Искусственный интеллект и обучение иностранным языкам: проблемы и решения
- Авторы: Викторовна А.Е.1
-
Учреждения:
- ФГКОУ ВО «Московский ордена Почета университет Министерства внутренних дел Российской Феде-рации им. В.Я. Кикотя»
- Выпуск: Том 30, № 6 (2025)
- Страницы: 1288-1297
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/359883
- ID: 359883
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Профессиональное педагогическое сообщество проявляет неподдельный интерес к использованию генеративного искусственного интеллекта в обучении иностранному языку. Назрела потребность в обобщении накопленного опыта, в определении методологии для упорядоченного поиска решений возникающих при этом проблем.
Материалы и методы. Материалом исследования стала коллективная монография под научной редакцией П.В. Сысоева «Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта» (Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2023. 132 с.). Проанализировано ее содержание, глубина и стиль изложения. Представленные в ней идеи интегрируются в контекст аналогичных исследований других авторов.
Результаты исследования. Всесторонний анализ коллективной монографии позволил выявить ее теоретическую и практическую значимость. Уточнен терминологический аппарат, обозначены векторы исследования интеграции технологий искусственного интеллекта в обучение иностранному языку. Обозначен лингводидактического потенциал чат-ботов. Описаны возможности и риски их использования. Показана значимость применения корпусных инструментов на базе искусственного интеллекта в образовательном процессе. Определены роль и место разработанных на базе технологий виртуальной и дополненной реальности рекламных и медиапродуктов в обучении иностранному языку, их потенциал для развития социокультурной компетенции обучающихся. Охарактеризованы возможности применения ChatGPT в исследовательской деятельности будущих учителей. Выявлены пути подготовки педагога к компетентному использованию искусственного интеллекта.
Выводы. Авторам монографии удалось обобщить совокупность различных теоретических и прикладных данных по изучаемой проблематике, упорядочить и логично выстроить накопленный материал в виде книги, которая может стать основой для дальнейшего исследования обозначенных в ней проблем использования искусственного интеллекта, а также источником профессиональных знаний для практикующих и будущих педагогов.
Об авторах
Алексич Екатерина Викторовна
ФГКОУ ВО «Московский ордена Почета университет Министерства внутренних дел Российской Феде-рации им. В.Я. Кикотя»
Автор, ответственный за переписку.
Email: e.aleksic@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8842-3160
SPIN-код: 1539-3616
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, 117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12Список литературы
- 1. Авраменко А.П., Фадеева В.А., Терновский В.В. Опыт интеграции технологий искусственного интел-лекта в иноязычное высшее образование: от цифровизации к автоматизации // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 2. С. 55-67. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-4, https://elibrary.ru/jywflb
- 2. Cogo A., Patsko L., Szoke J. Generative artificial intelligence and ELT // ELT Journal. 2024. Vol. 78. № 4. P. 373-377. https://doi.org/10.1093/elt/ccae051, https://elibrary.ru/hlsplf
- 3. Ребрей С.М. Концепция агентности как новый подход к измерению гендерного неравенства // Жен-щина в российском обществе. 2022. № 3. С. 108-117. https://doi.org/10.21064/WinRS.2022.3.7, https://elibrary.ru/zqajkc
- 4. Титова С.В., Харламенко И.В. Подготовка педагогических кадров к использованию искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19: Лин-гвистика и межкультурная коммуникация. 2025. Т. 28. № 1. С. 66-84. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-28-1-5, https://elibrary.ru/froxrr
- 5. Lee S., Jeon J., Choe H. Generative AI (GenAI) and pre-service teacher agency in ELT // ELT Journal. 2025. Vol. 79. № 2. P. 287-296. https://doi.org/10.1093/elt/ccaf005, https://elibrary.ru/zgmaap
- 6. Титова С.В., Харламенко И.В. Структура профессиональной компетенции педагога иностранных языков в области использования искусственного интеллекта // Язык и культура. 2025. № 69. С. 220-246. https://doi.org/10.17223/19996195/69/11, https://elibrary.ru/eceboi
