Музей будущего: сохранение и презентация культурного наследия в музеях цифровой эпохи на примере музеев КНР
- Авторы: Чэнь Ц.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 54-61
- Раздел: Теория и история культуры
- URL: https://bakhtiniada.ru/1812-0547/article/view/261374
- EDN: https://elibrary.ru/XWZNON
- ID: 261374
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С развитием информационной эры применение цифровых технологий в культурной сфере становится всё более зрелым. Эта статья фокусируется на музейных выставках, оснащённых цифровыми технологиями, исследует их применение в формах представления и культурном распространении. В статье обсуждается необходимость внедрения цифровых технологий в музеи; на основе конкретных примеров анализируется положительное влияние цифровых технологий на сохранение музейных предметов, способы выставки, культурное распространение и качество обслуживания, а также на практическую эффективность их применения.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Музей – это материализованная история, содержащая многомерную информацию о естественной истории и деятельности человека, музей несёт в себе социальную память нации и народа, является духовной связью, поддерживающей единство нации, а также мостом, соединяющим прошлое, настоящее и будущее. В традиционных музеях конкретные и уникальные артефакты или натуральные объекты являются основным носителем информации [11], их кураторская подача в контексте выставки основывается на уникальности доказательств за счет предметов, собранных вместе, чтобы отразить определённые отношения между людьми и миром, людьми и прошлым. Однако с приходом информационной эры развитие науки и технологий, меняющийся мир и отношения между людьми и миром также претерпевают глубокие изменения. В этом контексте музейная система коллекционирования и демонстрации, основанная на «доказательствах», приобретает новые возможности, и "цифровой" музей возникает как ответ на вызовы времени.
Музеи, оснащённые цифровыми технологиями, демонстрируют стремительное развитие процессов цифровизации и информатизации культурных ресурсов, значительно повышая их сервисные возможности и представляя новые подходы к организации выставок и содержанию. Основная работа музеев, видимая широкой публике, по-прежнему связана с открытыми выставками, но «онлайн мир» и «мобильное пространство» музеев уже стали важнейшими сферами их деятельности [4]. Традиционные музеи, предлагающие лишь физические экспонаты в ограниченном количестве и с однообразным эффектом, благодаря цифровым технологиям, могут гибко менять свои подходы к организации выставок, представляя аудитории разнообразные новые медийные формы, что является важным символом и направлением развития музеев в эпоху цифровизации.
Материалы и методы
Цифровые технологии, оснащающие музейные выставки, представляют собой неизбежную тенденцию. Цифровая технология использует компьютеры и другие средства для преобразования физических объектов или концептуальных идей в цифровые сигналы, которые затем преобразуются компьютером в формы, воспринимаемые нашими органами чувств, такими как зрение, слух и осязание [13]. Появление цифровых технологий предоставляет музеям, нуждающимся в изменениях, новые возможности, охватывая широкий спектр деятельности от фокусировки на коллекциях до их использования в выставках, сохранении и реставрации культурных ценностей, образовании, культурном творчестве и управлении. Музеи больше не ограничиваются только традиционным представлением культурных артефактов; посетители могут активно участвовать, испытывая глубокое погружение в историческое пространство. Цифровые технологии и интернет создали общество суперсвязности, предоставляя новые пути для распространения коллекций музеев [15], позволяя выставкам преодолевать физические границы и предлагая облачные выставки для широкой аудитории, тем самым увеличивая привлекательность музеев. Создание цифровых музеев стало неизбежной тенденцией в развитии музеев.
В статье использованы такие методы исследования, как кейс-стади, синтез и эмпирическое исследование.
Литературный обзор
Китайская исследовательская литература, изучающая использование цифровых технологий в музеях, в основном посвящена изучению дизайна музейных экспозиций с точки зрения компьютерных технологий, изучению дизайна музейных экспозиций с точки зрения новых медиа, а также применению технологий AR и VR в экспозициях. Авторы ссылаются на статьи Ян Лина [18], Ван Шэнцзе [2], Лу Жунцая, Ли Сяохуна [6] и других авторов. В русской литературе авторы ссылаются на М.А. Бережную [1], В.В. Определёнова [8], П.Л. Соломатина [9].
Результаты
Отражение ценности музейных выставок, оснащённых цифровыми технологиями
1.Усиление способности музеев к сохранению культурных ценностей.
