Дидактический потенциал цифровых ресурсов в обучении орфографии русского языка как иностранного

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. В условиях цифровой трансформации образования возрастает необходимость поиска эффективных средств формирования орфографической грамотности у иностранных студентов. Проблема заключается в том, что при обучении русскому языку как иностранному орфография традиционно рассматривается фрагментарно, а потенциал цифровых ресурсов в этой сфере остается малоизученным. Цель исследования – определить дидактические возможности цифровых инструментов для обучения орфографии в РКИ. Материалы и методы. Исследование опирается на системно-аналитический и описательный методы. Была проведена выборка и анализ цифровых образовательных платформ (Moodle, Quizlet, LearningApps, Wordwall, Kahoot, Google Forms, ЯКласс, Учи.ру), а также анкетирование и интервьюирование преподавателей РКИ. В качестве теоретической базы использованы современные лингводидактические и методические разработки.

Результаты исследования. Установлено, что цифровые ресурсы обладают значительным дидактическим потенциалом, так как они обеспечивают интерактивность, визуализацию правил, персонализацию обучения, быстрый контроль и служат дополнительным стимулом для самостоятельной работы студентов. Наибольшую эффективность показали Moodle (управление учебным процессом), Quizlet (закрепление правил через карточки), Wordwall и Kahoot (игровые форматы). Также выявлены проблемы недостаточной цифровой компетентности преподавателей и нехватки целевых методических материалов.

Выводы. Использование цифровых ресурсов для обучения орфографии РКИ может существенно повысить результативность обучения при условии их системной интеграции в учебный процесс. Перспективным направлением является разработка и активное внедрение специализированных упражнений, цифровых тренажеров и программ повышения квалификации педагогов в рамках применения цифровых ресурсов в практике обучения.

Об авторах

Л. Г. Шарликова

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: sharlikova-l@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-8588-8225
SPIN-код: 5713-9686

старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного в профессиональном образовании Института филологии

