Образовательные стратегии студентов СГУ имени Н. Г. Чернышевского: гендерный срез

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье по результатам социологического исследования (N = 400 респондентов), проведенного методом анкетирования, показано, что гендерная принадлежность студента значительно определяет его образовательную стратегию поведения и учебы. Наблюдается сильная гендерная асимметрия на гуманитарных и технических специальностях. Однако стратегические цели получения образования зависят от половой принадлежности. Юноши более обеспокоены получением престижной высокооплачиваемой работы, соответствием требованиям родителей. Среди юношей чаще встречается осторожное признание в том, что учеба им нравится только в общем или скорее не нравится. Девушки более зависимы от мнения окружающих, больше нацелены на получение диплома и саморазвитие. Учебная успеваемость также выше среди студенток, чем среди студентов-юношей. Девушки чаще стремятся быть лучшими в группе, а юноши предпочитают учебе свои интересы. Девушки категоричнее в своих как позитивных, так и негативных оценкахучебы, среди нихсамая высокая доля тех, кому нравится учиться. Отношение к учебе во многом зависит от личных образовательных стратегий студентов. У поступивших в вуз ради саморазвития самый высокий интерес к учебе. На втором месте (хотя не столь категорично) те, кто учится ради престижной работы в будущем. Среди студентов, обучающихся для оправдания ожиданий общества и близких, интереса к учебе практически почти не наблюдается. Доля девушек, ориентированных на магистратуру, выше, чем среди юношей. Юноши поступают в магистратуру в основном для получения полного высшего образования, ради будущей работы и в силу разочарования в системе образования, девушки – для получения дополнительного образования и в силу неуверенности в будущем трудоустройстве.

Об авторах

Татьяна Алексеевна Калугина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83

Список литературы

  1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., прим. А. Б. Гофмана. М. : Канон, 1995. 348 с. (История социологии в памятниках).
  2. Константиновский Д. Л. Молодежь и образование: между свободой выбора и необходимостью // Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ : сб. / ред.-сост. Д. Л. Константиновский, Л. П. Веревкин. М. : ЦСП, 2003. С. 3–26.
  3. Попова Е. С. Неравенство образовательных шансов в цифровом измерении // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1. С. 55–67. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.48.1.004
  4. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся : ежегодник. Вып. 20 / отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. М. : Новый Хронограф, 2022. С. 379– 399. https://doi.org/10.19181/ezheg.2022.14
  5. Зайцева А. А. Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 137–154. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-10
  6. Дулина Н. В., Мансуров В. А., Пронина Е. И., Широкалова Г. С., Шкурин Д. В., Юрьев П. С. Народная культура в оценках российской студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 61–78. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-5
  7. Пронина Е. И., Широкалова Г. С., Юрьев П. С. Нижегородские студенты о времени и о себе // Primo Aspectu. 2022. № 4 (52). С. 9–18. https://doi.org/10.35211/2500-2635-2022-4-52-9-18
  8. Гендерная панорама современной России / В. Г. Доброхлеб [и др.] ; отв. ред. В. Г. Доброхлеб, З. А. Хоткина. М. : ФНИСЦ РАН, 2022. 236 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-389-8.2022
  9. Гребняк О. В., Новоженина О. П. Распределение социогендерной активности при переходе к цифровому государству // Вестник РГГУ. Серия : Философия. Социология. Искусствоведение. 2022. № 1, ч. 2. С. 256–265. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-256-265
  10. ПоповаИ. П.Гендерноеравенствокакфакторпрофессиональной карьеры в сфере науки и технологий // Мир России. 2021. Т. 30, № 2. С. 98–122. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122
  11. Блохина Н. А., Воловик А. К. Гендерный анализ в образовании: скрытый учебный план. Тезисы // Ценностные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе : материалы межвуз. науч.-метод. конф., 28 марта 2006 г. : XIII Рязан. пед. чтения / редкол.: А. Н. Козлов (отв. ред.) [и др.]. Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2006. С. 86–89.
  12. Силласте Г. Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога // Высшее образование в России. 2001. № 2. С. 96–106.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».