Культурные ценности являются душой музея, они представляют собой кристаллизацию человеческого интеллекта, объединяя искусство, культуру и историю в одном. Многие ценные артефакты подвергаются эрозии и повреждениям со временем, и эти повреждения необратимы. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года (Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage) указывает, что в отличие от произведений искусства, лучший способ защиты памятников архитектуры – их продолжающееся использование [14]. Появление цифровых технологий привело к новым идеям и методам в области защиты и использования культурных ценностей. В целом защита культурных ценностей с помощью цифровых технологий может быть разделена на три аспекта: сбор данных, управление и использование.
Сбор данных является основой для защиты культурных ценностей. Традиционные методы фотографирования не могут полностью и чётко сохранить точную информацию об объектах, ограничивая этот процесс. С помощью современных технологий, таких как инфракрасное и рентгеновское излучение, можно легко наблюдать внутреннюю структуру объектов и своевременно принимать меры по восстановлению повреждённых участков. Технология трёхмерного сканирования позволяет провести 1:1 восстановление объектов, тем самым уменьшая дальнейшее повреждение оригиналов. Особенно для хрупких и легко повреждаемых объектов цифровизация является мощной защитой, позволяя им в форме цифровых объектов «выйти» из «башни из слоновой кости» музея. Например, Музей Дуньхуана создал проект «Цифровой Дуньхуан», чтобы навсегда сохранить фрески Дуньхуана, копируя их в цифровом виде в масштабе 1:1.
Управление является ключом к защите культурных ценностей. Технологии больших данных и интернет делают управление музейными залами, экспонатами и информацией о культурных ценностях более стандартизированным. Применение технологий диагностики без повреждений и интеллектуального восприятия позволяет: проводить всесторонний анализ и количественную оценку состояния культурных ценностей музея; предлагать диагностику и оценку «болезней» объектов, предоставлять надёжную основу для разработки планов защиты культурных ценностей и уменьшать неблагоприятное влияние человеческого фактора на работу по защите.
- Содействие изменению способов музейных выставок.
Традиционные музейные выставки относительно скучны; посетители получают информацию об экспонатах через витрины, фотографии, текстовые описания, видео и рассказы гидов, что не оставляет глубокого впечатления. Цифровые технологии становятся всё более интегрированными, повсеместными и сетевыми, обладая высокой способностью к социальному взаимодействию, восприятию контекста и связности [5], что приводит к революционным изменениям в способах музейных выставок. В частности, использование технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) на выставках размывает границы между физическим и виртуальным пространством музеев. В зависимости от темы и содержания выставки цифровые арт-объекты, представленные с помощью различных цифровых устройств, могут перемещаться по разным пространствам, распространяясь по выставочным залам музея и сливаясь с другими произведениями, стирая границы между посетителями и произведениями искусства. Посетители могут свободно перемещаться по пространству, а цифровые арт-объекты постоянно меняются, создавая взаимодействие, смешение и взаимное влияние между людьми и произведениями, погружая посетителей в мир цифрового искусства и достигая настоящего сосуществования виртуального и реального, а также ощущения полного погружения.
Кроме того, облачные выставки, основанные на технологиях больших данных и интернета, максимально раскрывают ценность коллекций музея. Особенно во время пандемии, когда музеи не могли проводить мероприятия очно, облачные выставки стали популярной темой, и многие музеи попытались выйти в «облако», преодолевая пространственные ограничения выставок и расширяя свою аудиторию.
3.Оптимизация контекста культурного распространения в музеях.
Культурные ценности служат носителями культуры, они сохраняют и передают от поколения поколению историю и духовные ценности нации или народа. Музеи, как хранители культурных ценностей, являются важными центрами культурной трансляции. Товарищ Си Цзиньпин когда-то сказал: «Один музей – это как университет. Необходимо хорошо защищать и управлять культурными ценностями, воплощающими традиционную культуру китайского народа, усиливать исследования и использование, позволять истории говорить, оживлять культурные ценности и заставлять их говорить». Только глубоко раскрывая ценность культурных артефактов, можно «оживить» их для более эффективной трансляции человеческих культурных достижений. Развитие цифровых технологий освобождает культурные ценности от традиционных ограничений, а среда интеграции многомерных культур и цивилизаций дарит им новую жизнь, расширяя поле активности культурных ценностей с материального уровня до духовного и поведенческого, делая их частью жизни большинства людей. Это предъявляет более высокие требования к музейным выставкам. Музейные выставки должны больше ориентироваться на человеческий опыт и потребности, подчеркивая достижения цивилизации.
