-literacy-literature-review-from-terminology-to-action?from=share_email (дата обращения: 12.02.2024).
  19. Hague, C. Digital Participation, Digital Literacy, and School Subjects. A Review of the Policies, Literature and Evidence / C. Hague, B. Williamson // Futurelab. – August 2009. URL: https://www.nfer.ac.uk/publications/digital-participation-digital-literacy-and-school-subjects-a-review-of-the-policies-literature-and-evidence/ (дата обращения: 12.02.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».