Модель представления убеждений и аттитюдов субъекта с использованием когнитивных карт

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основу исследования составляет анализ дискурса, являющегося распространенным средством социально-политической коммуникации. Особое значение такой анализ приобретает в управлении в социально-политических ситуациях в области международных отношений, где без понимания механизмов интерпретации действий и текстов невозможно адекватно анализировать конфликтные ситуации, переговоры, функционирование политических сетей и идеологических систе­м. В контексте задач управления социально-политической коммуникацией с использованием методов представления и обработки знаний предложена модель представления убеждений и аттитюдов субъекта. Основу модели составляет когнитивная карта причинно-следственных отношений между факторами (концептами), значимыми в картине мира субъекта, которая вербализует его структуру убеждений по некоторой ситуации. Отличительной особенностью модели является включение в нее валентности – параметра для учета эмоционально окрашенных оценок субъекта (аттитюдов) по оцениваемой ситуации. Данная модель предназначена для решения задач экспликации и анализа устойчивости и согласованности структуры убеждений и аттитюдов (установок) субъекта по оцениваемой ситуации, анализа динамики ее изменения посредством структурного анализа. Для реализации структурного анализа предложена система критериев эмоциональной согласованности и ряд структурных показателей для оценки значимости и эмоциональной согласованности выводимых из модели последовательностей утверждений, определяющих предпочтения субъекта при принятии решений в ситуации. В заключении приведены обобщающие выводы и обозначено дальнейшее направление экспериментальных исследований.