Применение таких технологий, как большие данные и искусственный интеллект, облегчает сбор, хранение, извлечение и интегрированный анализ информации о культурных ценностях. В области выставок это позволяет системно, комплексно и полно представлять связанные ресурсы и устойчивое развитие музейных культурных ценностей, интегрируя их в контекст местной культуры, эпохальных ценностей, цифровых технологий и человеческой фантазии для представления аудитории [10]. Музейные культурные ценности больше не являются скучным экспонатом, а создают более открытый, общедоступный, экологичный и интегрированный цифровой мир, объединяющий множество культур и реальную жизнь, вызывая эмоциональный отклик у зрителей. Использование цифрового взаимодействия для пробуждения эмоциональной памяти общественности создает более многообразное культурное пространство для распространения музейной культуры. Игра «Загадочный дворец: Волшебная книга желаний», представленная Музеем Запретного города, использует архивы династии Цин и различные коллекции в качестве материала, превращая обширные исторические архивы в оригинальный интерактивный текст. Посетители могут решать загадки через приложение, а после завершения игры могут посетить Музей Запретного города для реального исследования, воссоздавая контекст интерпретации экспонатов.
4.Повышение качества общественного сервиса музеев.
Опыт посещения музеев тесно связан с уровнем предоставляемых музеем услуг. Прогресс в области науки и техники способствует постоянному улучшению качества услуг музеев. Традиционные музейные выставки в большинстве случаев могут предложить зрителям лишь визуальный и аудиальный опыт, что значительно снижает впечатления от посещения. В отличие от традиционных музеев, применение цифровых технологий делает музейный сервис ориентированным на человека, делает выставочный опыт более инклюзивным. Экспонаты становятся «видимыми, слышимыми, осязаемыми» и даже «обоняемыми», особенно для детей и людей с нарушениями зрения, уменьшая «серьезность» музейной атмосферы и снижая психологическое давление. Например, Британский музей сделал копию знаменитой Розеттской стелы с надписью «Можно трогать!», побуждая посетителей ощутить текстуру экспоната, чтобы удовлетворить их любопытство [16].
В отличие от роли цифровых технологий в офлайн-сервисах музеев, их потенциал в онлайн-сервисах еще более ощутим. Интегрированная система управления услугами предлагает посетителям онлайн-бронирование, бесконтактный вход, интеллектуальные экскурсии и другие умные услуги, делая опыт посещения более эффективным и удобным. Официальные веб-сайты музеев, аккаунты в WeChat и другие публичные сервисные платформы могут использовать ряд технологий для максимального предоставления публике знаний о коллекциях музеев, выставках, мероприятиях и т.д., обеспечивая доступность ресурсов, позволяя посетителям учиться в любом месте и в любое время, удовлетворяя текущие потребности публики.
Обсуждение
Практическое исследование музейных выставок, оснащенных цифровыми технологиями
1.Интеграция культуры и туризма для создания уникального IP.
Интеграция культуры и туризма предоставила возможности для активной трансляции культурных ценностей. Разработка культурно-творческой продукции стала важным средством активизации культурного кода. Культурные ценности, несущие национальный дух, предоставляют уникальное вдохновение для дизайна культурно-творческой продукции, помогая сформировать хороший брендовый имидж. Жан Бодрийяр называл символы и коды, созданные средствами массовой информации, «симулякрами» реальности, как изображения и заменители действительности [3]. Разработка традиционного культурного наследия IP обычно включает извлечение представительного культурного содержания и символов, их пересоздание, унификацию визуального образа и установление культурного образа в производстве производных товаров [17]. С помощью цифровых технологий музеи могут глубоко исследовать суть культурных ценностей и их визуальные особенности, анализировать историю, культуру и истории, лежащие в основе культурных ценностей, извлекая ценные элементы и создавая уникальный IP-образ на основе точной передачи культуры. Эти образы обладают большим культурным влиянием, способствуют продвижению культурного кода, передают национальный «дух мастерства» и «дух времени». «Запретный город» «продвигает» культурное наследие, сотрудничая в области социальных сетей, развлечений и VR/AR, сочетая культуру, искусство и историю Запретного города с современными промышленными технологиями через творческий дизайн, предоставляя традиционной эстетике новые формы выражения и глубоко исследуя ценность IP Запретного города.
С развитием цифровизации в последние годы цифровые коллекции начали появляться в музеях. «Цифровые коллекции» как цифровые активы метавселенной (Metaverse) сохраняют культурное наследие в цифровой форме. Например, Нанкинский музей разработал цифровую коллекцию на основе золотого и серебряного бычьего фонаря, а Музей культуры Ву в Сучжоу представил серию цифровых «слепых коробок» «Снова увидеть Цзяннан», которые обогащены современной эстетикой и художественным новаторством [12].