Россия, 119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1

Список литературы

  1. 1. Хамраева Е.А. Методика обучения иностранным языкам: современные подходы и технологии. Моск-ва: Русское слово, 2019. 304 с.
  2. 2. Пластинина Л.И. Обучение, формы обучения, инновационные формы обучения: основные понятия и определения // История и перспективы развития транспорта на севере России. 2019. № 1. С. 176-179. https://elibrary.ru/ehfzzi
  3. 3. Бушуева Е.В. Зачем нужна цифровизация образования: понятие и задачи цифровизации // Педагоги-ка, психология, общество: от теории к практике: материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Ж.В. Мурзиной. Чебоксары, 2022. С. 81-82. https://elibrary.ru/xizedo
  4. 4. Калугина Л.И. Цифровые образовательные ресурсы и новая модель образования для повышения ка-чества образования // Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественно-научным и техническим дисциплинам: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти академика РАН К.А. Валиева. Казань, 2024. С. 182-186. https://elibrary.ru/ljebxg
  5. 5. Сысоев П.В., Поляков О.Г., Евстигнеев М.Н. и др. Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта / под науч. ред. П.В. Сысоева. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2023. 132 с. https://elibrary.ru/xldywn
  6. 6. Сысоев П.В. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интел-лекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 6-17. https://elibrary.ru/horgdd
  7. 7. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew
  8. 8. Актуальные проблемы преподавания РКИ: материалы 3 Межвуз. (межрегион.) с междунар. участием научно-методического семинара / ред. Е.К. Агапитова, А.А Котов. Петрозаводск, 2020. 106 с. https://elibrary.ru/dzpcuv
  9. 9. Алимов Р.А. Искусственный интеллект и обучение структурам данных: как машинное обучение ме-няет подходы к обучению // Молодая наука: сб. тр. науч.-практ. конф. для студентов и молодых уче-ных. Симферополь: Антиква, 2023. С. 18-20. https://elibrary.ru/etmowx
  10. 10. Богомолов А.Н., Дунаева Л.А. Среда обучения русскому языку как иностранному в условиях цифро-вой трансформации образования // Русский язык за рубежом. 2023. № 4 (299). С. 4-9. https://doi.org/10.37632/PI.2023.299.4.001, https://elibrary.ru/cujwbj
  11. 11. Вязовская В.В., Данилевская Т.А., Трубчанинова М.Е. Интернет-ресурсы в обучении русскому языку как иностранному: ожидания vs реальность // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 69-84. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-69-84, https://elibrary.ru/qgcpzp
  12. 12. Ежова Т.В. Потенциал цифровых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-2. С. 123-125. https://elibrary.ru/ycrgxv
  13. 13. Загуменникова Н.В. Цифровые технологии как способ оптимизации обучения русскому языку как иностранному // Преподаватель XXI век. 2023. № 1-1. С. 165-178. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-1-165-178, https://elibrary.ru/ayuexo
  14. 14. Клобукова Л.П., Кочеткова Ю.А., Майоров Н.Д. Лингводидактический потенциал использования цифровых технологий в процессе профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных студентов-социологов // Вестник Университета Российского инновационного образо-вания. 2023. № 2-2. С. 41-59. https://doi.org/10.24412/2949-4524-2023-2-41-59, https://elibrary.ru/wsypml
  15. 15. Камолкина Н.Г. Использование цифровых ресурсов при обучении письму на уроках РКИ // Иннова-ционные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика: материалы 5 Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2021. С. 130-134. https://elibrary.ru/fveqto
  16. 16. Кокорина Н.А., Михайлова О.А. Обучение письменной речи в курсе РКИ: о некоторых проблемах и их решениях // Современные образовательные технологии и тенденции в преподавании русского языка как иностранного: материалы науч.-метод. семинара для преподавателей и специалистов, ра-ботающих с иностранными учащимися. Екатеринбург: Ажур, 2023. С. 37-42. https://elibrary.ru/psoumg
  17. 17. Кудлаш М.В., Янкелевич Р.К. Формирование основных орфографических умений и навыков при изу-чении русского языка как иностранного на подготовительном отделении для иностранных граждан // Перспективы развития высшей школы: материалы 9 Междунар. науч.-метод. конф. Гродно, 2016. С. 210-214. https://elibrary.ru/vyiyah
  18. 18. Лебедева М.Ю. Усиление мотивационной фазы аудирования: возможности цифрового и смешанного обучения РКИ // Русское культурное пространство: материалы 17 Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2016. С. 427-431. https://elibrary.ru/ebadce
  19. 19. Поляков В.Н. К проблеме обучения орфографии в методике преподавания РКИ // От слова к делу: сб. докладов. Москва, 2003. С. 290-298. https://elibrary.ru/ylkdel
  20. 20. Сухоносова Э.А. Цифровая среда обучения РКИ (опыт анализа электронных ресурсов) // Наука. Тех-нологии. Инновации: 17 Всерос. науч. конф. молодых ученых: сб. науч. тр.: в 11 ч. Новосибирск, 2024. Ч. 9. С. 334-337. https://elibrary.ru/gkikgb
  21. 21. Фейзер Ж.И., Дьякова Т.А. Этапы развития цифровой лингводидактики русского языка как ино-странного // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. С. 196-211. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-196-211, https://elibrary.ru/ztmwvk
  22. 22. Emirilyasova S.S. Boost of foreign language distance learning in the higher education // Modern Pedagogi-cal Education. 2022. № 4. P. 73-75. https://elibrary.ru/asgfjo
  23. 23. Ospanova V.A., Tymoshenko V.I. Learning a foreign language through educational games as an effective way to develop speaking skills // Teaching English in Professional Context: Entering Global Community: Proceedings of the 3rd International Scientific and Practical Conference. Тамбов, 2017. P. 52-55. https://elibrary.ru/asgfjo
  24. 24. Золотов П.Ю. Психолого-педагогические условия формирования прагматической компетенции сту-дентов на основе корпусных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитар-ные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 7-13. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-7-13, https://elibrary.ru/mpunsw
  25. 25. Мирзалиева Д.Б. Новые методы обучения русскому языку как иностранному // European Science. 2019. № 6 (48). С. 62-64. https://elibrary.ru/tzwmwm
  26. 26. Парецкая М.Э. Некоторые особенности преподавания русского языка как иностранного в современ-ных условиях // Язык & культура: межкультурная антропология: материалы Междунар. конф., по-свящ. 50-летию кафедры русского языка для иностранных учащихся ЮФУ. Ростов-на-Дону, 2017. С. 35-38. https://elibrary.ru/omyquc

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».