Том 23, № 3 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Совмещение несовместимого или вопрос о синергии образовательных стратегий

Агапов О.Д., Агапова Э.И.

Аннотация

Введение. Ведущая идея авторов заключается в том, что каждая исторически состоявшаяся образовательная стратегия является совмещением несовместимого, порождая феномены экономикоцентризма, политикоцентризма, техноцентризма, экологоцентризма (иных центризмов), редуцирующих смысл и формы образования. Теоретический анализ. Образование как социально-антропологический феномен обладает своей относительной автономностью, где в основании лежит идея об аутопоэзисе человека. В данном контексте философия образования оборачивается философией человека, способного не только встраиваться в цивилизационный дизайн эпохи с его культурно-историческими стандартами и профессиональными запросами, но и выходит за пределы эпохи, в поисках себя(своего). Эмпирический анализ. Неотчуждаемая миссия образования состоит в создании социального поля для духовного становления и самосовершенствования человека. Заключение. Свою полноту и достоинство образование получает когда оно выходит на уровень Тем самым образование становится формой развития гражданского сообщества, способного к самоорганизации и саморазвитию, к творчеству жизни (взращиванию смыслов и институтов), а не социальным «конвейером-фабрикой» по приведению неких человеческих «полуфабрикатов» к стандартам политических, профессиональных или социокультурных институтов.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):244-248
pages 244-248 views

Образ женщины в условиях современной псевдодемократической мифологемы

Андреева В.А.

Аннотация

Введение. Образ женщины является одним из неотъемлемых форм существования человека, в зависимости с которыми мы выстраиваем свое понимание мира, отношения в обществе, представления о Другом. Данная статья посвящена критическому анализу трансформации образа женщины в сетевом обществе. Теоретический анализ. В современном обществе усиливается приверженность агендерной позиции, предполагающей отказ от гендерных различений, тогда как последние служат одним из источников человеческой культуры. Возникает кризисная ситуация, сопровождающаяся потерей гендерной самоидентификации, нарушением интернализации и экзистенциальной фрустрацией. В сетевом обществе образ женщины поливариативен и определяется интерпретацией актора, его использующего, но человек обретает и воспроизводит свою родовую сущность только в интуициях социальной целостности, путем трансцендирования. Заключение. Мы приходим к выводу, что образ женщины в сетевом обществе конструируется посредством псевдодемократической мифологемы, которая создает иллюзию свободы и приводит к полной автономии индивидов, что служит причиной отчуждения человека от общества и тем самым от самого себя. Предложен выход из сложившегося кризиса гендерной идентичности посредством социального трансцендирования, включающего в себя сигнификацию.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):249-253
pages 249-253 views

Реляционный аспект неэмоциональности

Бакаева Ж.Ю., Стеклова И.В.

Аннотация

Введение. В статье представлен реляционный аспект неэмоциональности как вида познания и научного освоения действительности в частности. В центре внимания находятся неэмоциональные состояния, которые оказывают влияние на научную деятельность и характеризуют современный тип научной рациональности, а также реляционная концепция времени. Целью исследования становится изучение онтологических источников феномена неэмоциональности, условий и отношений, приводящих к креативным решениям. Теоретический анализ. Реляционный подход позволяет исследовать возможности разума в условиях состояния безэмоциональности как в научной деятельности, так и в познавательном процессе в целом. Неэмоциональность выполняет сигнальную и регулирующую функции, которые выражаются, во-первых, в том, что отсутствие переживаний возникает в связи со спецификой окружающей действительности или с изменениями в организме человека, и, во-вторых, неэмоциональность помогает преодолевать возникающие преграды и предотвращает нежелательную деятельность, т. е. регулятивные механизмы неэмоциональности могут как способствовать нарастанию эмоциональности, так и снимать ее избыток вплоть до полной блокировки. Заключение. Реляционный анализ феномена неэмоциональности раскрывает возможности человеческого разума в особых состояниях безэмоциональности осуществлять творческую деятельность, выходить из экстремальных ситуаций при решении исследовательских задач в научной деятельности.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):254-257
pages 254-257 views

Синкретизм общества и государства в теории общественного договора Т. Гоббса

Голубев И.С.

