Педагогическая модель формирования культуры саморазвития будущего педагога-психолога в вузе
- Авторы: Абдалина Л.В.1, Романова Я.Ю.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
- Выпуск: Том 30, № 6 (2025)
- Страницы: 1411-1423
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/359850
- ID: 359850
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Культура саморазвития студентов является неотъемлемой частью профессиональной подготовки, обеспечивающей конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. ФГОС нового поколения указывает на необходимость формирования у будущих специалистов психологической сферы способности самостоятельно добывать нужную информацию, уметь перерабатывать ее, анализировать и синтезировать в соответствии с учебной задачей. Важная задача, стоящая перед системой высшего образования сегодня, – оказание помощи в процессе творческого созидания и саморазвития будущим педагогам-психологам, создание необходимых для этого условий в образовательном пространстве вуза. Идея саморазвития и самовоспитания в образовании сегодня приобретает важнейшее значение, играет главенствующую роль в становлении будущего педагога-психолога. Психолого-педагогические исследования последних лет направлены на поиск оптимальных путей саморазвития, однако, современная педагогическая теория и практика остро нуждаются в комплексном, системном рассмотрении указанного вопроса. Построение педагогической модели формирования культуры саморазвития будущего педагога-психолога в вузе способно углубить имеющиеся теоретические воззрения на культуру саморазвития и снабдить практику ценным эмпирическим материалом. Цель исследования – построение педагогической модели формирования культуры саморазвития будущих педагогов-психологов в вузе.
Методы исследования. В исследовании использован метод моделирования, благодаря которому удалось рассмотреть культуру саморазвития как комплексный феномен, включающий методологические аспекты, структурные компоненты, технологии и средства его формирования, диагностические критерии, показатели и уровни развития.
Результаты исследования. Педагогическая модель формирования культуры саморазвития будущего педагога-психолога в вузе включает в себя блок методологического обеспечения (методологические подходы и принципы); содержательного обеспечения (структурные компоненты: ценностно-смысловой, когнитивно-операциональный, регулятивно-оценочный, рефлексивно-аналитический); технологического сопровождения (этапы реализации программы, технологии, формы и методы формирования культуры саморазвития); оценочно-результативных показателей (критерии, показатели, уровни); педагогические условия (объективные и субъективные).
Выводы. Педагогическая модель формирования культуры саморазвития будущего педагога-психолога служит основой научной организации образовательной деятельности по подготовке психолого-педагогических кадров в рассматриваемом направлении. Модель является многокомпонентной интегративной системой, обеспечивающей полноценное целенаправленное формирование культуры саморазвития будущего педагога-психолога как профессионального качества, обеспечивающего эффективность профессиональной деятельности.
Об авторах
Лариса Васильевна Абдалина
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: Ablava11@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-0414-2263
SPIN-код: 5877-8970
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии
Россия, 394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская пл., 1Яна Юрьевна Романова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Email: yanarom1402@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-5380-2759
SPIN-код: 6579-0015
научный сотрудник кафедры педагогики и педагогической психологии
Россия, Voronezh State UniversityСписок литературы
- 1. Байжуманова Н.С. Формирование навыков самоорганизации личности студента в процессе обуче-ния // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. № 8. С. 141-144. https://doi.org/10.26104/NNTIK.2022.88.24.034, https://elibrary.ru/meattm
- 2. Ерина И.А. Профессиональное саморазвитие педагога-психолога как условие развития его личности // От модернизации к опережающему развитию: обеспечение конкурентоспособности и научного ли-дерства АПК: междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2022. С. 31-33. https://elibrary.ru/qkgrjk
- 3. Жигулин А.А. Профессиональное саморазвитие педагога-психолога // Научно-исследовательские публикации. 2018. № 4. С. 93-98. https://elibrary.ru/uyfupw
