A model for representing an individuals' beliefs and attitude using cognitive maps

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The research is based on the analysis of discourse, which is a common means of socio-political communication. Such an analysis is of particular importance in man-aging socio-political situations in the field of international relations. In the context of the tasks of managing socio-political communication using methods of knowledge representation and processing, a model for representing the beliefs and attitudes of a subject is proposed. The model is based on a cognitive map of the causal relation-ships between factors (concepts) that are significant in the subject's worldview, which verbalizes his belief structure in a given situation. A distinctive feature of the model is the inclusion of valence in it, a parameter for taking into account emotionally colored assessments of the subject (attitudes) in the assessed situation. This model is designed to solve the problems of explication and analysis of the stability and consistency of the structure of beliefs and attitudes of the subject in the assessed situation, analyzing the dynamics of its change through structural analysis. To implement the structural anal-ysis, a system of criteria for emotional consistency and a number of structural indica-tors are proposed to assess the significance and emotional consistency of sequences of statements derived from the model that determine the preferences of the subject when making decisions in a situation. In conclusion, generalizing conclusions are given and the further direction of experimental research is outlined.

About the authors

Zinaida Konstantinovna Avdeeeva

V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of RAS

Email: avdeeva@ipu.ru
Moscow

Svetlana Vadimovna Kovriga

V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of RAS

Email: kovriga@ipu.ru
Moscow

References

  1. 1. АВТОНОМОВ В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. – 1998. – №3. – С. 24–71.2. АХРЕМЕНКО А.С., СТУКАЛ Д.К., ПЕТРОВ А.П. Сеть или текст? Факторы распространения протеста в со-циальных медиа: теория и анализ данных // Полис. Поли-тические исследования. – 2020. – №2. – С. 73–91. 3. БЫЗОВ Л.Г., ГУБАНОВ Д.А., КОЗИЦИН И.В. и др. Иде-альный политик для социальной сети: подход к анализу идеологических предпочтений пользователей // Пробле-мы управления. – 2020. – Вып. 4. – С. 15–26.4. ВОЛОДЕНКОВ С.В. Интернет-коммуникации в глобаль-ном пространстве современного политического управ-ления. – М.: Изд-во Московского университета, 2015. – 272 с.5. ГАВРИЛОВА М.В. Политический дискурс как объект лингвистического анализа // Полис. Политические иссле-дования. – 2004. – №3. – С. 127–139. 6. ГАЛАГАНОВА С.Г., ТУРУСИНА Т.В. Технологии анали-за социальных сетей с целью выявления социальных трендов // Человеческий капитал. – 2023. – №1(169). – C. 121–136.7. ГОЛЫГИН Е.Н. Когнитивный подход к анализу практи-ки политической элиты: идейные истоки и основные принципы // Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. – 2007. – №6. – С.89–96.8. ГУБАНОВ Д.А., НОВИКОВ Д.А., ЧХАРТИШВИЛИ А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Под общ. ред. Д.А. Но-викова. – М.: Изд-во физ.-мат. лит-ры, 2010. 9. ГУЛЕВИЧ О.А., САРИЕВА И.Р. Социальная психология. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 452 с.10. КИСЕЛЕВА О.В., НАУМЕТОВА Ю.Э. Формирование общественного мнения и способы манипулирования им в различных целях // Международный журнал экспери-ментального образования. – 2017. – №6. – С. 91–95.11. ЛАТЫНОВ В.В. Психология коммуникативного воздей-ствия. – М: Институт психологии РАН, 2013. – 368 с.12. Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа обще-ственно-политических текстов. Вып. 1 / Под общ. ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. – Мн.: Белгосуниверситет, 1998. – 283 с.13. Новое пространство мировой политики: взгляд из США / Под общ. ред. В.