Том 24, № 1 (2024)
Социология
Ролевая структура российской семьи как фактор социальной активности супругов
Аннотация
В статье предпринимается попытка социологического анализа семейной ролевой структуры как фактора включенности супругов в различные виды социальной активности. Данная проблема актуализируется в связи с изменением в сознании россиян значения семьи как социального института, перераспределением ролей между мужчиной и женщиной. Новизна проведенного исследования состоит в том, что определены виды семейной ролевой структуры; раскрыта связь согласованной ролевой структуры в супружеской паре с социальной активностью диады; выявлена связь согласованной ролевой структуры семьи с уровнем удовлетворенности участием в различных видах социальной активности. Цель исследования – выявить взаимосвязь ролевой структуры семьи и степени включенности супругов в различные виды социальной активности; определить взаимные представления супругов о семейных ролях; установить виды социальной активности, на которые согласованная и несогласованная семейная ролевая структура в большей и меньшей степени оказывает влияние. Проведено качественное социологическое исследование с помощью методов глубинного интервью и семантического дифференциала (методика А. И. Антонова), в котором приняли участие 13 супружеских пар в возрасте от 23 до 52 лет. Выделены ролевые структуры семьи, оказывающие влияние на социальную активность диады: согласованная (совместимая) и несогласованная (конфликтная, несовместимая) ролевые структуры. Согласованность ролей в супружеской паре положительно сказывается на следующих видах активности супругов: трудовой, социально-экономической, образовательно-развивающей, общественно-полезной, досуговой. Не выявлена связь согласованности представлений супругов о распределении ролей в семье с их активностью в социальнополитической сфере. Кроме того, ролевая согласованность супружеских взаимоотношений связана со степенью включенности и удовлетворенностью мужа и жены участием в различных видах социальной активности: супруги из «совместимых» пар более удовлетворены участием в различных видах общественной жизни, она у них более разнообразна, и они большее время ей уделяют. Супружеская совместимость связана также с самооценкой собственной жизни, удовлетворенностью внесемейной жизнью супругов. Супруги из «совместимых» семей видят свою жизнь наполненной, удовлетворены, отмечают положительное влияние качества взаимоотношений на социальную активность. Анализ результатов эмпирического исследования показал, что ролевая структура семьи и социальная активность мужа и жены связаны: чем большая согласованность ролей наблюдается в супружеской паре, тем более социально активны супруги. Взаимопонимание и согласованность ролевой структуры способствует более полной реализации супругов, повышению удовлетворенности своей жизнью в целом и ее семейной составляющей.
4-12
Этническая идентичность в теории и цифрах: на примере коренных малочисленных северных народов
Аннотация
Актуальное изучение этнической идентичности обусловлено предшествующим социально-политическим контекстом. На Западе внимание к этнической идентичности является маркером постколониальных исследований, в то время как в отечественной литературе – отходом от формирования новой исторической общности «советский народ». Соответственно, различаются и когнитивные цели изучения этнической идентичности – от манипулирования этническими идентичностями, ведущими к расколу ранее единого общества, до выявления факторов, способствующих сохранению культуры этнического меньшинства. Определение содержания этнической идентичности как состоящее из когнитивных, познавательных и поведенческих компонентов дает возможность использования понятий «этническая идентичность» и «этничность» в качестве синонимов. В социологическом исследовании этнической идентичности коренных малых народов использован инструменталистский подход, сочетающий идеи примордалистских и конструктивистских концепций. Выдвинутая гипотеза исследования об угрозе этнической идентичности малых народов со стороны процессов глобализации подтвердилась, но потребовала уточнений. Влияние глобализации на этническую идентичность является опосредованным, буфером между ними выступает доминирующая национальная культура.
13-22
Социальные взаимодействия в системе высшего образования в условиях информатизации общества
Аннотация
Информатизация различных сторон жизни общества и цифровизация отраслей экономики изменили содержание деятельности многих социальных институтов. Это коснулось проблемы социальных взаимодействий в современном высшем образовании. Практические действия в аспекте цифровизации высшего образования требуют осмысления в социальном аспекте для их эффективного регулирования. Целью статьи является определение факторов, влияющих на выполнение основных институциональных функций высшего образования через социальные взаимодействия преподавателей и учащихся в условиях цифровизации высшего образования (в частности, при переходе на дистанционное обучение). Рассмотрены теоретические подходы к пониманию процессов цифровизации, которые дополняются известными подходами к исследованию сущности социальных взаимодействий. Использованы системный и институциональный подходы. Теоретический анализ особенностей социальных взаимодействий с использованием цифровых технологий дополнен вторичным анализом социологических исследований по проблемам цифровизации системы высшего образования, внедрения цифровых технологий и дистанционного обучения в вузах, результатами социологического опроса студентов Пензенского государственного университета (апрель–май 2020 г.). Описан опыт ведущих вузов по использованию искусственного интеллекта, аналитики больших данных и работы нейросетей в деятельности университета. На основе проведенных исследований и вторичного анализа данных сделан вывод о том, что институциональная функция передачи знаний в системе высшего образования достаточно успешно выполнялась в новых условиях обучения. На возможности социальных взаимодействий и коммуникаций с преподавателями, управленческими структурами вузов влияют технолого-технические, учебно-технологические, организационные, коммуникационные факторы. Под их влиянием будут формироваться профессиональные и общекультурные компетенции выпускников вузов, которые являются предпосылками для получения ими новых социальных статусов после окончания вуза.