- 7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Сорокин Д.О. Структурная модель подготовки будущих учителей на основе технологий искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2025. № 3 (75). С. 139-155. https://doi.org/10.32744/pse.2025.3.9, https://elibrary.ru/flenno
- 8. Евстигнеев М.Н., Евстигнеева И.А. Развитие умений промпт-инжиниринга у будущего педагога иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 4. С. 795-813. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-795-813, https://elibrary.ru/pzhyev
- 9. Jiang F. (Kevin), Hyland K. Does ChatGPT argue like students? Bundles in argumentative essays // Applied Linguistics. 2025. Vol. 46/3. P. 375-391. https://doi.org/10.1093/applin/amae052
- 10. Voss E., Waring H.Z. When ChatGPT can’t chat: The quest for naturalness // TESOL Quarterly. 2025. Vol. 59/2. P. 1064-1075. https://doi.org/10.1002/tesq.3374, https://elibrary.ru/yncxts
- 11. Ивченко М.И., Поляков О.Г. Использование инструмента искусственного интеллекта Elsa Speak в обучении произношению // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 54-58. https://elibrary.ru/zrvafq
- 12. Сысоев П.В., Ивченко М.И. Формирование иноязычных фонетических навыков речи обучающихся на основе инструментов искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2025. № 2. С. 600-614. https://doi.org/10.32744/pse.2025.2.38, https://elibrary.ru/jrddjj
- 13. Титова С.В., Чикризова К.В. Разработка и использование обучающих материалов на базе ИИ в вузах: правовые аспекты // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 91-111. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-6-91-111, https://elibrary.ru/vznbea
- 14. Авраменко А.П. Сравнительный анализ генеративных агентов для разработки индивидуализирован-ных учебных материалов и заданий // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 22-26. https://elibrary.ru/msbcin
- 15. Ahn J., Lee J., Son M. ChatGPT in ELT: disruptor? Or well-trained teaching assistant? // ELT Journal. 2024. Vol. 78/3. P. 345-355. https://doi.org/10.1093/elt/ccae017, https://elibrary.ru/usvlfv
- 16. Kuteeva M., Andersson M. Diversity and standards in writing for publication in the age of AI – Between a rock and a hard place // Applied Linguistics. 2024. Vol. 45/3. P. 561-567. https://doi.org/10.1093/applin/amae025, https://elibrary.ru/wuoeuu
- 17. Pack A., Maloney J. Using artificial intelligence in TESOL: Some ethical and pedagogical considerations // TESOL Quarterly. 2024. Vol. 58/2. P. 1007-1018. https://doi.org/10.1002/tesq.3320, https://elibrary.ru/xcqrar
- 18. Jeon J., Wei L., Tai K.W.H., Lee S. Generative AI and its dilemmas: exploring AI from a translanguaging perspective // Applied Linguistics. 2025. Vol. 46/4. P. 709-717. https://doi.org/10.1093/applin/amaf049
- 19. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометоди-ческую подготовку будущих учителей иностранного языка // Язык и культура. 2025. № 69. С. 204-219. https://doi.org/10.17223/19996195/69/10, https://elibrary.ru/guzvbi
- 20. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme
- 21. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование студентами педагогических специальностей техниче-ских решений на основе искусственного интеллекта в ходе педагогической практики // Перспективы науки и образования. 2025. № 4 (76). С. 135-150. https://doi.org/10.32744/pse.2025.4.9, https://elibrary.ru/mubjfy
- 22. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование технологий искусственного интеллекта в исследова-тельской работе студентов // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкуль-турная коммуникация. 2025. Т. 28. № 1. С. 85-101. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-28-1-6, https://elibrary.ru/aynwsu
- 23. Lee S., Jeon J., Choe H. Enhancing pre-service teachers’ Global Englishes awareness with technology: A focus on AI chatbots in 3D metaverse environments // TESOL Quarterly. 2025. Vol. 59/1. P. 49-74. https://doi.org/10.1002/tesq.3300, https://elibrary.ru/ywgker
- 24. Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта: коллективная мо-нография / П.В. Сысоев, О.Г. Поляков, М.Н. Евстигнеев [и др.]; под науч. ред. П.В. Сысоева. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2023. 132 с. https://elibrary.ru/xldywn
Дополнительные файлы



