Развитие представлений младших школьников об информационной безопасности в процессе формирования информационной культуры
- Авторы: Алисов Е.А.1, Калинченко Д.Ю.1
-
Учреждения:
- ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
- Выпуск: Том 26, № 191 (2021)
- Страницы: 137-143
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298368
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-137-143
- ID: 298368
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены вопросы формирования информационной культуры младших школьников, в частности, одно из актуальных направлений данного процесса – развитие представлений об информационной безопасности. Приведено обоснование важности организации работы с младшими школьниками, предполагающей воспитание у них ответственности за достижение и сохранение состояния собственной информационной защищенности. Проанализированы положения о том, что становление личности младшего школьника в условиях информационного общества должно проходить в процессе педагогического сопровождения, включающего целенаправленную работу по обеспечению информационной безопасности. Приведено описание качественной характеристики информационной культуры младших школьников, отражающее необходимые показатели. Показана роль мотивации личности в данном процессе, необходимость расширения социальных мотивов. Представлены примеры работы по развитию представлений младших школьников об информационной безопасности личности, которая осуществлялась на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики. Описаны задания, направленные на выработку потребности в проверке представленной информации. Результаты были получены в ходе проведения экспериментального исследования в школах г. Москва.
Об авторах
Е. А. Алисов
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Email: evgenii.alisov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9335-8172
доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики
129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1Д. Ю. Калинченко
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: kalinchenko_dima@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8681-6489
аспирант
129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1Список литературы
- Averin S.A., Alisov E.A., Murodkhodzhaeva N.S., Noskov I.A., Tsaplina O.V., Osipenko L.E. Information technologies in education: forming the competences of the future // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. № 4.7. P. 276-282.
- Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 300 с.
- Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. М.: АСТ, Астрель, 2012. 219 с.
- Виштак Н.М., Ходакова Н.П. Использование WEB-технологий в развитии коммуникативных действий обучающихся детской компьютерной школы // Современные образовательные WEB-технологии в системе школьной профессиональной подготовки: сб. Междунар. науч.-практ. конф. Арзамас, 2017. С. 29-32.
- Калинченко А.В. Информационная структура управления процессом усвоения знаний // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: материалы науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. М., 2015. С. 112-117.
- Гендина Н.И. Интернет и библиотеки: апокалипсис или ренессанс? // Университетская книга. 2015. № 2. С. 50-54.
- Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. 92 с.
- Люгзаева С.И., Чиранова О.И. Формирование информационной культуры школьника на ступени начального общего образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2019. Т. 4. Вып. 4. C. 112-117.
- Леонович Е.Н., Грызина Т.Н. Подготовка учителя к организации творческой деятельности младших школьников // Среднее профессиональное образование. 2019. № 1. С. 40-42.
- Савенков А.И., Калинченко А.В., Ходакова Н.П. Фестиваль «Математика для малышей» как средство стимулирования познавательных интересов младших школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1 (47). С. 88-94.
Дополнительные файлы