23-29
Формирование проектного мышления в подготовке специалистов по работе с молодежью: взаимодействие НКО и образовательных институтов
Аннотация
Современные социально-экономические условия обусловливают необходимость активного вовлечения населения, и в первую очередь молодежи, в деятельность институтов гражданского общества, в том числе в работу некоммерческих организаций, способныхстать движущей силой интеграции и мобилизации общества. При этом в большинстве отраслей человеческой деятельности в последние годы активно внедряется проектный подход, значительным опытом в реализации которого обладают НКО. Разработка и реализация проекта требуют отспециалиста такой нестандартной компетенции, как проектное мышление. Именно этот личностно-профессиональный навык способен помочь молодому человеку в быстрой адаптации к меняющимся условиям и может дать необходимое конкурентное преимущество при трудоустройстве и карьерном продвижении. Специалисты по работе с молодежью способны стать проводниками проектного мышления в молодежную сферу, их деятельность может оказать значительное влияние на распространение проектного подхода среди представителей нового поколения. В ходе социологического исследования было установлено, что НКО являются значимым партнером образовательных организаций в вопросах формирования проектного мышления будущих специалистов по работе с молодежью. Существующие практики взаимодействия вузов и НКО в этих вопросах выступают основой дальнейшего расширения сотрудничества и совершенствования образовательного процесса.
30-36
Представления жителей о городской среде и запросы на ее изменение в регионах ресурсного типа (на примере г. Кемерово)
Аннотация
В статье рассмотрены представления жителей о городской среде в регионе ресурсного типа. Выявлены особенности представлений, а также проанализированы ключевые запросы на изменение городской среды. Цель статьи – выявление особенностей представлений о городской среде и анализ ключевых запросов жителей на ее изменение. В зависимости от опыта взаимодействия с городской средой формируются общие и персонализированные запросы. Представлено исследование, включающее анкетный опрос и фокус-групповое интервью с жителями г. Кемерово. В фокус-групповом интервью принимали участие такие группы горожан, как «Школьники», «Старожилы города», группа представителей культурно-образовательной сферы города, «Городские активисты». В результате выделены представления об истории города, проблемах территории, уникальности города и о будущем города. Представления о городе формируются под влиянием различных факторов, таких как возраст, род занятий, уровень образования и др. «Школьники» воспринимают город как место рождения и учебы; «Старожилы» – через призму своего опыта, в том числе профессионального; «Историки, культурологи» видят в городе отражение истории, а «Городские активисты» – пространство для изменений и реализации своих проектов. В представлении кемеровчан промышленность является важной частью города, с другой стороны, для жителей важен переход к новым отраслям развития. Выявлено, что жители, даже артикулируя запрос на изменение городской среды, предпочитают выполнять пассивные роли в процессе решения городских проблем. Кемеровчане осознают проблемы городской среды, но не готовы к конкретным действиям по их решению.
37-46
Образ «чужого» в инфраструктуре российского города (на примере Челябинской области)
Аннотация
Цель работы – выявление критериев «образа» мигранта и «мигрантской» инфраструктуры, описание проблем межнациональных отношений, интеграции мигрантов из стран Средней Азии в российском городе (на примере городов Челябинской области). На основе 540 интервью с местным населением шести городов области (Челябинск, Копейск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Троицк), а также результатов наблюдений, контент-анализа СМИ и интернет-ресурсов в ходе исследования изучены количественные и качественные характеристики, позволившие охарактеризовать образ «чужого», структуру городского пространства в дихотомии «свой – чужой», выявить проблемы межнациональных отношений, описать, какие объекты наделяются статусом «мигрантские» и посредством каких маркеров это происходит. Особое внимание уделено образу «чужого» в СМИ и различных интернет-ресурсах, которые во многом формируют общественное отношение к мигрантам и где последние чаще всего наделяются негативными характеристиками (заселяются большими семьями и тем самым «захватывают» целые районы города, занимают нелегально рабочие места и даже сферы региональной экономики). Делается вывод о том, что образ «чужого» и «мигрантской» инфраструктуры в СМИ формируется под влиянием национальной, этнической и классовой стереотипизации, ограниченного набора жизненных контекстов, обезличенности и пассивности мигрантов. Выявлено, что существенная часть негативных установок местного населения относительно мигрантов проецируется на вполне конкретные объекты городской инфраструктуры (рынки, образовательные и медицинские учреждения, «опасные» районы и др.) и сферы деятельности (маршрутное такси, торговля, строительство и т.д.).