2.Цифровая интеграция для представления увлекательных историй.
Говорят, что культурные ценности являются свидетельствами истории, открывающими зрителям двери в различные временные и пространственные измерения, но не всем зрителям удаётся увидеть за ними скрытые истории. Николя Буррио считал, что искусство выполняет функцию социального посредника, создавая временные коллективные пространства для общения в современном общественном контексте [7]. Таким образом, в музейной сфере «объекты» выполняют функцию социального посредника. Поэтому музеи должны использовать тексты, панели, видео и другие формы для рассказа историй, позволяя большему количеству людей узнать о них. Однако, когда эти истории и исторические события складываются вместе, обилие информации и знаний не всегда можно полностью объяснить в физическом пространстве одного выставочного зала, что создаёт отличную возможность для внедрения цифровых технологий. История, культура, контекст и связанные с культурными ценностями личности, их жизнь и истории могут быть связаны через эти объекты. Если отсутствует слишком много вещей, культурные ценности остаются изолированными. Однако с помощью цифровых технологий можно виртуально воссоздать отсутствующие части, полностью передавая культурные ценности и их истории зрителям, удовлетворяя их любопытство и желание наблюдать, а также достигая цели музея в передаче человеческой культуры через объекты.
Заключение
Использование и инновации в области цифровых технологий позволили традиционным музеям преодолеть множество ограничений, сделав музеи более доступными и вовлеченными, помогая зрителям понимать сложные и детализированные концепции. Это отражается не только в изменении моделей музейных выставок, но и в более глубоких изменениях в моделях развития. Во-первых, с помощью цифровых технологий можно восстанавливать и предотвращать повреждение культурных ценностей, достигая их вечного существования в некотором смысле. Во-вторых, развитие технологий предоставляет больше каналов для получения информации и средств культурного распространения, в новом временном контексте способствуя более многообразному и точному продвижению культуры и наследия. Наконец, музеи как социальные сервисные учреждения могут предоставлять услуги более высокого качества с помощью технологий виртуальной реальности, цифровых выставок и интерактивного взаимодействия, предлагая зрителям всесторонний и погружающий опыт высокого качества.
Важно отметить, что, хотя внедрение цифровых технологий является положительным шагом в соответствии с влиянием времени, для музеев контроль меры и методов их использования очень важен. Если зрители не могут почувствовать содержание, а лишь технологию, это не то, чего мы стремились достичь. Какими бы передовыми ни были цифровые технологии, они не могут заменить фактическое содержание музея. Основой и душой музея являются культурные ценности, без которых музей не сможет «ожить». Только сосредоточившись на нарративе, связанным с содержанием культурного наследия, технологии могут быть интегрированы в музейные проекты, а сами проекты – интегрированы в выставочное пространство, которое может играть существенную роль в демонстрации региональной культуры.
Об авторах
Цзин Чэнь
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: st108313@student.spbu.ru
аспирант
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Бережная М. А. Возможности дополненной и виртуальной реальности в музейном пространстве // Время Музея: сборник статей. Калининград: Страж Балтики. 2021. № 4. С. 427-439.
- Ван Шэнцзе. Исследование применения технологии виртуальной реальности в дизайне музейных экспозиций // Цзяннаньский университет - 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD2009&filename=2009014479.nh (дата обращения: 10. 01.2024).
- Жан Бодрийяр (Франция), перевод Лю Чэнфу, Цюань Чжигана. Общество потребления // Издательство Нанкинского университета, 2008. С. 112.
- Кид (Великобритания). Музеи в новомедийной среде: трансмедийность, участие и этика. Шанхай: Издательство научно-технического образования Шанхая, 2017. С. 5-40. [Электронный ресурс]. URL:https://xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=166g0pr0rg4x0au0690602e092070822&site=xueshu_se (дата обращения: 10. 01.2024).
- Клэр Бейли-Росс, Стивен Грей, Джек Эшби и др. Вовлечение в музейное пространство: Мобилизация вовлечённости посетителей через создание цифрового контента // Digital Scholarship in the Humanities. 2017. №32 (4). С.689-708.