Аннотация

Введение. В статье анализируется взаимосвязь общества и государства в теории общественного договора Т. Гоббса. Распространенная в отечественной философской мысли этатистская интерпретация его социально-политического учения, принципиально противопоставляющая общество государству, как представляется, не отражает то понимание их взаимосвязи, которое фактически присуще договорной теории английского мыслителя. Теоретический анализ. Исходные концептуально-теоретические установки Т. Гоббса – это единство социогенеза и политогенеза, фактическое отождествление социальности и государственности, утверждение потребности в безопасности как важнейшего фактора перехода людей от «естественного состояния» к государственно-общественной организации их совместной жизни. Анализируя природу государственной власти, Т. Гоббс полагает, что политическая деятельность суверена как источника и носителя первой подчиняется, прежде всего, интересам управляемого им общества. Заключение. Этатистская интерпретация взаимосвязи общества и государства не находит достаточного подтверждения в теории общественного договора Т. Гоббса. Проведенный анализ позволил выявить, что для английского мыслителя было характерно представление о синкретизме общества и государства, подразумевающем единство процессов социогенеза и политогенеза и, соответственно, одновременное возникновение этих форм организации совместной жизни людей.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):258-261
pages 258-261 views

Искусственный интеллект: мифологии social studies

Дыдров А.А.

Аннотация

Социальная интеграция комплексных трендовых технологий перманентно сопровождается мифологизацией инноваций и созданием особых дискурсов, функционирующих на основе вторичных семиотических систем. Традиционно тенденция связывается с обывательскими (пользовательскими) дискурсивными практиками. Гипотеза исследования заключается в том, что мифологизация – сложный процесс, протекающий не только в границах непрофессиональных сообществ, но и в научном мире. Теоретический анализ. Мифология технологий (technological mythology) возникла на Западе в контексте общественных наук и носит преимущественно эмпирический, научно-исследовательский бэкграунд. На сегодняшний день разработано несколько вариаций концептуализации мифологии в отношении к технологиям, которые необходимо существенно дополнять и уточнять. Эмпирический анализ. Генеральным методом исследования является контент-анализ научной базы данных Scopus в сфере общественных наук (social sciences). В фокусе внимания находилась тематика искусственного интеллекта как титульной конвергентной технологии. Референтная база включает научные труды за десятилетие (2010–2020 гг.), объединенные тематикой, предметом и ключевыми словами. Заключение. Исследовательские практики в области искусственного интеллекта имеют практически 60-летнюю историю, что позволяет в перспективе сопоставить результаты аналитики, выявить генетические закономерности и особенности научного дискурса, сопоставить результаты анализа западного контента с российским, определив ключевые дискурсивные спецификации.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):262-266
pages 262-266 views

Социокультурные и антропологические вызовы начала ХХ? века

Листвина Е.В.

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема, связанная с активным вторжением в нашу жизнь новых технологий, гаджетов, того, что теперь обобщенно стало называться искусственным интеллектом. Усиление виртуального, появление медиапространства, онлайн-культуры, онлайн-мира, технологического комфорта, цифрового мира начинает качественно менять человека, влиять на его атрибутивные качества, это казались неотъемлемыми и знаковыми. Теоретический анализ. Общество начинает реагировать на совокупность трансформаций рядом новых противоречий, особым социальным напряжением. Внедрение искусственного интеллекта ставит под вопрос творческое начало в человеке, приводит к разделению общества на немногочисленных профессионалов, находящихся в гуще цифровой технологии, и большинство непрофессионалов. Виртуализация также ослабила понимание физических границ тела и умение разумно пользоваться его ресурсами. Отмечается угроза приватной уникальности человека как социальной и культурной составляющей, которая проявляется посредством коммуникации, развивается в социокультурной среде. Предполагается, что для среднего пользователя персонального компьютера в ближайшем будущем может быть уготована роль воспроизводящей информацию машины, тогда как искусственный интеллект будет выполнять креативную роль, что отличала в свое время человека. Заключение. Рассмотренные выше тезисы приводят к вопросу: насколько общество, создав технологии, обеспечило их вписанность в социальное пространство, насколько социум в целом готов к тому, чтобы существовать вместе с искусственным интеллектом в сопрягающихся реальном и виртуальном мирах и что необходимо предпринять для сохранения индивида и общества? Результаты технологического прорыва первых десятилетий ХХ? в. ставят общество перед сложным выбором баланса между качественными изменениями социума, антропологических качеств человека и сохранением атрибутивных свойств индивида и социума.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):267-271
pages 267-271 views