47-56
Роль спорта в системе социализации и здоровьесберегающего поведения молодежи: региональный аспект
Аннотация
В статье актуализируется необходимость исследования роли и значения спорта в системе социализации и здоровье сберегающего поведения молодежи региона (на примере Республики Татарстан). Актуализируется понимание системы социализации через призму совокупности многообразия детерминационных механизмов и условий, которыми могут выступать в том числе условия формирования ценностных установок на здоровый образ жизни и занятие спортом, что и сформулировало исследовательскую задачу, представленную в данной статье. Приведены результаты авторского социологического исследования, полученные методом анкетирования, в Республике Татарстан в 2023 г. (N = 820 человек в возрасте от 18 до 35 лет, выборка целевая; критерии отбора – пол, возраст, регион проживания). В ходе анализа данных опроса сформулировано предположение, что на региональном уровне роль спорта и спортивной инфраструктуры в системе социализации молодежи и реализации здоровьесберегающего поведения может быть оценена посредством эмпирических показателей – внутренних и внешних детерминант. Определено, что молодежь сегодня в целом высоко оценивает роль спорта и здорового образа жизни, а также ориентацию инфраструктуры своего региона на спорт как приоритетный вид досуга и отдыха среди молодежи, обозначая спортивную инфраструктуру как одно из значимых условий в формировании ценностных установок на здоровье сберегающее поведение и мотиватор к занятиюспортом, развитиюспортивного движения среди молодого поколения. Анализ полученных данных и вычленение роли спорта как одного из детерминационных императивов в системе социализации молодежи объективизирует его роль в фокус необходимости понимания непосредственного влияния внутреннихустановок на занятие спортом и факторов внешней среды, таких как спортивная инфраструктура, условия, механизмы, направления и программы поддержки спорта среди молодежи региона в современныхусловиях.
57-61
Политология
Специфика политологической интерпретации политических идентичностей молодежи
Аннотация
В статье обоснована разница между политологическим и социологическим подходами к анализу политических идентичностей молодежи. Авторы приходят к выводу о том, что социологический подход в большинстве случаев предполагает, что политические идентичности граждан анализируются и интерпретируются исследователем как актуальные на момент проведения социологического исследования в качестве ресурса и инструмента политического самовоспроизводства социальной системы. Политологический же подход подразумевает, что политические идентичности изучаются в ракурсе вероятных и необходимых изменений в их содержании, а также тех политических рисков, которые могут возникнуть по следам таких изменений. В целях повышения точности прогнозирования дальнейшего политического участия молодых граждан политологу важно выявить, каким молодой человек видит свой личный вклад в осуществление изменений идентичности либо в противодействие таковым, какими смысложизненными ориентирами он готов поступиться ради участия в политике, а какими – нет
62-68
Политика в отношении рождаемости и здорового образа жизни в России: особенности стимулирования граждан
Аннотация
Социальные и демографические проблемы, связанные с увеличением рождаемости и количества граждан, ведущих здоровый образ жизни, имеют немало точек пересечения как в сфере здоровья, так и в сфере социально-экономических отношений. Проекты по улучшению показателей по рождаемости и по здоровому образу жизни, представленные в стратегических документах и соответствующей политике, отражают разное отношение власти к стимулированию граждан. В отличие от рождения детей, ведение гражданами здорового образа жизни не предусматривает материального или нематериального поощрения со стороны государства. Вместе с этим существующее в настоящее время материальное стимулирование рождаемости показывает свою недостаточность, что ставит вопрос о дополнительных или альтернативных способах мотивирования граждан. Решение данного подхода предполагает комплексный подход. С одной стороны, использование информационного ресурса, доступного через систему образования и медиапространство, открывает перед властью возможность оказывать влияние на отношение граждан к вопросам рождаемости, ценностям и статуса семьи, и здоровья. В данном контексте изменилось бы и отношение граждан к пропаганде здорового образа жизни как одному из условий укрепления семьи и сохранения репродуктивного здоровья. С другой стороны, средствами СМИ надо популяризовать мысль, что индивидуальное неограниченное потребление тоже имеет предел в виде здоровья и продолжительности жизни. Расширить потребление можно за счет семей, если государство будет стимулировать именно семейное потребление, а не только раздавать разовые денежные поощрения.
