Двигательная активность как средство социализации студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена проблемой социализации студентов в тот период жизни, когда они овладевают профессией. Рассматривая социализацию как составляющую процесса социального развития человека, авторы указывают на ее значение в плане адаптации к обучению в вузе и профессиональной деятельности. В качестве доступного для педагогического вмешательства средства, которое может способствовать социализации, рассматривается физическая культура и такая ее составляющая, как двигательная активность (ДА). При этом акцентируется внимание на возможности параллельного решения двух актуальных для студенчества проблем - социализации и оздоровления. Таким образом, в качестве цели исследования определено научное обоснование педагогических условий социализации студентов в процессе ДА. Условия вырабатываются на основании исследования социализированности и ДА студентов с разным уровнем здоровья, основными результатами которого явились выводы об отсутствии заметных различий по показателям социализированности между студентами основной и специальной медицинских групп и о свойственном им дефиците ДА. В ходе педагогического эксперимента доказывается эффективность следующих педагогических условий: создание возможностей для регулярных дополнительных занятий физической культурой с учетом личных предпочтений; обеспечение взаимодействия студентов разных медицинских групп в процессе ДА; повышение интереса к дополнительным занятиям физической культурой. Реализация условий способствовала повышению социализированности, увеличению ДА, улучшению здоровья студентов. В процессе исследования применены методы теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, тестирования, анкетирования, шагометрии, пульсометрии, педагогического эксперимента, математической статистики, индексов.

Об авторах

Мария Владимировна Кулешова

Государственное училище (техникум) олимпийского резерва

Email: mashakuleshova@mail.ru

Ольга Геннадьевна Румба

Военный институт физической культуры

Email: RumbaOlga@yandex.ru

Александр Александрович Горелов

Военный институт физической культуры

Email: alexagorr@yandex.ru

Список литературы

  1. Баширова С.В. Социализация студентов в учреждении высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2007.
  2. Тарасова С.М. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность социальной адаптации студентов-педагогов к профессиональной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 292-296.
  3. Комбу А.С. О социализированности студентов вуза (на примере студентов ТувГУ) // Вестник Тувинского государственного университета. Серия Педагогические науки. 2013. Вып. 4. С. 12-21.
  4. Белкина Л.В. Социальная адаптация учащихся в образовательной системе многопрофильного лицея: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999.
  5. Родионова Е.А. Адаптация студентов в многопрофильном колледже: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2002.
  6. Голубева Н.М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности (на примере подготовки будущих менеджеров): автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004.
  7. Лычагина И.Н. Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе: на материале подготовки педагогов-музыкантов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2005.
  8. Павлюк Н.Б. Адаптация к обучению студентов первого курса педагогического вуза средствами физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2006.
  9. Левченко Е.С. Социальная адаптация студентов вуза средствами физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2007.
  10. Осипенкова Н.А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007.
  11. Лесгафт П.Ф. Главные труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича. СПб., 2006.
  12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 2008.
  13. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-8.
  14. Ильинич В.И. Физическая культура студента. М., 2000.
  15. Карпов В.Ю.. Социально-личностное воспитание студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности. СПб., 2006.
  16. Пономарев Г.Н., Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 52-54.
  17. Батова Е.А. Организационно-педагогические условия и факторы, определяющие адаптацию студенток к учебно-профессиональной деятельности средствами ритмической гимнастики: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003.
  18. Никифоров Д.В. Формирование адаптируемости учащихся к профессиональным нагрузкам средствами физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2005.
  19. Лахтин А.Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2011.
  20. Акимов И.Б. Содержание и методы приобщения учащихся к нравственным ценностям в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2015.
  21. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.
  22. Кулешова М.В. Педагогические условия социализации студентов в процессе двигательной активности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2016.
  23. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2011.
  24. Байтлесова Н.К. Двигательная активность как фактор повышения работоспособности женщин второго периода зрелого возраста, работающих преподавателями вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2012.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».