Социальная справедливость в философии ислама

Муратов А.В.

Аннотация

Введение. В статье рассматривается взгляд на социальную справедливость через призму философии ислама, проблема ее изучения и анализа в ракурсе трактовки и интерпретаций сакральных текстов. Проанализирована теоретическая социальная база, заложенная в Коране и сунне, а также, социальная модель, выстроенная в эпоху правления четырех «праведных халифов». В качестве иллюстрации применения основных методов исламской теологии в отношении вопросов социальной философии приведены некоторые конкретные примеры. Теоретический анализ. Предпринятый сравнительный анализ позволяет говорить о тщательно проработанной теоретической базе, регулирующей вопросы социальной справедливости в исламе, необходимости использования основанной на ней легитимной методологии и инструментария при выведении тех или иных социальных норм во избежание спекулятивных суждений. Заключение. Результатом данного исследования является вывод об универсальности принципов социальной справедливости философии ислама, важности изучения его социальной функции. При этом за эталон взята первоначальная модель, заложенная в его первоисточниках. В качестве исключения рисков трансформации, обусловленных влиянием на мусульманские общества различных социально-философских, политических и других идей, вышедших не из его основ, необходимо последовательное применение определенной методологии анализа исламских доктрин.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):272-276
pages 272-276 views

М. Маклюэн: между медиумом и медиатизацией

Пеннер Р.В.

Аннотация

Введение. Статья посвящена ключевым идеям теоретика медиа М.  Маклюэна. В своих трудах канадский культуролог и филолог концептуализировал наступление эры нового, «электронного» человека и самой эпохи электронных медиа. Теоретический анализ. Из-под пера М. Маклюэна вышли работы, в определенном смысле сформировавшие направления и стилистику изучения медиа в социальном контексте: «Механическая невеста: Фольклор индустриального человека» (1951 г.), «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962 г.), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964 г.). В соответствии с его позицией электронные медиа технологии можно понимать как медиум, средство общения. Они прошли становление от простейших звуковых сигналов к знакам на различных поверхностях (от наскальной живописи до современного алфавита) и электронному сигналу. Заключение. Несмотря на противоречивость фигуры М. Маклюэна в среде теоретиков медиа, эпистемологической ценностью обладает взгляд автора на электронные медиа, согласно которому предлагается некая «ренессансная», поворотная призма, что среди прочего использована в концепции глобальной деревни. Ценность этой идеи обусловлена тенденцией на сближение пользователей современных коммуникационных технологий (например, социальные сети) и медийной трансформацией самой эпохи.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):277-281
pages 277-281 views

К вопросу о месте мифологии техники в современных digital studies

Резвушкина С.А.

