Модель многоязычного обучения в многопрофильном вузе
- Авторы: Шостак Е.В.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
- Выпуск: Том 25, № 189 (2020)
- Страницы: 39-47
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298836
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-39-47
- ID: 298836
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современные тенденции в высшем образовании предполагают постепенный переход от монолингвальной системы обучения к многоязычной. Актуальность исследования обусловлена потребностью в специалистах нелингвистического профиля, владеющих не только английским, но и другими иностранными языками и способных выстраивать грамотное взаимодействие с представителями других культур для решения производственных задач. Цель исследования: разработать модель формирования многоязычной компетенции у студентов многопрофильного вуза. Методы исследования: изучение и анализ методической и психологопедагогической литературы, педагогическое моделирование; наблюдение за ходом учебной деятельности на аудиторных занятиях, педагогический эксперимент. Установлена конфигурация многоязычной компетенции (профессионально-ориентированной речевой компетенции в английском и общей речевой компетенции во втором иностранном языке – испанском). Описана структура модели с подробной характеристикой компонентного состава. Методологический компонент включает в себя подходы (компетентностный, когнитивный, межпредметный, деятельностный) и принципы (интегративности, базовых учебных стратегий, организации учебно-познавательной деятельности в зависимости от гибких навыков, обстановочной афферентации, обратной афферентации, минимизации внутриязыковой интерференции, итеративно-уровневой организации). Содержательный компонент представлен описанием процессуального и содержательного аспектов. Разработана итеративно-уровневая система упражнения для формирования речевой компетенции (продуктивных видов деятельности). Представлены параметры оценивания развитости компетенции по уровням. Обозначены взаимосвязи между компонентами модели. Сделаны выводы о применимости модели в среде многопрофильного вуза.
Об авторах
Е. В. Шостак
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ekaterinavsh@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1552-1119
старший преподаватель
Россия, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29Список литературы
- Степин В.С., Гутнер Г.Б., Голдберг Ф.И. Моделирование // Гуманитарная энциклопедия: Концепты. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7025 (дата обращения: 22.01.2020).
- Дамбуева А.Б. Модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2014. № 1-2. С. 57-59.
- Чиркова В.М. Теоретическая модель формирования социокультурной компетенции // Вестник Костром-ского государственного университета. 2008. Т. 4. № 4. С. 356-360.
- Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. № 9. С. 136-140.
- Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектирова-нию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85-91.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 329 с.
- Удина Н.Н., Атабекова А.А. Междисциплинарный подход в обучении иностранным языкам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 1. С. 226-229.
- Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения: междисциплинарный подход. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2011. 248 с.
- Авилкина Ж.Н., Пониматко А.П. К вопросу о когнитивном подходе в обучении иностранным языкам // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І.П. Шамякіна. 2009. № 1 (22). С. 108-113.
- Сергеева Б.В., Дзюба М.В. Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе // Совре-менные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/ ar-ticle/view?id=25811 (дата обращения: 27.08.2020).
- Барышников Н.В. Мультилингводидактика // Иностранные языки в школе. 2004. № 5. С. 19-27.
- Ярунина С.А. Проблемы полилингвальной подготовки специалистов в теории и практике педагогической науки // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 1. С. 100-104.
- Макарычев А.А., Егорова Л.С. Уровни профессиональной адаптивности личности // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. Т. 8. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-professionalnoy-adaptivnosti-lichnosti (дата обращения: 22.04.2020).
- Старкова Д.А., Рогова Е.А. Гибкие методы формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 24-30.
- Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363. doi: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
- Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология об-разования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 4 (24). С. 374-380. doi: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380
- Курпатов А.В. Мышление. Системное исследование. М.: Капитал, 2018. 367 с.
- Судаков К.В. Мотивация и подкрепление: системные нейрофизиологические механизмы // Вестник Нов-городского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2006. № 35. С. 77-81.
- Муртазина Е.П., Журавлев Б.В. Анализ нейрофизиологических показателей процессов рассогласования в акцепторе результата действия на моделях обучения животных и человека // Известия ЮФУ. Техниче-ские науки. 2012. № 9 (134). С. 34-39.
- Cowan N. The magical number 4 in short-term memory: a reconsideration of mental storage capacity // The Behavioral and Brain Sciences. 2001. № 24. P. 87-114. doi: 10.1017/S0140525X01003922
- Shostak E., Khalyapina L., Khodunov I. LMS Moodle interactive exercises sequence for developing linguistic competence // Digital Transformation and Global Society. 2019. Vol. 1038 CCIS. P. 517-529. doi: 10.1007/978-3-030-37858-5_44
- Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Зна-ние. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 148-157.
- Tsytovich M.V., Boronenko G.F., Yakusheva O.V. Flipped Classroom technology and its implementation at vari-ous levels of Higher Education // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Об-разование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 3. С. 21-32. doi: 10.14529/ped190302
- Тихонова Н.В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2 (127). С. 74-78.
- Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.
Дополнительные файлы