- Лу Рункай, Ли Сяохун. Исследование дизайна цифрового взаимодействия для музейных дисплеев и выставок // Китайский музей. 2023. № 02. С. 96-99. [Электронный ресурс]. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2023&filename=GBWG202302014&uniplatform=OVERSEA&v=yGGtztDLbbe3JiG564Tv8fFmHWMu5P1BV3OgYI6t2Mau4no4uN59d9-qTSmbiZ9w (дата обращения: 5. 01.2024).
- Николя Буррио (Франция), перевод Хуан Цзяньхун. «Реляционная эстетика», издательство «Цзиньчэн», 2013. С. 8.
- Определёнов В.В. Институты памяти в эпоху цифровой трансформации: практические аспекты (на примере ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва) // Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (г. Пермь, 15–18 мая 2018 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2018. С. 267-273.
- Соломатина П.Л. Цифровые технологии в музее: прошлое и современность // В сборнике: Искусство и наука третьего тысячелетия. материалы ХI Международной научно-творческой конференции 2022. С. 209-214.
- У Янь. Цифровое творчество, обогащающее живую защиту музейных культурных ценностей: современная ценность и исследование практики // Культурная индустрия. 2023. №10. С.121-123. [Электронный ресурс]. URL:https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2023&filename=WHCC202310039&uniplatform=OVERSEA&v=77VEcHf_IR5yRYMxxN-Rki-LaVddsClfjUNB3tMIQ8ObthV42aO1ifC-nFqt327A (дата обращения: 15. 01.2024).
- Хсю Сяосяо. От «авторитета знаний» к «производству общественных знаний» – размышления о «определении музея» // Китайский музей. 2008. № 04. С. 17-22. [Электронный ресурс]. URL:https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2019&filename=GBWG201804004&uniplatform=OVERSEA&v=7NuI1INOPn7gnXCARdpmWH_GZBc32FpxrHTimbEgUt_177uyEMxVmGw0R8xVU1t5 (дата обращения: 12. 01.2024).
- Ху Ин. Исследование развития музейных цифровых коллекций с точки зрения культурной ценности // Юго-восточная культура. 2023. № 03. С.185-190. [Электронный ресурс]. URL:https://chn.oversea.cnki.net /KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2023&filename=DNWH202303022&uniplatform=OVERSEA&v=1tb-WxSOD9oDjdZRHFCZgoYOfKirjPQqEMkllUb2NsxAPkcfiAMaJ9l_-UxpssqP (дата обращения: 12. 01.2024).
- Хуан Цюе. Исследование цифровых выставок и технологий демонстрации в музеях // Университет Цзяннан. 2008. [Электронный ресурс]. URL:https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx? dbname=CMFD2009&filename=2009014479.nh (дата обращения: 10. 01.2024).
- Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия. [Электронный ресурс]. URL:https://whc.unesco.org/en/conventiontext/(дата обращения: 16. 01.2024).
- Цзи Сяою. Вездесущая связь: демонстрация и распространение коллекций музеев в цифровую эпоху // Юго-Восточная культура. 2021. № 2. С. 152-158. [Электронный ресурс]. URL:https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2021&filename=DNWH202102018&uniplatform=OVERSEA&v=8iB5UD-0tWBWNK0dWbuIEq9TNI7JsPBfnVVBgpML7BVhzwMytGb9xW9JgbpL1CFh (дата обращения: 10. 01.2024).
- Чэнь Лицзы, Ли Сюэ. Обсуждение практических принципов детского образования на выставках музейных экспонатов // Исследования музеев. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. URL:https://xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=8c584fd9910f4bf26a430b73a14ad021&site=xueshu_se&hitarticle=1 (дата обращения: 12. 01.2024).
- Чжан Шу, Чжан Цзысюань «Исследование создания экологической цепи IP традиционного культурного наследия в рамках концепции нового культурного творчества» // Производство упаковки. 2022. № 43(16). С.347-354. [Электронный ресурс]. URL:https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx? dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2022&filename=BZGC202216041&uniplatform=OVERSEA&v=GzUdZZPHL20_ur2ymHhUG1kUQgoy9LKC4FoP6pfe0UZTsJ5yfDlFALcMfg6_GgcJ (дата обращения: 12. 01.2024).
- Янг Линг. Исследование интеллектуального дизайна интерактивного опыта для выставки современного музея // Мир упаковки. 2015. № 1. С. 70. [Электронный ресурс]. URL:https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2015&filename=BZSI201501028&uniplatform=OVERSEA&v=wwr_NdC3P_PEOTEyW5E9AVxCZSpJNrzzwu_TCdJx7BWnHDyaBIS7k6p7O56TNOZM (дата обращения: 12. 01.2024).
Дополнительные файлы