Аннотация

Введение. Статья посвящена философской рефлексии роли техники и технологий в бытии современного человека. Автор настоящей статьи выдвигает гипотезу, согласно которой техносфера подвержена мифологизации в той же степени, что и другие, эссенциально важные для человека. В этой связи актуализируется потребность исследовании процесса мифологизации техники. Теоретический анализ. Анализ историко-философского фундамента данной проблемы продемонстрировал, что существуют два подхода к коннотации технологических новаций – алармистский и прогрессистский. Они определяют дальнейший вектор мифологизации. Исследователи-алармисты мифологизируют технологии посредством негативного коннотирования, в то время как для прогрессистского подхода характерно позитивное отношение к технологизации всех сфер человеческого бытия. Эмпирический анализ. Дальнейшее исследование источников формирования метафизической надстройки технологий показало, что рефлексия техники сопряжена с чувственно-образным, иррациональным восприятием, характерным для мифологизации. Оно нашло свое отображение в художественном творчестве современного человека, эксплицирующем мифологические смыслы, сопряженные с восприятием технологий. Заключение. Существует потребность в изучении мифологии техники как самостоятельной области знания в контексте современных digital studies. Предлагается авторская дефиниция мифологии технологии, позволяющая более точно и комплексно очертить границы этого феномена. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):282-286
pages 282-286 views

Сетевое общество и институт образования: абрис социально-философской рефлексии

Сюсюкин В.А.

Аннотация

Введение. Проблематика статьи посвящена исследованию института образования в сетевом обществе с позиций социально-философского анализа. Теоретический анализ. Используя различные методологические подходы, было выяснено, что современный институт образования претерпевает серьезнейшие трансформации на институциональном, пространственном и функциональном уровнях. В условиях сетевой реальности раскрывается многомерный потенциал института образования, интегрирующего в себе социально-экономические, образовательные и воспитательные практики как актора, задающего положительную динамику развития государства по наиболее важным стратегическим направлениям. Определено центральное место образования как института, генерирующего и транслирующего знание, которое способно стать эпистемной базой для дальнейшего развития сетевого социума. Заключение. Формулируется вывод о гибридной природе института образования в сетевом обществе. С одной стороны, массовая цифровизация задала новуюморально-этическуюи технологическую систему координат, с другой – образование все также связано с классическим аудиторным обучением, живым человеческим общением, ценностными основаниями каждого его субъекта. Сложная дуальная природа института образования в сетевом социуме свидетельствует о противоречивых общественных процессах, исследуя которые, социальная философская наука способна вынести критическую оценку современному социальному бытию.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):287-292
pages 287-292 views

Нейроисторицизм как имитативная реальность: особенности формирования визуальных образов российских городов с помощью нейросетей

Фортунатов А.Н.

Аннотация

Введение. В медиареальности отсутствует рефлексия субъекта по поводу причин возникновения медийных объектов. Медиа предлагают свершившуюся историю. В ответ человек использует уникальное свойство своего сознания – способность строить непротиворечивую картину мира из разрозненных элементов, преодолевая дискретность технологий. Теоретический анализ. Нейросети пытаются превратить человека в пассивного потребителя уже скомпонованной картины мира. Однако искусственный интеллект всецело зависит от текста как лишенного субъективности материального продукта, что манифестирует не только «смерть автора», но и уничтожение смыслов. История в интерпретации нейросетей предстает в виде забавных комиксов. В результате возникают мистические миры, не имеющие ничего общего с реальными событиями прошлого. Это и есть нейроисторицизм. Эмпирический анализ. В презентациях российских городов в виде портретов людей нейросети уничтожают классическую историю как пространство рефлексии. Обезличенность и пошлость презентаций могут трактоваться не только как следствие неправильных формулировок задания заказчиком, но и как антагонизм между искусственным интеллектом и реальным сознанием человека. Заключение. Нейроисторицизм противостоит истории как процессу, как важнейшему элементу человеческого самосознания.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):293-297
pages 293-297 views

Предназначение неклассического искусства как философская проблема (на материале философии В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева)

Щекалева О.В.