- 4. Жилеева А.А., Бавеян С.Л. Готовность студентов-психологов к саморазвитию // День науки: материа-лы 32 науч. конф. Амур. гос. ун-та. Благовещенск, 2023. С. 177-178. https://elibrary.ru/lrckco
- 5. Фесик К.А. Самоорганизация студентов в педагогическом вузе: теория и практика // Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: материалы 11 Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.Ю. Мочалова, А.М. Олешкова. Нижний Тагил, 2019. С. 157-160. https://elibrary.ru/stwwzu
- 6. Гайнанова А.Р. Специфика саморазвития личности студентов-психологов на разных курсах обучения в вузе // Актуальные вопросы образования. 2018. № 2. С. 207-210. https://elibrary.ru/xyyxch
- 7. Власов Д.В. Эмпирическое исследование особенностей саморазвития личности студентов // Соци-ально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Брянск, 2025. С. 101-105. https://elibrary.ru/qfwwcu
- 8. Шкутина Л.А., Смагулова Т.Г., Гереева М.Ш. Студент вуза как субъект саморазвития // Теоретиче-ские и прагматические аспекты становления человека в образовательном пространстве: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2020. С. 151-154. https://elibrary.ru/blgacr
- 9. Гаранина Ж.Г., Андронова Н.В. Профессиональное самосознание как фактор личностно-профессионального саморазвития студентов вуза // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитар-ной науки и образования. 2020. Т. 20. № 4 (52). С. 454-464. https://doi.org/10.15507/2078-9823.52.020.202004.454-464, https://elibrary.ru/jdvvqr
- 10. Андреев В.И., Андреева Ю.В. Акмеоквалитативная концепция развития и саморазвития многомерного мышления и мудрости // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 10-15. https://elibrary.ru/uabbvv
- 11. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва, 1991. 299 с. https://elibrary.ru/sgbtrn
- 12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Москва, 2013. 400 с. https://elibrary.ru/vrrvvh
- 13. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Москва, 1917. 80 с.
- 14. Романова А.С. Направления и факторы саморазвития личности в условиях современности // Эконо-мические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 4 (36). С. 151-156. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-4-151-156, https://elibrary.ru/bnakqr
- 15. Панина А.Е. Саморазвитие личности как педагогический феномен: некоторые аспекты изучения // Вьюновские чтения – 2023: материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф., провод. в рамках Года педа-гога и наставника, посвящ. памяти д-ра пед. наук, проф. Н.И. Вьюновой. Воронеж, 2023. С. 132-135. https://elibrary.ru/vkatde
- 16. Иванова И.В. Феноменология саморазвития личности // Вектор науки Тольяттинского государствен-ного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 91-96. https://elibrary.ru/vjhttt
- 17. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Саморазвитие личности как предмет педагогики и психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 3. С. 51-63. https://elibrary.ru/umzyyt
- 18. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии. Санкт-Петербург, 2003. 55 с.
- 19. Абдалина Л.В. Педагог как субъект саморазвития: содержательные и динамические характеристики // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 87-3. С. 4-6. https://elibrary.ru/tneotc
- 20. Волкова Е.Н., Баланчук О.Е. Становление личности как психологический феномен: этапы становле-ния саморазвития в психологии // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2024. № 1 (11). С. 22-25. https://elibrary.ru/opbpih
- 21. Вавилова А.Н., Махиянова А.Р., Бадртдинова Р.Р. Подходы психологии к изучению саморазвития личности // Право, история, педагогика и современность: cб. ст. 6 Междунар. науч.-практ. конф. Пен-за, 2025. С. 24-26. https://elibrary.ru/exljvi
- 22. Гиричева Л.С., Новикова Я.О., Макарова В.А. Характеристики саморазвивающейся личности // Жур-нал педагогических исследований. 2021. Т. 6. № 1. С. 17-20. https://elibrary.ru/jjtswx
- 23. Шмойлова Н.А. Саморазвитие личности в отечественной психологии // Ценностные ориентации мо-лодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Горно-Алтайск, 2020. С. 307-313. https://elibrary.ru/vfkmfk
- 24. Романова Я.Ю. Саморазвитие студента – будущего педагога-психолога: актуальные вопросы иссле-дования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2025. Т. 24. № 2. С. 97-103. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2025-24-2-97-103, https://elibrary.ru/mpedbi
Дополнительные файлы