69-73
Государственное управление процессами противодействия коррупции: теоретико-методологические и политико-правовые аспекты
Аннотация
Исследуются актуальные проблемы государственного управления процессами, касающимися противодействия коррупции, при этом сфокусировав внимание на его теоретико-методологических и политико-правовых аспектах. Это обусловлено тем, что в обществе сформировался запрос на обеспечение решительного противодействия коррупции, распространение которой создаёт экзистенциональную угрозу российскому социуму. Поэтому необходимо объединение усилий власти, бизнеса и гражданского общества, включая научное и экспертное сообщество, направленных на решение данной задачи. Особое внимание уделено поиску и использованию адекватных теоретико-методологических подходов к коррупционной проблематике, имеющей комплексный характер, и выработке эффективных антикоррупционных технологий. В связи с этим осуществлён критический анализ и показана несостоятельность биологизаторских и социологизаторских трактовок коррупции, признание её «вечного» характера и т.д., что приводит к выработке и использованию неэффективного антикоррупционного инструментария. Напротив, постулируются эвристические возможности диалектического, конкретно-исторического и междисциплинарного подходов к разработке системы противодействия коррупции. Сделан вывод о том, что глубинные истоки, причины и факторы, порождающие коррупцию в современной России, коренятся в выбранной в 90-е гг. прошлого столетия модели общественного устройства. Обосновывается необходимость разработки и реализации актуализированной государственной политики по противодействию коррупции в контексте осуществляемых и ожидаемых социально-экономических и политических преобразований. Показано, что обновлённая антикоррупционная политика должна реализовываться в диалектическом единстве с государственной политикой по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
74-79
Политический имидж в электоральный период: по материалам избирательной кампании в Нижегородской области в 2023 году
Аннотация
В статье изучается содержание политического имиджа одного из региональных российских руководителей в электоральный
период (выборы глав субъектов России 2023 г.). Цель работы заключается в выявлении особенностей символико-смыслового
наполнения сетевого имиджа регионального политического лидера в предвыборный период. Выполнение поставленной цели в работе осуществляется при помощи концепта имиджево-ролевого конструкта и методов контент-анализа (качественно-количественный тип) и сравнительного анализа. Информационный массив данных составили текстовые записи, размещенные на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области Г. С. Никитина во «ВКонтакте» и в его Telegram-канале, за период с мая по сентябрь 2023 г. По результатам проведенного исследования установлено, что самым популярным имиджево-ролевым конструктом на обеих
интернет-площадках стал «хозяйственник». Далее по частоте встречаемости идут такие конструкты, как «командный игрок», «лидер, который в курсе различных деталей актуальных проблем» и «лидер, устремленный в будущее». Сделан вывод о близости показателей частоты встречаемости разных символико-смысловых конструктов в рамках имиджа лидера, представленного внутри двух указанных сетевых каналов коммуникации (на официальной интернет-странице во «ВКонтакте» и в Телеграм-канале).
80-89
Особенности формирования повестки дня в мессенджере Telegram
Аннотация
Статья посвящена аспектам формирования повестки дня в русскоязычных каналах мессенджера Telegram. В рамках классической модели М. Маккомбса и Д. Шоу анализируются основные принципы формирования повестки дня традиционными медиа. Опираясь на результаты более поздних исследования в области формирования повестки дня в цифровом пространстве, авторы выделяют преимущества социальных медиа в качестве платформ коммуникации и потенциальные причины их возрастающей популярности среди как индивидов, так и политических акторов. Кроме того, последовательно описываются релевантные в контексте политической коммуникации особенности месседжера Telegram, такие как отсутствие строгой модерации контента, акцент на скорости обмена информацией, обеспечение конфиденциальности пользователей, а также необходимости индивидуального подхода к формированию информационного поля отдельного пользователя. На основе описания характеристик платформы предлагается модель формирования повестки, предполагающая разделение каналов на два уровня: производителей информационного контента и агрегаторов/интерпретаторов новостей. Также выдвигается предположение, что именно каналы, агрегирующие и интерпретирующие информацию за счет развитой сети ссылок, имеют наибольший потенциал формирования повестки для своей аудитории. Для проверки модели было проведено пилотажное исследование, в рамках которого посредством сервиса Tgstat были выбраны по 10 наиболее цитируемых каналов из разделов «СМИ и новости» и «Политика» за октябрь 2023 г. Далее в анализ были включены не более чем 50 каналов, ссылки на которые чаще всего упоминались авторами. Сделан вывод о том, что в мессенджере могут сосуществовать несколько повесток в рамках различных тематических блоков. Тематические блоки же формируются посредством сети ссылок на каналы, которые наиболее популярные площадки платформы помещают в своей новостной ленте.