Аннотация

Введение. В современном мире проблема предназначения искусства сохраняет свою актуальность из-за возникновения различных форм неклассического искусства. Модернизм и постмодернизм отличаются от классического искусства, поэтому неправомерно без глубокого анализа перенести предназначение классического искусства на данные направления. Представляется целесообразным для анализа неклассического искусства рассмотреть его через оптику русской религиозной философии. Теоретический анализ. Представители философии всеединства и представитель религиозного экзистенциализма Н. А. Бердяев писали о предназначении классического искусства. Возникает вопрос: в чем заключается предназначение неклассического искусства – модернизма и постмодернизма? Сами философы В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев анализировали произведения классического искусства и модернистские произведения. Осуществлен анализ артефактов искусства постмодернизма сквозь оптику русской религиозной философии. Заключение. Для глубокого анализа произведений неклассического искусства следует использовать критерии, разработанные в философии всеединства, поскольку любое произведение искусства может быть оценено на предмет стремления автора к осуществлению всеединства и с точки зрения актуализации вечных идей. Также возможно использование концепции творчества Н. А. Бердяева для анализа модернизма, но для оценки искусства постмодернизма данная концепция неприменима.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):298-302
pages 298-302 views

Организационная психология в условиях специальной военной операции и после: задачи прежние, контексты и акценты новые

Гайдар К.М.

Аннотация

Введение. Поднимается проблема особенностей работы организационных психологов в условиях специальной военной операции (СВО) и после ее завершения. Выявляются сходство экзистенциальных смыслов Великой Отечественной войны и СВО и различия в сопровождающих их социально-психологических процессах. Теоретический анализ. Утверждается, что при сохранении традиционных задач, но изменении условий их решения содержание деятельности организационных психологов претерпевает трансформации, которые могут стать еще более выраженными после окончания СВО. Новые социально-психологические контексты ведут к иным акцентам в работе организационных психологов. В частности, на основе анализа задач организационной психологии и актуального практического опыта выявлены новые акценты в таких направлениях работы психологов в организациях, как сохранение организационной культуры и сплочение трудовых коллективов, психологическое сопровождение работников, формирование у них психологической готовности к конструктивному взаимодействию с участниками СВО после их возвращения к мирной жизни, консультирование последних по их запросам. Заключение. В качестве итога проведенного анализа сформулировано положение о необходимости уделять повышенное внимание подготовке организационных психологов к работе в новых условиях, решения задачи количественного и качественного обеспечения этой подготовки.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):303-307
pages 303-307 views

Креативность и инновативность субъекта труда в новых социально-экономических условиях

Захарова Л.Н.

Аннотация

Введение. В статье анализируются факторы, создающие запрос на инновационное развитие экономики: низкий уровень инновационности и производительности труда, рост бюрократичности в управлении. Обсуждается запрос инновационной экономики на креативный персонал. Теоретический анализ. Констатируется, что предприятия и организации нуждаются не столько в креативном, сколько в инновативном персонале, который сам может не участвовать в создании нового, но занят внедрением и принятием быстро развивающихся и принципиально меняющихся производственных и управленческих технологий, а также способен без дистресса работать в организационной среде с характеристиками нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности, типичными для VUCA мира. Использование метода теоретического моделирования позволило разработать типологию личности с сочетанием качеств креативности и инновативности: консерватор, адаптор, творец идей и креативный инноватор, даны их характеристики. Показана ключевая роль адапторов и креативных инноваторов для предприятий инновационной экономики. Рассматриваются существующие ограничения становления личности с креативными и инновативными качествами. Заключение. Определены характеристики организационной культуры, способствующей развитию инновативности персонала. Предложены подходы к совершенствованию корпоративного обучения, снимающего барьеры инновативности. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):308-312
pages 308-312 views

Стратегии психологического воздействия онлайн грумера на несовершеннолетнюю жертву в ситуации сексуальных домогательств

Киселев К.А.

