Модель многоязычного обучения в многопрофильном вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современные тенденции в высшем образовании предполагают постепенный переход от монолингвальной системы обучения к многоязычной. Актуальность исследования обусловлена потребностью в специалистах нелингвистического профиля, владеющих не только английским, но и другими иностранными языками и способных выстраивать грамотное взаимодействие с представителями других культур для решения производственных задач. Цель исследования: разработать модель формирования многоязычной компетенции у студентов многопрофильного вуза. Методы исследования: изучение и анализ методической и психологопедагогической литературы, педагогическое моделирование; наблюдение за ходом учебной деятельности на аудиторных занятиях, педагогический эксперимент. Установлена конфигурация многоязычной компетенции (профессионально-ориентированной речевой компетенции в английском и общей речевой компетенции во втором иностранном языке – испанском). Описана структура модели с подробной характеристикой компонентного состава. Методологический компонент включает в себя подходы (компетентностный, когнитивный, межпредметный, деятельностный) и принципы (интегративности, базовых учебных стратегий, организации учебно-познавательной деятельности в зависимости от гибких навыков, обстановочной афферентации, обратной афферентации, минимизации внутриязыковой интерференции, итеративно-уровневой организации). Содержательный компонент представлен описанием процессуального и содержательного аспектов. Разработана итеративно-уровневая система упражнения для формирования речевой компетенции (продуктивных видов деятельности). Представлены параметры оценивания развитости компетенции по уровням. Обозначены взаимосвязи между компонентами модели. Сделаны выводы о применимости модели в среде многопрофильного вуза.

Об авторах

Е. В. Шостак

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ekaterinavsh@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1552-1119

старший преподаватель

Россия, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Список литературы

  1. Степин В.С., Гутнер Г.Б., Голдберг Ф.И. Моделирование // Гуманитарная энциклопедия: Концепты. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7025 (дата обращения: 22.01.2020).
  2. Дамбуева А.Б. Модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2014. № 1-2. С. 57-59.
  3. Чиркова В.М. Теоретическая модель формирования социокультурной компетенции // Вестник Костром-ского государственного университета. 2008. Т. 4. № 4. С. 356-360.
  4. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. № 9. С. 136-140.
  5. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектирова-нию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85-91.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 329 с.
  7. Удина Н.Н., Атабекова А.А. Междисциплинарный подход в обучении иностранным языкам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 1. С. 226-229.
  8. Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения: междисциплинарный подход. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2011. 248 с.
  9. Авилкина Ж.Н., Пониматко А.П. К вопросу о когнитивном подходе в обучении иностранным языкам // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І.П. Шамякіна. 2009. № 1 (22). С. 108-113.
  10. Сергеева Б.В., Дзюба М.В. Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе // Совре-менные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/ ar-ticle/view?id=25811 (дата обращения: 27.08.2020).
  11. Барышников Н.В. Мультилингводидактика // Иностранные языки в школе. 2004. № 5. С. 19-27.
  12. Ярунина С.А. Проблемы полилингвальной подготовки специалистов в теории и практике педагогической науки // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 1. С. 100-104.
  13. Макарычев А.А., Егорова Л.С. Уровни профессиональной адаптивности личности // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. Т. 8. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-professionalnoy-adaptivnosti-lichnosti (дата обращения: 22.04.2020).
  14. Старкова Д.А., Рогова Е.А. Гибкие методы формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 24-30.
  15. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363. doi: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
  16. Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология об-разования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 4 (24). С. 374-380. doi: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380
  17. Курпатов А.В. Мышление. Системное исследование. М.: Капитал, 2018. 367 с.
  18. Судаков К.В. Мотивация и подкрепление: системные нейрофизиологические механизмы // Вестник Нов-городского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2006. № 35. С. 77-81.
  19. Муртазина Е.П., Журавлев Б.В. Анализ нейрофизиологических показателей процессов рассогласования в акцепторе результата действия на моделях обучения животных и человека // Известия ЮФУ. Техниче-ские науки. 2012. № 9 (134). С. 34-39.
  20. Cowan N. The magical number 4 in short-term memory: a reconsideration of mental storage capacity // The Behavioral and Brain Sciences. 2001. № 24. P. 87-114. doi: 10.1017/S0140525X01003922
  21. Shostak E., Khalyapina L., Khodunov I. LMS Moodle interactive exercises sequence for developing linguistic competence // Digital Transformation and Global Society. 2019. Vol. 1038 CCIS. P. 517-529. doi: 10.1007/978-3-030-37858-5_44
  22. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Зна-ние. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 148-157.
  23. Tsytovich M.V., Boronenko G.F., Yakusheva O.V. Flipped Classroom technology and its implementation at vari-ous levels of Higher Education // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Об-разование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 3. С. 21-32. doi: 10.14529/ped190302
  24. Тихонова Н.В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2 (127). С. 74-78.
  25. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».