М. Сергеева и Е.С. Алексеенковой. Аналитические доклады. – М.: МГИМО, 2011. – Вып. 6(30). – 132 с. 14. ПАТЮКОВА Р.В. Дискурс – коммуникация – текст: к вопросу о корреляциях и системных характеристиках // Научная мысль Кавказа. – 2010. – №4. – С. 126–130.15. ПЛОТИНСКИЙ Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001. – 296 с.16. РОБЕРТC Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологи-ческим задачам / Пер. с англ. А.М. Раппопорта, С.И. Травкина / Под ред. А.И. Теймана. – М.: Наука, 1986. – 496 с.17. РОЩУПКИН В.Г. Международные информационно-психологические конфликты: учебное пособие. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2023. – 168 с.18. СЕРГЕЕВ В.М. Когнитивные методы в социальных ис-следованиях // Язык и моделирование социального взаи-модействия / Под общ. ред. В.В. Петрова. – Б: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. – С. 3–20.19. ХЕРАДСТВЕЙТ Д., НАРВЕСЕН У. Психологические ограничения на принятие решений // Язык и моделирова-ние социального взаимодействия / Под общ. ред. В.В. Петрова. – Б: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. – С. 381–407.20. ШУЛЬЦ В.Л., КУЛЬБА В.В., ШЕЛКОВ А.Б. и др. Сце-нарный анализ в управлении геополитическим информа-ционным противоборством. – М.: Наука, 2015. – 542 с.21. ANDERSON N.H. Foundations of information integration theory. – New-York: Academic Press, 1981. – 423 p.22. BETTMAN J., NOEL C., LUTZ R. Cognitive Algebra in Mul-tiattribute Attitude Models // Journal of Marketing Research. – 1975. – Vol. 12. – P. 151–164.23. HARARY F., NORMAN R.Z., CARTWRIGHT D. Structural Models: An Introduction to the Theory of Directed Graphs. – New York: Wiley, 1965. – 426 с.24. HEIMER O., KRON A., HERTZ U. The temporal dynamics of the semantic versus affective representations of valence during reversal learning // Cognition. –2023. – Vol. 236. – 105423. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.cognition.2023.105423.25. GIABBANELLI P.J., KNOX C.B., FURMAN K. et al. Defin-ing and Using Fuzzy Cognitive Mapping // In: Giabban-elli P.J., Nápoles G. (eds) Fuzzy Cognitive Maps. Springer, Cham. – 2024. – DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-48963-1_1.26. ITKES O., KRON A. Affective and Semantic Representations of Valence: A Conceptual Framework // Emotion Review. – 2019. – Vol. 11, No. 4. – P. 283–293.27. KAUSCHKE C., BAHN D., VESKER M. et al. The Role of Emotional Valence for the Processing of Facial and Verbal Stimuli –Positivity or Negativity Bias? // Front. Psychol. – 2019. – DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01654.28. MANSELL J., MOCK S. et al. Measuring attitudes as a com-plex system: Structured thinking and support for the Canadi-an carbon tax // Politics and the Life Sciences. – 2021. – Iss. 40(2). – P. 179–201. 29. Structure of Decision. The cognitive Maps of Political Elites / Ed. R. Axelrod. – New-York: Princeton, 1976.30. SCHUERKAMP R., GIABBANELLI P.J. Analysis of Fuzzy Cognitive Maps // In: Giabbanelli P.J., Nápoles G. (eds) Fuzzy Cognitive Maps. Springer, Cham. – 2024. – DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-48963-1_5.31. SHUMAN V., SANDER D., SCHERER K.R. Levels of va-lence // Front. Psychol. – 2013. – Vol. 4. – P. 261. – DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg. 2013.00261.32. THAGARD P. Hot Thought. Mechanisms and Applications of Emotional Cognition. – London: Cambridge, Massachu-setts, 2006. 33. THAGARD P. Social Equality: Cognitive modeling based on emotional coherence explains attitude change // Policy In-sights from Behavioral and Brain Sciences. – 2018. – Iss. 5(2). – P. 247–256. 34. The Handbook of Attitudes. Volume 1: Basic Principles / Ed. D. Albarracin and B.T. Johnson. – New-York – London: Taylor & Francis, 2018. – 678 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».