Аннотация

 Введение. Статья посвящена социально-психологическому феномену психологического воздействия онлайн грумера на жертву в ситуации сексуальных домогательств в сети Интернет. Теоретический анализ. В целом к сексуальным домогательствам в сети Интернет относят нежелательные сообщения, включающие вербальную и фотовизуальную информацию сексуального характера. Отмечается, что с данным феноменом отождествляется понятие сексуального онлайн груминга. Эмпирический анализ. В ходе исследования респонденты (N=170) отвечали на вопросы анонимной анкеты о случаях сексуального онлайн груминга, которому они подвергались в период своего несовершеннолетия. В большинстве случаев онлайн грумеры являются совершеннолетними, знают о возрасте жертвы, чаще всего объектом их посягательств становятся девочки в возрасте 10–12 (35,9% случаев) и 13–15 лет (44,1% случаев). Заключение. К наиболее значимым стратегиям психологического воздействия на жертву онлайн груминга относится использование лести и комплиментов, а также манипулирование такими психологическими особенностями объекта домогательств, как любопытство и непонимание правильных моделей поведения. Сексуальные онлайн грумеры преимущественно выбирают в качестве объектов посягательств несовершеннолетних в возрастном периоде 10–15 лет. Для данных жертв характерно сокрытие от родителей фактов посягательств против них со стороны грумеров.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):313-317
pages 313-317 views

Предикторы субъективного ощущения социальной поддержки у онкологических больных на примере заболеваний репродуктивной системы

Орлова М.М.

Аннотация

Введение. Актуальность исследования предикторов субъективного ощущения социальной поддержки у онкологических больных заключается в распространенности и социальной значимости данного заболевания с выраженной витальной угрозой. Теоретический анализ. Понятие «ситуация болезни» является многозначным, включает в себя трудности, связанные с течением болезни, социальные последствия и социальную поддержку как возможный ресурс. Это предполагает необходимость рассмотрения данного ресурса и факторов его эффективности. Эмпирический анализ. В данной статье на примере больных онкологическими заболеваниями репродуктивной системы устанавливается связь субъективного ощущения социальной поддержки, характеристик самоотношения, адаптационных стратегий здоровых и больных женщин. Заключение. В группе женщин с онкологическими заболеваниями выявлены высокая значимость сотрудничества с социальным окружением, близости эмоциональных контактов, стремление опереться на ресурсы других и быть для них нужной. Основными предикторами субъективного ощущения социальной поддержки больных женщин оказались принятие ситуации и принятие себя в этой ситуации. Для здоровых женщин более характерна опора на собственную активность и ответственность. Полученные результаты свидетельствуют о выраженной мобилизации личности больных женщин. Это в том числе позволяет выстроить отношения с близкими людьми.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):318-325
pages 318-325 views

Проблема сравнительной оценки картин, созданных художником и сгенерированных нейросетью

Пантелеев А.Ф.

Аннотация

Введение. Роль искусства в жизни общества состоит в трансляции гуманитарных ценностей. Создатель подлинно творческого произведения способен при взаимодействии с миром воспринимать и воплощать в своих трудах то, чего может и не быть в статистике и, вероятно, будет актуальным для человечества в будущем. Теоретический анализ. Согласно имеющимся данным агрегированные нейросетью и написанные художником картины не различаются субъектами. В данной статье реализуется деятельностный подход к оценке различия таких картин. В основе лежит решение испытуемым задачи, связанной с выявлением указанного различия, которое состоит в способе «перевода» замысла картины из символического кода в образный, объективации отношения художника к миру, трансляции таким способом гуманитарных ценностей. Эмпирический анализ. В ходе эмпирического исследования проводилось попарное сравнение картин, в качестве критерия предлагалось сравнение на основе возможной успешности передачи отношения художника к миру. Заключение. Предварительно констатировано, что различение написанных художником и сгенерированных нейросетью картин в условиях решения испытуемым новой для него задачи выявления успешности передачи проблематично.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):326-330
pages 326-330 views

Эмоциональные факторы дефицита социальной перцепции при неврастении

Руденко С.Л.