90-97
Слово молодым политологам
«Суверенное» будущее российского образования как политико-управленческая проблема
Аннотация
В статье осуществлён прогноз рисков для реализации новой стратегии образовательных реформ в нашей стране, которые возникают по следам неопределённости с ключевой идеей этой стратегии – сделать российскую систему образования «суверенной». Осуществлён анализ возможных вариантов реакции управленцев, ответственных за разработку и реализацию этой стратегии, а также педагогических работников и заинтересованных граждан на предложение со стороны государства отказаться от Болонской системы организации образовательного пространства и сделать новую систему образования принципиально иной, при этом сохранив в новой суверенной системе «всё лучшее» от прежней Болонской системы. Обосновано авторское мнение, что неопределённость с теоретическими основами новой стратегии государственной политики неизбежно будет провоцировать стремление отдельных субъектов образовательной политики по-своему интерпретировать смысл этой стратегии и их попытки навязать своё понимание другим субъектам. В таких условиях велика вероятность, что из инструмента консолидации гражданского общества вокруг суверенных интересов Российского государства новые реформы превратятся в вызов стабильности во внутренней политике государства и в гражданской жизни.
98-105
Российский и западный подходы к изучению государственной политики в отрасли авиастроения: сравнительный анализ
Аннотация
В статье представлен сравнительный анализ российского и западного (североамериканского и европейского) подходов к изучению государственной политики в отрасли авиастроения. Рассмотрены ключевые работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные анализу государственной политики в авиационной промышленности, определен контекст проведения исследований, а также их основные направления, описано актуальное состояние практики изучения государственной политики в отрасли авиастроения в России и западных странах. По итогам работы сделан вывод об исторически сложившихся различиях в подходах отечественных и зарубежных авторов к исследованию государственной политики в отрасли авиастроения. Так, если для западной исследовательской традиции характерно отнесение проблематики государственной политики в отрасли авиастроения к предметному полю экономической науки, то в отечественной практике проявляется переход рассматриваемой проблематики от исторической науки к экономической (по направлению решения прикладных задач). Кроме того, для российских исследователей вопрос развития авиационной промышленности, как правило, лежит в политико-социальной плоскости (отрасль служит обеспечению связности территории страны, мобильности населения, расширению логистических возможностей грузоперевозок, освоению пространств Арктической зоны и др.). Больше внимания уделяется политико-управленческим, социальным и геополитическим факторам развития отрасли
106-112
Противодействие антироссийским экономическим санкциям 2022–2023 гг.
Аннотация
В статье приведён анализ противодействия антироссийским экономическим санкциям. Противодействие санкциям рассматривается через призму политики обеспечения экономической безопасности страны. Раскрывается механизм принятия решений в области противодействия экономическим санкциям, выделяются основные направления мер, способствующих адаптации экономики страны к условиям санкционных ограничений и защите от угроз, сопряжённых с экономическими санкциями. Обеспечение экономической безопасности в условиях санкционных ограничений осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном. При этом формирование рамок и основных направлений такой политики осуществляется на федеральном уровне. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, издаёт указы, определяющие основные положения того или иного направления политики. Правительство и Федеральное Собрание РФ реализуют обозначенные направления и влияют на обеспечение экономической безопасности страны в целом. Так, в период санкционных ограничений Президент РФ дал ряд поручений, направленных на поддержку определённых отраслей экономики, укрепление экономического суверенитета страны, а также определил географические направления для переориентации внешнеэкономического сотрудничества – СНГ, Азия, Африка и Латинская Америка. Более конкретную политику в рамках направлений, определённых на федеральном уровне, на субнациональном уровне формируют региональные органы власти. Основными направлениями мер регионального уровня стали: импортозамещение, стимулирование экспортной деятельности, формирование новых логистических цепочек, интенсификация межрегиональной кооперации, развитие внешней торговли, формирование более привлекательного инвестиционного климата. При этом в зависимости от специфики региона отличается и набор инструментов и ресурсов, более активно применяемый региональной властью в рамках противодействия санкциям.
113-119