Об авторах

Зинаида Константиновна Авдеева

ФГБУН Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

Email: avdeeva@ipu.ru
Moscow

Светлана Вадимовна Коврига

ФГБУН Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

Email: kovriga@ipu.ru
Moscow

Список литературы

  1. 1. АВТОНОМОВ В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. – 1998. – №3. – С. 24–71.2. АХРЕМЕНКО А.С., СТУКАЛ Д.К., ПЕТРОВ А.П. Сеть или текст? Факторы распространения протеста в со-циальных медиа: теория и анализ данных // Полис. Поли-тические исследования. – 2020. – №2. – С. 73–91. 3. БЫЗОВ Л.Г., ГУБАНОВ Д.А., КОЗИЦИН И.В. и др. Иде-альный политик для социальной сети: подход к анализу идеологических предпочтений пользователей // Пробле-мы управления. – 2020. – Вып. 4. – С. 15–26.4. ВОЛОДЕНКОВ С.В. Интернет-коммуникации в глобаль-ном пространстве современного политического управ-ления. – М.: Изд-во Московского университета, 2015. – 272 с.5. ГАВРИЛОВА М.В. Политический дискурс как объект лингвистического анализа // Полис. Политические иссле-дования. – 2004. – №3. – С. 127–139. 6. ГАЛАГАНОВА С.Г., ТУРУСИНА Т.В. Технологии анали-за социальных сетей с целью выявления социальных трендов // Человеческий капитал. – 2023. – №1(169). – C. 121–136.7. ГОЛЫГИН Е.Н. Когнитивный подход к анализу практи-ки политической элиты: идейные истоки и основные принципы // Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. – 2007. – №6. – С.89–96.8. ГУБАНОВ Д.А., НОВИКОВ Д.А., ЧХАРТИШВИЛИ А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Под общ. ред. Д.А. Но-викова. – М.: Изд-во физ.-мат. лит-ры, 2010. 9. ГУЛЕВИЧ О.А., САРИЕВА И.Р. Социальная психология. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 452 с.10. КИСЕЛЕВА О.В., НАУМЕТОВА Ю.Э. Формирование общественного мнения и способы манипулирования им в различных целях // Международный журнал экспери-ментального образования. – 2017. – №6. – С. 91–95.11. ЛАТЫНОВ В.В. Психология коммуникативного воздей-ствия. – М: Институт психологии РАН, 2013. – 368 с.12. Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа обще-ственно-политических текстов. Вып. 1 / Под общ. ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. – Мн.: Белгосуниверситет, 1998. – 283 с.13. Новое пространство мировой политики: взгляд из США / Под общ. ред. В.М. Сергеева и Е.С. Алексеенковой. Аналитические доклады. – М.: МГИМО, 2011. – Вып. 6(30). – 132 с. 14. ПАТЮКОВА Р.В. Дискурс – коммуникация – текст: к вопросу о корреляциях и системных характеристиках // Научная мысль Кавказа. – 2010. – №4. – С. 126–130.15. ПЛОТИНСКИЙ Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001. – 296 с.16. РОБЕРТC Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологи-ческим задачам / Пер. с англ. А.М. Раппопорта, С.И. Травкина / Под ред. А.И. Теймана. – М.: Наука, 1986. – 496 с.17. РОЩУПКИН В.Г. Международные информационно-психологические конфликты: учебное пособие. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2023. – 168 с.18. СЕРГЕЕВ В.М. Когнитивные методы в социальных ис-следованиях // Язык и моделирование социального взаи-модействия / Под общ. ред. В.В. Петрова. – Б: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. – С. 3–20.19. ХЕРАДСТВЕЙТ Д., НАРВЕСЕН У. Психологические ограничения на принятие решений // Язык и моделирова-ние социального взаимодействия / Под общ. ред. В.В. Петрова. – Б: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. – С. 381–407.20. ШУЛЬЦ В.Л., КУЛЬБА В.В., ШЕЛКОВ А.Б. и др. Сце-нарный анализ в управлении геополитическим информа-ционным противоборством. – М.: Наука, 2015. – 542 с.21. ANDERSON N.H. Foundations of information integration theory. – New-York: Academic Press, 1981. – 423 p.22. BETTMAN J., NOEL C., LUTZ R. Cognitive Algebra in Mul-tiattribute Attitude Models // Journal of Marketing Research. – 1975. – Vol. 12. – P. 151–164.23. HARARY F., NORMAN R.Z., CARTWRIGHT D. Structural Models: An Introduction to the Theory of Directed Graphs. – New York: Wiley, 1965. – 426 с.24. HEIMER O., KRON A., HERTZ U. The temporal dynamics of the semantic versus affective representations of valence during reversal learning // Cognition. –2023. – Vol. 236. – 105423. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.cognition.2023.105423.25. GIABBANELLI P.J., KNOX C.B., FURMAN K. et al. Defin-ing and Using Fuzzy Cognitive Mapping // In: Giabban-elli P.J., Nápoles G. (eds) Fuzzy Cognitive Maps. Springer, Cham. – 2024. – DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-48963-1_1.26. ITKES O., KRON A. Affective and Semantic Representations of Valence: A Conceptual Framework // Emotion Review. – 2019. – Vol. 11, No. 4. – P. 283–293.27. KAUSCHKE C., BAHN D., VESKER M. et al. The Role of Emotional Valence for the Processing of Facial and Verbal Stimuli –Positivity or Negativity Bias? // Front. Psychol. – 2019. – DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01654.28. MANSELL J., MOCK S. et al. Measuring attitudes as a com-plex system: Structured thinking and support for the Canadi-an carbon tax // Politics and the Life Sciences. – 2021. – Iss. 40(2). – P. 179–201. 29. Structure of Decision. The cognitive Maps of Political Elites / Ed. R. Axelrod. – New-York: Princeton, 1976.30. SCHUERKAMP R., GIABBANELLI P.J. Analysis of Fuzzy Cognitive Maps // In: Giabbanelli P.J., Nápoles G. (eds) Fuzzy Cognitive Maps. Springer, Cham. – 2024. – DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-48963-1_5.31. SHUMAN V., SANDER D., SCHERER K.R. Levels of va-lence // Front. Psychol. – 2013. – Vol. 4. – P. 261. – DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg. 2013.00261.32. THAGARD P. Hot Thought. Mechanisms and Applications of Emotional Cognition. – London: Cambridge, Massachu-setts, 2006. 33. THAGARD P. Social Equality: Cognitive modeling based on emotional coherence explains attitude change // Policy In-sights from Behavioral and Brain Sciences. – 2018. – Iss. 5(2). – P. 247–256. 34. The Handbook of Attitudes. Volume 1: Basic Principles / Ed. D. Albarracin and B.T. Johnson. – New-York – London: Taylor & Francis, 2018. – 678 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».