Аннотация

Введение. Исследование направлено на выявление эмоциональных факторов, детерминирующих дефицит социальной перцепции при неврастении. Теоретический анализ. Показана недостаточная изученность феноменологии неврастении и трудности ее дифференциальной диагностики на этапе патологического развития личности. Подчеркнуто отсутствие адресной помощи больным и их объективно стремительная инвалидизация. Сформулирована гипотеза, согласно которой больные неврастенией имеют выраженное нарушение социальной перцепции, детерминированное социальной ангедонией. Эмпирический анализ. В группе больных неврастенией в сравнении со здоровыми обследуемыми обнаруживаются выраженные трудности распознавания эмоций по вербальным и невербальным проявлениям, нахождения необходимого тона общения и слабость аналитических способностей, позволяющих предвидеть динамику социальных ситуаций. Факторный анализ показал определяющую роль эмоциональных детерминант в развитии исследуемых нарушений – высокого уровня социальной ангедонии и связанных с ней личностной, реактивной тревожности и депрессивности. Заключение. Эмоциональные факторы формируют выраженную социальную ангедонию, определяющую образование дефицита социальной перцепции. Слабая ориентация на детали социальных ситуаций, тенденция к приписыванию собственных переживаний окружающим определяют низкий уровень эффективности социального взаимодействия, постепенный уход от контактов и полную социальную дезинтеграцию.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):331-335
pages 331-335 views

«Методика диагностики» адекватности профессионального самоопределения: психометрические характеристики

Смирнова А.Ю.

Аннотация

Введение. Обосновывается актуальность исследования и формулируется его цель. Теоретический анализ. Рассматривается понятие адекватности профессионального самоопределения; описываются подходы к его анализу и измерению. Обосновывается значение самооценки адекватности профессионального самоопределения как условия неподверженности частым стрессам и превенции профессионального психического выгорания, в том числе эмоциональной истощенности и эмоциональной дистанцированности от результатов своего труда (деперсонализации) персонала. Эмпирическое исследование основано на результатах валидизации методики «Адекватность профессионального самоопределения», разработанной автором статьи. Эмпирическая база – 396 работников промышленности, 277 мужчин и 119 женщин. Проверка факторной структуры методики позволила подтвердить ее двухфакторную структуру и выделить субшкалы «Соответствие личных качеств требованиям работы» (Cronbach`s ? = 0,82) и «Соответствие работы качествам сотрудника» (Cronbach`s ?. = 0,63). Факторная структура методики подтверждена результатами конфирматорного факторного анализа (RMSEA = 0.061, CFI = 0.964, TLI = 0.906). Выявлены отрицательные связи адекватности профессионального самоопределения с профессиональным выгоранием, частотой стрессов и положительные – с удовлетворенностью трудом, различий в адекватности профессионального самоопределения между мужчинами и женщинами не обнаружено. Заключение. Результаты исследования подтверждают валидность методики «Адекватность профессионального самоопределения», вносят вклад в теоретическую рефлексию профессионального самоопределения.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):336-342
pages 336-342 views

Проблемные вопросы практической подготовки сотрудников полиции зарубежных стран и Российской Федерации на этапе учебной практики

Денисова А.Ю.

Аннотация

Введение. В происходящих экономических и политических реалиях современная деятельность полицейского требует от него не только профессиональных теоретических знаний, но и практических умений, выдержки, стрессоустойчивости и определенных психологических навыков. Актуальность данной темы объясняется необходимостью решения проблем кадрового обеспечения ввиду растущих угроз и развития преступности, а также повышения уровня практической подготовки сотрудников полиции во внештатных ситуациях, которая начинается на этапе стажировки, названной термином «externship» в международной образовательной среде и учебной практике, являющейся базовой формой подготовки будущих специалистов ОВД. Теоретический анализ. Цель статьи – раскрыть отличительные особенности и организационные проблемы практической подготовки сотрудников полиции в ходе учебной и квазипрофессиональной деятельности. Эмпирический анализ позволил подтвердить теоретические положения, полученные в ходе анкетирования на базе Нидерландского института по изучению преступности и правоохранительной деятельности, а также Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Заключение. В результате проведенных исследований сформулирован вывод об актуальности проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции и необходимости поиска подходов к ее организации и, как следствие, разработки комплексной модели организации практик.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):343-348
pages 343-348 views

Аспекты становления профессиональной культуры будущего руководителя образовательной организации

Большакова А.С.

Аннотация

Введение. Изучение проблемы становления профессиональной культуры будущего руководителя образовательной организации актуально и связано с потребностью в руководителе как носителе профессиональной культуры, готовом и способном продуктивно решать управленческие профессиональные задачи согласно предъявляемым запросам и вызовам в современной системе образования. Теоретический анализ. Рассмотрены аспекты процесса исследуемого становления с различных позиций, каждая из которых акцентирует внимание на его отдельно взятой стороне. Рассматриваемая проблема актуализирована согласно проведенному анализу исследований, посвященных изучению профессиональной культуры, свидетельствующих о том, что высокий уровень ее развития у руководителя выступает гарантом эффективности не только его собственной управленческой деятельности, но и деятельности и функционирования всей образовательной организации. Осуществлен поиск различных сторон понимания процесса становления и предложено его рассмотрение с позиции синергетического подхода, взаимодействия общей и профессиональной культур, присутствия творчества в управленческой деятельности, формирования профессиональной компетентности руководителя. Заключение. Описаны аспекты становления, необходимые руководителю образовательной организации для эффективного развития его профессиональной культуры.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):349-353
pages 349-353 views

Изучение русского языка как иностранного в техническом вузе в аспекте культурно-ориентированного подхода

Михайлова И.В.

Аннотация

Введение. В статье рассматривается вопрос изучения русского языка как иностранного в техническом вузе в аспекте культурно-ориентированного похода. Теоретический анализ материала по данной проблеме позволяет отметить актуальность данного исследования и сформулировать вывод о необходимости использования культурно-ориентированного подхода в техническом вузе, благодаря которому иностранцы могут быть адаптированы к иноязычной социокультурной среде. Выделяется ряд проблем, препятствующих эффективному усвоению русского языка. Эмпирический анализ, основанный на методах практического наблюдения и сравнения уровня языковой подготовки иностранных студентов, позволяет обозначить условия успешного обучения иностранных студентов в российских университетах и некоторые трудности, преодоление которых помогает стимулировать процесс обучения. Определяется особая роль преподавателя русского языка как иностранного. В качестве иллюстративного примера приводится краткое описание подготовки практического занятия-экскурсии, позволяющего иностранным студентам погрузиться в иноязычную культуру. В заключении делается вывод, согласно которому культурно-ориентированный подход является одним из основных при обучении иностранных учащихся русскому языку, так как он формирует у них уважение к иноязычной культуре и способствует всестороннему развитию личности.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):354-358
pages 354-358 views

Формирование компонентов критического мышления курсантов в процессе изучения русского языка как иностранного

Савина И.С.

Аннотация

Введение. Одной из задач современного образования является формирование компетенций группы «Системное и критическое мышление». Теоретический анализ. В статье раскрывается значение понятия «критическое мышление», выделяются его компоненты и обосновывается значимость развития данного мышления курсантов подготовительного курса, так как именно в этот период закладываются навыки работы с научной литературой, написанной на русском языке. Эмпирический анализ. Указанные методы и приемы работы с дидактическим материалом, основанным на текстах дисциплин профессионального цикла, позволили повысить не только интерес к изучению русского языка, но и подготовить учащихся к аналитическому чтению учебников, способствующему развитию критического мышления. Заключение. Приводятся доводы, доказывающие значимость развития критического мышления военнослужащих, так как исследование научной и методической литературы позволили сделать вывод о формировании прежде всего грамматических навыков в процессе изучения языка как иностранного. На примерах заданий, формирующих и развивающих компоненты критического мышления, обосновываются методы, используемые в процессе изучения русского языка как иностранного, указываются цель и задачи изучения данной дисциплины. Статья носит рекомендательный характер, а ее актуальность обоснована требованиями образовательного стандарта специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов».
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023;23(3):359-364
pages 359-364 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».